Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фобии и дискриминация меньшинств




Нетерпимость может принимать различные формы, вплоть до физического насилия. По данным правозащитных организаций, можно достоверно утверждать о трех десятках убийств на национальной почве в 2001-2004 годах 27, представители национально-культурных организаций утверждают, что их на порядок больше. Однако если громкие случаи насилия привлекают внимание общества, то ползучая дискриминация меньшинств, представляющая не меньшую угрозу социальной стабильности, незаслуженно игнорируется и СМИ, и российским социумом. Хотя подростки четко фиксируют дискриминацию меньшинств: отвечая на вопрос, каково отношение в современной России к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам, школьники на первое место поставили национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%) 28.

Дискриминации в первую очередь подвергаются самые бесправные представители этнических меньшинств: отсутствие гражданства, регистрации, плохое знание русского языка, недостаточная квалификация и пробелы в образовании делают неконкурентоспособными представителей меньшинств во всех сферах социально-экономической жизни принимающего общества. При этом не играет значения, насколько "успешно" данное меньшинство в локальном социуме. Важен уровень толерантности к данному конкретному меньшинству: неприятие меньшинства провоцирует дискриминацию его представителей.

В известном смысле, дискриминацию можно рассматривать как частный случай этнической напряженности и этнического насилия низкой интенсивности, для которого характерна рутинность и привычное знакомство с репертуаром насилия 29. Причем, по справедливому замечанию М. Аствацатуровой, усиление межэтнической напряженности приводит к дальнейшей дискриминации меньшинства, которая проявляется не только в риторике, но и "обосновании дискриминационных принципов в нормативно-правовых актах органов власти и местного самоуправления, утверждении националистического курса государственной (региональной) национальной политики" 30.

Социальный статус представителя меньшинства - его личный статус - становится производным от статуса данного меньшинства в системе взаимоотношений "местное население - меньшинство". Парадоксальным следствием этого является многомерность ("размытость") социального статуса иноэтничного мигранта: скорее правилом, нежели исключением, являются примеры занятия им противоречивых социальных позиций. Дискриминатор ориентируется не на личные качества работника, а на статус меньшинства, определяющего стоимость труда его представителей на рынке труда.

Решающее значение на распространенность ксенофобий и сопутствующей дискриминации представителей меньшинств играет предыстория формирования данной этнической группы. Обследования, проведенные нами в 2002-2004 годах в Поволжье, свидетельствуют, что и население, и эксперты четко различают традиционные для данной местности этнические группы и мигрантские: "татары, мордва, чуваши - это свои, как и русские". Аналогичные представления и о положении евреев и немцев 31.

Нетерпимость направлена исключительно на представителей мигрантских этнических групп. Отвечая на вопрос, "Есть ли такие национальности, пребывание которых на территории вашей области признается в общественном мнении нежелательным?", эксперты, выделяют цыган, чеченцев, затем, с большим отрывом, дагестанцев, таджиков, азербайджанцев, узбеков (Астрахань, 2004). Наиболее сложно представителям кавказских и среднеазиатских меньшинств: "Сам термин - лицо кавказской национальности - это как клеймо, ты уже бандит"; "за последние год-два возникло негативное отношение к дагестанцам и, независимо от национальности, к выходцам из Чечни, будь то русские, татары, евреи - кто угодно" 32. Те меньшинства, на которые направлены этнофобии, и подвергаются дискриминации в первую очередь. Основными сферами дискриминации меньшинств являются право на работу, найм жилья. По мнению астраханских экспертов, наименьшие шансы получить работу на государственной, муниципальной службе имеют цыгане, чеченцы, дагестанцы, таджики, узбеки, им же ограничен доступ в силовые органы (здесь чеченцы опережают цыган), в учреждения бюджетной сферы. Одновременно эксперты полагают, что доступ в частный бизнес более затруднен русским и представителям традиционных меньшинств. В Самарской области, по мнению экспертов, доступ во все упомянутые сферы занятости ограничен цыганам, таджикам, узбекам, азербайджанцам, чеченцам. (Астрахань, 2004; Самара, 2004).

Нами предпринимались попытки опытной проверки дискриминации представителей национальных меньшинств в этих сферах в Астрахани и Самаре (2002 год и 2004 год). Обследование проводилось волонтерами, преимущественно, студентами. Методика обследования включала элиминирование всех, по возможности, факторов, кроме этнической принадлежности претендентов и сводилась к "провоцированию" работодателей на выбор между представителем национального меньшинства и русским (либо между представителями разных национальных меньшинств) 33.

