Сущность и психологические особенности межличностного взаимопонимания. Возможные причины непонимания и недопонимания партнеров по общению. Условия достижения понимания между людьми.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. Место психологии в системе наук. Индивидуальная продолжительность жизни и ее факторы. Сущность и психологические особенности межличностного взаимопонимания. Возможные причины непонимания и недопонимания партнеров по общению. Условия достижения понимания между людьми. Структура психологической науки. Практическая психология, ее задачи и роль в общественной практике. Психология изучает психику в закономерностях ее развития. Предмет психологии - психические процессы, свойства и состояния личности в ее реальных взаимоотношениях со средой, ее общение и деятельность. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд научных дисциплин и направлений. Критерии различения отраслей: 1) содержание конкретной деятельности; 2) психологические аспекты развития; 3) отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие). 1. Если взять за основу первый критерий, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. а) Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ). В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияния на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т.п. Психология труда имеет ряд самостоятельных разделов:
· инженерная психология (изучает деятельность оператора в автоматических системах управления, решает проблемы согласования функций между человеком и машиной); · авиационная психология (изучает закономерности деятельности в процессе летного обучения); · космическая психология (исследует психологические особенности деятельности человека в условиях невесомости). б) Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса о6учения, взаимоотношение между педагогами и учениками, индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии. К разделам педагогической психологии относятся: · психология обучения, · психология воспитания, · психология учителя, · психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. в) Медицинская психология – раздел психологии, посвященный изучению влияния психических процессов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний, а также изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Выделяют 2 основные области приложения медицинской психологии: 1) нервно-психические заболевания (изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или врожденными аномалиями (Лурия, Зейгарник)), 2) соматические заболевания (изучение влияния психических состояний (факторов) на соматические процессы). Медицинская психология подразделяется на: · нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; · психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
· психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; · психопрофилактику и психогигиену. г) Юридическая психология - рассматривает психол. вопросы, связанные с реализацией системы права. Подразделяется на: · судебную психологию, исследующую психологические особенности поведения участников уголовного процесса; · криминальную психологию, занимающаяся психол. проблемами поведения и формирования личности преступника, · исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенных в исправительно-трудовых колониях. д)Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психол. проблемы управления боевой техникой, психол. стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психол. пропаганды и контрпропаганды и т.д. е) Психология спорта рассматривает психол. особ-ти личности и деят-ти спортсменов, условия и средства их психол. подго-товки, психол. параметры тренированности спортсмена, психол. факторы, связанные с организацией и проведением соревнований. ж) Психология торговли выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п. з) Психология научного творчества – исследование закономерностей творческой деятельности, факторы, стимулирующие творческую активность. и) Психология художественного творчества и эстетического восприятия.
2. Если за основу классификации отраслей психологии принять психологические аспекты развития, то можно выделить следующие разделы: а) Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психич. процессов и психол. качеств личности, развивающихся у человека, возрастные особенности психических процессов, возрастные факторы развития личности. Она разветвляется на: · детскую психологию, · психологию подростка, · психолгию юности, · психологию взрослого человека (акмеология), · геронтопсихологию. б) Психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на:
· патопсихологию, которая исследует отклонения в процессе развития психики; · олигофренопсихологию - науку о патологии психического развития, связанного с врожденным дефектом мозга; · сурдопсихологию - психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха; · тифлопсихологию - психологию развития слабовидящих и незрячих. в) Сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни, осуществляет сопоставление психики животных и человека, устанавливает характер и причины существующих сходств и различий в их поведении. Сравнительная психология подразделяется на: · зоопсихологию, изучающую психику животных, принадлежащих к разл. видам, внешние формы и механизмы поведения, · этологию - изучает врожденные механизмы поведения животных. 3. Если классифицировать ветви психологии с точки зрения психологических аспектов личности и общества, то вычленяется еще один ряд отраслей психологической науки, объединенных понятием социальная психология. а) Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах: проблемы коммуникации, психологической совместимости, межличностные отношения в группах, степень сплоченности, динамика отношений в семье, зависимость самооценки личности от групповой оценки б) Политическая психология изучает психические процессы, свойства и состояния личности в ее взаимоотношениях с политической средой и деятельность в этой среде. Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающей значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли. Особое место среди прочих областей занимает обшая психология. Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность, общие закономерности психических процессов, дифференциально-психологических особенностей личности, характера и темперамента, мотивы поведения. Результаты исследований общей психологии - фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Практическая психология связана с душевной жизнью человека и его личностными взаимоотношениями. И здесь существует множество областей - таких, как психотерапия, психодиагностика, психологическая служба в школе, служба телефона доверия, индивидуальное консультирование и др. При всем разнообразии этих областей их объединяет направленность на психологические проблемы конкретного человека. Роль практической психологии в образовании. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности. Логическим следствием этого процесса явилась организация службы практической психологии как сферы человековедения. Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи: при работе с семьей ребенка, при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях. Задачи практической психологии: Решение научно-исследовательских задач практической психологии нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологических основ деятельности практического психолога, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях различных социальных систем. Решение прикладных задач практической психологии связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по практической психологии; разработку психологических рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, психологического обоснования деятельности служб практической психологии; создание проектов нормативных документов такой деятельности. Практические задачи определяются конкретными проблемами профессиональной деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных психологических кабинетах и центрах. Основные задачи практической психологии (в образовании):
1. содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта; 2. обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей; 3. профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка; 4. психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания, включая составление учебных программ, учебников, разработку психол. оснований дидактических и методических материалов, подготовку педагогов, воспитателей, психологов и т.п.; 5. выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в развитии. Пять основных направлениях практической психологии: 1. Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей. 2. Важнейшей целью психодиагностики является добывание психологической информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории. 3. Психологическая коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой. 4. Психологическое консультирование обеспечивает человека необходимой психол. инф-цией и создает ему условия - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкр. обстоятельствах. 5. Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности в тех случаях, когда отсутствуют проявления психического заболевания. Перечисленные направления практической психологии расположены в порядке возрастания ответственности психолога за результаты своей профессиональной деятельности и усложнения комплекса средств, используемых в процессе работы. Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями можно увидеть и в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированной можно считать психодиагностику, наименее стандартизированными являются психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений в каждом конкретном случае.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|