Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурные аспекты интеграции/сегрегации этнических общин




Добровольная сегрегация общин этнических мигрантов или, по терминологии М. Саввы, "капсулирование", - чаще всего осознанная стратегия адаптации к принимающему обществу, обусловленная низким уровнем готовности мигрантской общины к интеграции с местным сообществом 19.

Создание "буферной среды", воспроизводящей социальные связи и сети, традиционную культурную среду наиболее характерно для тех этнических общин, традиции, культура, сложившиеся нормы поведения которых существенно отличаются от бытующих у местного населения 20. Классический пример - китайцы, во всех мегаполисах мира замыкающиеся в своей общине. (Разумеется, это выбор части представителей мигрантской общины, во всякой этнической общине имеются и те, кто осознанно стремятся интегрироваться в принимающее общество и дистанцируются от соотечественников). Решающее значение при этом играет тип миграционного поведения: ориентация на постоянное проживание или заработки (временная трудовая миграция). Высказываются и иные точки зрения, увязывающие выбор курса на интеграцию/сегрегацию в зависимости от социально-экономической дифференциации данной этнической группы (О. Вендина 21), или "интенсивности выражения этнических черт", увязываемой Ю. Арутюняном со временем приезда 22.

Характер буферной среды связан с типом традиционной системы социального контроля, присущей данной этнической группе, а также сочетания ряда других факторов. Для большинства этнических культур Северного Кавказа и Закавказья, а также Средней и Юго-Восточной Азии, значима роль этнической общины в формировании самооценки отдельных ее членов. Интеграционная буферная среда этих этнических групп как бы воспроизводит традиционные, привычные системы общинных связей 23.

С одной стороны, сегрегация - стратегия общины, с другой - результат политики принимающего общества. И дело не только в бытовых, чаще всего не складывающихся отношениях между представителями общины и местным населением. Огромное значение приобретает действенность социальных, экономических, культурных институтов, призванных обеспечивать социализацию населения. Однако в современных условиях они слабо ориентированны на социализацию мигрантов, прибывающих из других социумов.

Поясним на примере таджикских трудовых мигрантов в России. По закону, работодатель должен получить лицензию на привлечение иностранной рабочей силы, а сами работники - разрешение на работу. Бюрократичность процедур, сроки оформления и их стоимость, несопоставимая со штрафами за нарушение закона, которые на порядок меньше стоимости разрешения, делают эти процедуры обузой и для работодателя, и для трудящегося-мигранта. Нелегальная занятость последних выгодна и работодателю, и мигрантам. Работодателю, не платящему налогов, проще делиться частью сверхприбыли с мигрантами: по данным С. Олимовой, заработная плата таджиков, занятых на российских стройках и не имеющих официального разрешения на трудовую деятельность и официальных контрактов, значительно выше по сравнению с официально оформленными на работу 24. (Наряду с дешевизной, работодателей привлекает и то, что из Средней Азии прибывает, как правило, неквалифицированная рабочая сила - "народ, в основном, забитый, покладистый, и готовый на все условия". Гастербайтеры выгодно отличаются от местной рабочей силы: "наш с утра приходит, и работать еще не может, а после обеда работать уже не может, и все, чем располагал - пропил, продал" 25).

С не меньшими сложностями мигрант сталкивается при попытке законным путем оформить регистрацию. Российские институты регистрации и использования иностранной рабочей силы работают с обратным эффектом, плодя незаконных мигрантов, выталкивая их в теневую экономику.

И тогда включаются институты традиционного таджикского общества. На всех стадиях - принятия решения о выезде, подготовки переезда, в пути, поиска работы, обустройства на новом месте, возвращении, даже в переводе заработанных средств, - таджикские мигранты вынуждены опираться на традиционные структуры традиционного общества: многопоколенную семью, авлод (кровно-родственная патрилинейная родовая община), родовую, соседскую общину, земляческую (этнорегиональную) группу 26.

Патриархальная структура воспроизводится и в принимающем обществе: все заботы о регистрации, взаимоотношений с властями, работодателем, медицинского обслуживания и т.п. берет на себя бригадир. Оборотной стороной опоры на традиционные структуры является отсутствие опыта социализации принимающего общества, адаптации к городской среде.

В известной мере вынужденная сегрегация тех или иных этнических общин в общественном мнении россиян трансформируется в подозрительность, обвинения в клановости, мафиозности, замкнутости. Эти настроения тем явственнее, чем более значима этнокультурная дистанция между этнической группой и местным населением. Отсутствие транспарентности взаимоотношений внутри этнической общины подпитывает подозрительность и отторжение со стороны принимающего общества. Частота контактов местных жителей и вновь прибывших позитивно влияет на их взаимоотношения. Но для этого требуются годы и опыт многих поколений - по крайней мере, в местах компактного расселения этнических общин.

Особое значение приобретает фактор разницы "урбанизационных потенциалов" территорий выхода и вселения мигрантских этнических общин. Сложно адаптироваться к российским условиям не только таджикам, но и выходцам из сельской местности других государств Средней Азии, Азербайджана, республик Северного Кавказа. Важно и качество городской среды: традиции и нормы поведения, сложившиеся даже в больших городах Средней Азии, несут печать традиционного общества и кардинально отличаются от российских. Не меньшее значение имеет и опыт этнокультурных контактов принимающего населения, тесно связанный с урбанизированностью территории. Неспроста наиболее сложная ситуация в сфере межэтнических отношений сегодня складывается в наименее урбанизированных регионах Северного Кавказа - Краснодарском, Ставропольском краях.

Мигрантофобии и этнофобии, перефразируя С. Хантингтона, - порождение столкновения цивилизаций. Столкновения городской цивилизации с развитыми социальными коммуникациями, высокой социальной мобильностью, выраженным индивидуализмом, не замыкающимся в рамках группы, и сельской цивилизацией - с патриархальным, клановым, коллективистским образом жизни.

Интолерантность к мигрантам есть результирующая реакция на целый комплекс наложившихся проблем, связанных с появлением культурно различающихся новообразований в локальной социальной среде, которые неизбежны при массовом притоке мигрантов в ту или иную местность, преобладанием в миграционных потоках представителей не урбанизированной среды, не адаптированных к высокоурбанизированной российской среде, тем паче - к существованию в условиях мегаполисов, перенесением негативных стереотипов на целые антропологические группы - "кавказцев", "азиатов".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...