Опытное обследование положения представителей национальных меньшинств на рынке труда продемонстрировало: в 11 % попыток устройства на работу, предпочтение отдается русскому (ой), или представителю традиционного меньшинства - перед мигрантами.

Наряду с отказами в найме на работу отмечались факты и дискриминации в оплате труда, условиях труда. В одном случае студенту-армянину предложили объект и график труда хуже, чем его напарнику; оплата труда также была меньше в полтора раза. В другом случае русскому студенту, кроме фиксированной ставки, одинаковой с его напарником-узбеком, были предложены премиальные (Самара, 2004).

В то же время традиционные меньшинства меньше сталкиваются с дискриминацией на рынке труда: из 51 "провокации" работодателей только в 8 случаях можно говорить о возможной дискриминации татар и ногайцев (причем в некоторых случаях девушки прибегали к экстремальным мерам, обряжаясь в религиозные одежды), в 5 отмечалась позитивная дискриминация (Астрахань, 2004).

Сходная ситуация на рынке жилья. Владелец жилья, по мнению и астраханских, и самарских экспертов, в первую очередь обращает внимание на то, является арендатор приезжим или местным, а также его национальность. Другие факторы - прописка, наличие маленьких детей, семейное положение, гражданство, род занятий, пол, возраст - существенно менее значимы. В Астрахани наименьшие шансы снять жилье имеют чеченцы, цыгане, дагестанцы, таджики, узбеки, в Самаре - цыгане, таджики, чеченцы, узбеки, азербайджанцы (Астрахань, 2004; Самара, 2004). В то же время большинство экспертов и участников фокус-групп отвергали предположения о ценовой дискриминации съемщиков жилья по национальному признаку 34.

Налицо устойчивые предубеждения против сдачи жилья представителям кавказских, среднеазиатских меньшинств, цыганам. Наиболее сложно найти жилье выходцам с Кавказа: из 37 "провокаций" съемщика жилья, предпринятых нашими кавказскими волонтерами, в 11 случаях зафиксирован отказ по национальному признаку (Астрахань, 2004).

Практически во всех регионах России можно встретить в частных объявлениях о сдаче жилья формулировки: "только для русских", "только для русской семьи ".

Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке жилья, лица, ищущие жилье, зачастую сами указывают свою национальность. Наиболее распространены формулировки "для русской семьи", "русского мужчины", "русской женщины", "русской девушки", "семья славян". (таблица 1, рисунок 1).

 

Таблица 1. Объявления "только для русских" в газетах бесплатных объявлений, 2002-2004 годы

Территория Объявления арендодателей Объявления арендаторов
Всего Из них «для русских» Всего Из них «для русских»
Количество % Количество %
Санкт-Петербург     1,6     19,9
Москва     0,0     21,5
Смоленск     1,5     2,3
Орел     7,1     6,3
Курск     0,1     0,0
Кавказские минеральные воды     3,6     13,3
Краснодар     2,6     7,7
Ставрополь     24,8     22,4
Астрахань     8,3     13,0
Волгоград     7,5     30,9
Саратов     15,1     25,9
Самара     10,6     24,6
Оренбург     3,7     7,5
Пенза     1,2     1,6
Нижний Новгород     7,1     14,7
Пермь     0,7     7,3
Иркутск     4,5     15,7

Рисунок 1. Доля объявлений "для русских" на рынках сдачи/найма жилья в газетах бесплатных объявлений разных городов России

Примечание: анализировались 11,1 тысяча объявлений о сдаче жилья и 9,4 тысячи объявлений о найме жилья в газетах бесплатных объявлений в 2002-2004 гг.

Наиболее распространены дискриминационные объявления на юге России, в регионах, ранее других столкнувшихся с масштабным притоком иноэтнических мигрантов 35.

Зафиксированная дискриминация представителей этнических меньшинств, касается наиболее благополучных регионов, с давними традициями мультикультурного существования (Астрахань), где сильны позиции третьего сектора (Самара), где многие годы проводится достаточно продуманная и эффективная политика в отношении национальных меньшинств (Оренбург, Самара) или где в последние годы сделаны гигантские шаги в ее становлении (Ставрополь, Волгоград). В других регионах России, за немногими исключениями, ситуация не лучше.

