Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные исследования измененных состояний сознания в России




 

Опираясь на исследования наших отечественных ученых: Н. В. Груздева [73], В. В. Кучеренко [72], А. М. Проворова [75], А. В., Россохина [69, 70], Т. Д. Клименко [71], Ю. А. Бубеева, В. В. Козлова [74, 76], можно сделать следующие выводы:

1. Значительное влияние на развитие измененных состояний сознания оказывает уровень невротизации, который характеризует эмоциональные и психосоматические особенности личностной регуляции, отражая как статичные личностные свойства, так и динамически изменяющиеся состояния. Уровень невротизации позволяет установить меру резистентности субъекта к воздействию широкого спектра внешних и внутренних дестабилизирующих факторов и указывает на степень вероятности возникновения ИСС как неспецифических адаптивных реакций.

2. Индукция измененных состояний сознания у здоровых людей при стрессе преимущественно связана с механизмом когнитивной установки и предрасположенностью к развитию невротических и неврозоподобных реакций. Обнаруженные психологические корреляты ИСС позволяют сделать предположение об изоморфности механизмов их возникновения у здоровых людей под воздействием интенсивного стресса и в повседневной жизни, что является свидетельством принадлежности ИСС к ряду непатологических психических явлений.

3. Религиозные практики (например, медитация на Йидам в тантрическом буддизме или практика исихазма в православии) имеют сходные психологические механизмы с практиками работы с образами в рамках психотерапии.

4. В измененных состояниях сознания происходит переход от денотативных форм категоризации на коннотативные. И как следствие, мы наблюдаем, во-первых, переключение с вербально-логических на образные формы репрезентации, когда на первый план выдвигается чувственная ткань сознания, и, во-вторых, переход от понятийных видов обобщения к комплексным. Кроме того, изменения форм категоризации сопровождаются изменениями в самосознании – рефлексии субъекта становятся доступными содержания более глубинных уровней репрезентации. Изменения самосознания, в частности, проявляются в феномене отчуждения субъектом процессов и продуктов собственной активности.

5. ИСС благотворно влияет на личность и обладает высоким трансформационным потенциалом.

6. Сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальной и контрольных группах, позволяет говорить о том, что тренинги с применением интенсивных интегративных психотехнологий и инициации ИСС в целом более эффективны для изменения психического состояния: с тренингом без использования ИСС.

7. Расширенное состояние сознания выступает как отдельный специфический вид измененных состояний сознания. Оно позитивно влияет на личность и обладает высоким трансформационным потенциалом (наблюдается улучшение показателей по параметрам: самочувствие, активность, настроение, реактивная тревожность).

8. Анализ картографий состояний сознания показал, что и научные и духовные карты содержат состояния сознания феноменологически схожие с расширенным состоянием сознания. Расширенные состояния сознания являются неотъемлемой частью карт сознания. Это нужно учитывать при создании карт состояний в будущем.

9. Расширенное состояние сознания позитивно влияет на группу (наблюдается повышение групповой сплоченности, уровня референтности, уровня интегративности, происходит сближение участников группы, более тесными становятся эмоциональные связи между участниками группы, более близкими становятся отношения).

10. Рефлексия ИСС как активный субъектный процесс, преобразующий содержание сознания и самосознания, актуализируется в ходе вербализованного внутреннего диалога. Рефлексивные процессы внутренне диалогического высказывания качественно и количественно отличаются от внутренне монологической рефлексии. Они создают условия порождения новых смысловых образований. Были выявлены четыре различных рефлексивных уровня: нарративный, наблюдающий, диалогический, ценностный. Диалогический уровень рефлексии ИСС отсутствует в текстах вне внутреннего диалога. Он является отличительной чертой вербализованного внутреннего диалога в ИСС. Выявлена статистически значимая большая степень активности по сравнению с обычным текстом ценностного и наблюдающего рефлексивных уровней внутреннего диалога в ИСС.

11. В глубоких ИСС, характеризующихся крайне слабым уровнем рефлексии и активности сознания, возможно протекание внутреннего диалога и некоторой активности рефлексии как самонаблюдения, разворачивающихся на самом краю сознания.

12. Выявлено влияние расширенных состояний сознания на трансформацию состояний личности: наблюдаются изменения самоидентификации личности в холотропном процессе (по Грофу); происходит прорабатывание личностных проблем путем анализа внутренних переживаний; возможно возникновение социальной потребности во взаимодействии с другими участниками холотропного процесса; становится возможным доступ к внутреннему ресурсному потенциалу личности и его использованию; происходит интеграция опыта, получаемого личностью в холотропном процессе. Выявление социально-психологических детерминант и особенностей состояний личности в ИСС определяют основы психологической работы с использованием интегративных психотехнологий.

13. Выявлены тендерные особенности феноменологии РСС, которые являются социально-психологическими; преобладание большей интенсивности эмоционального фона и глубины погружения в РСС у мужчин; большая устойчивость состояния и сниженный уровень контроля своих действий в РСС у женщин.

14. Погружения в РСС оказывают положительное воздействие на такие интегративные показатели, как активность, самочувствие, настроение, а также бодрость и работоспособность.

 

К сожалению, объем данной книги не позволяет рассмотреть подробно исследования измененных состояний сознания, проводимые этими прекрасными учеными, поэтому заинтересованного читателя я вынужден отправить к первоисточнику. В конце книги в списке литературы даны ссылки на их работы, в которые при необходимости можно будет заглянуть.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...