Российское общество поражено этнофобиями. Акцентирование государственной миграционной политики на "борьбу с незаконной миграцией" дало мощный импульс мигрантофобиям, принимающим этническую окраску. Страдают при этом не только иноэтничные мигранты, с большими проблемами сталкиваются и иммигранты, переселяющиеся в Россию из государств СНГ (в подавляющем большинстве это русские), и временные трудовые мигранты из этих государств, и россияне.

Миграционная и национальная (этнонациональная) политика рассматриваются властями, СМИ и общественностью в неразрывной связи. Сложился своеобразный политический и общественный консенсус в отношении необходимости жесткой национальной и миграционной политики. Неприятие временных трудовых мигрантов, не ориентированных на интеграцию или адаптацию к российским условиям, распространяется на всех мигрантов, а также иноэтнические группы, давно осевшие в регионе.

И власти, и политики, и СМИ делают акцент исключительно на негативных последствиях миграции. (Роль вопросов национальной политики во внутриполитической борьбе - особая тема. Отметим только, что националистическая риторика активно использовалась на последних парламентских выборах: в ноябре 2003 года ксенофобские настроения были более распространены среди потециальных избирателей "Яблока", "Единой России", СПС, чем ЛДПР 36).

В масс-медиа доминирует "язык вражды". Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России (выборка - 586 человек 37). Фокус-группы с московскими студентами, черпающими информацию из СМИ, обнаружили, что их оценки количества приезжих в Москве фантастичны - от 17% до 60% населения Москвы. Большинство приезжих, по мнению информантов - люди другой национальности. Чаще всего назывались такие этнические группы как грузины, армяне, азербайджанцы - "они все на одно лицо" 38.).

И это оказывает воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение миграционной политики - во благо общества и его лично. Редкие голоса специалистов, предупреждающих, что без труда мигрантов встанут целые отрасли, что сферы их занятости - весьма специфичные, куда россияне не идут, что их дешевый труд делает дешевле и комфортнее нашу жизнь, остаются голосами вопиющего в пустыне.

Надо откровенно признать: иммиграция из стран СНГ "представляет собой еще одну форму "неоколониализма"…. Поэтому такая иммиграция чрезвычайно выгодна странам-реципиентам, а нелегальная миграция выгодна вдвойне, по той простой причине, что именно бесправный нелегал особенно удобен для эксплуатации без всяких ограничений. Выгоды от иммиграции дисперсны, их ощущает каждый, кто сталкивается с иммигрантом как работодатель, арендодатель, потребитель услуг, даже "правоохранитель" и т.д. Централизованная же борьба с иммиграцией, в том числе и нелегальной - пустой звук, потому что эта борьба против очевидных интересов собственного населения, а такую борьбу не удавалось еще выиграть ни одной власти" 39.

Необходимо стремиться к минимизации незаконной миграции и незаконной занятости. Но для этого должны быть четкие и ясные процедуры регистрации, получения вида на проживание, вида на жительство, разрешения на работу. Что не исключает их жесткости как по отношению к мигрантам, так и к работодателям.

Реальные и серьезные проблемы, обусловленные интенсивным формированием "новых диаспор" и компактных поселений мигрантских этнических меньшинств, следует решать путем проведения конструктивной этнонациональной региональной политики. И регионы начинают активно проводить более решительную политику по предупреждению напряженности между местным населением и мигрантами. Проблемы, связанные с мигрантофобиями, власти субъектов Федерации стараются ныне решать в рамках программ региональной национальной политики, которые финансируются, как и программы борьбы с незаконной миграцией и борьбы с преступностью, из региональных бюджетов 40.

В ряде регионов, где осуществляется конструктивное сотрудничество с этническими меньшинствами, достигнуты впечатляющие успехи (Пермская, Самарская области, Коми, Удмуртия и др.). В регионах России накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями национальных меньшинств.

В ознакомлении с таким опытом нуждаются как органы государственной власти и местного самоуправления, так и организации национальных меньшинств. Сегодня угрозу социально-политической стабильности (несомненному приоритету региональных властей) представляют не межнациональные конфликты, а нарастающая социально-политическая напряженность - прямое следствие распространения ксенофобий и усиливающейся дискриминации меньшинств. Необходима смена курса этнорегиональной политики: от антикризисной политики - к антидискриминационной политике.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...