продолжительность жизни человека
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Под видовой (биологической) продолжительностью жизни подразумевается средний минимальный возраст, которого особи данного вида достигают при наиболее благоприятных условиях существования. После этого происходит снижение жизнеспособности организма, и на определённом этапе смерть становится неизбежной. Предполагается, что видовая продолжительность жизни является генетически запрограммированной, но различные факторы могут ускорить старение, приводя к преждевременной смерти. Споры относительно видовой продолжительности жизни человека ведутся уже давно. Сравнивая видовую продолжительность жизни различных животных с периодами их роста, учёные пытались вывести общий коэффициент для расчёта продолжительности жизни всех животных, заодно и для человека. Так, в лошадь растёт до 4 лет, а живёт при хорошем уходе до 25-30 лет, рогатый скот растёт в течение 5 лет, а живёт до 35-40 лет. Путём деления срока жизни на срок роста получали искомый коэффициент – 6-7. Этот коэффициент, предложенный свыше 200 лет назад французским естествоиспытателем Жоржем Луи Бюффоном (1707-1783), известен под названием коэффициента Бюффона. Принимая за среднюю продолжительность роста человека 14 лет, Бюффон утверждал, что продолжительность жизни человека должна равняться 90-100 годам. Кроме коэффициента Бюффона, в разные времена предлагались коэффициенты для расчёта биологической продолжительности жизни животных по среднему сроку внутриутробного развития, по среднему сроку завершения оссификации (окостенения) скелета, по срокам наступления половой зрелости и так далее. Все эти коэффициенты, ориентированные на тенденции и закономерности, существующие в животном мире, определяют человеку от 80 до 200 лет. Чаще всего учёные называют цифру 100 лет, однако, эта цифра не отражает реальной картины. Так, в 70-е годы Б.Ц.Урланис, взяв в качестве основного ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах, путём сложных расчётов и построения кривых пришёл к выводу, что видовая продолжительность жизни человека составляет 86 лет для мужчин и 88 лет для женщин. При этом автор подчёркивал приблизительный характер этих цифр.
Почему же расчёты, в какой-то мере верные для животных, оказываются нереальными для человека? Ответ, видимо, кроется в социобиологической природе человека. Разграничивая роль биологических и социальных факторов в жизни человека и подчёркивая ведущую роль последних, И.И.Мечников говорил: "Естественный отбор, дойдя до человека, преломляется как луч в призме. Это уже не он больше". Второй причиной несоответствия предполагаемой максимальной продолжительности жизни человека и реальной средней продолжительности являются условия жизни. Для иллюстрации этого демографы используют аллегорию с шарами, в которой максимальный возможный путь – видовая продолжительность жизни, а расстояние, на которое реально укатывается шар (реальный срок жизни), зависит от характера поверхности – условий жизни. Средняя продолжительность жизни человека в разные периоды меняется в зависимости от многих условий: войн, эпидемий, распространённости различных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, например, туберкулёз, малярия, тиф и от других), эффективности работы медицинских учреждений и так далее. В начале ХХ века в промышленно развитых странах средняя продолжительность жизни не достигала 50 лет, а во второй его половине этот показатель превысил 70-летний рубеж. Этому в значительной мере способствовали распространение в развитых странах в 60-70 годах идей здорового образа жизни. В результате снизилась калорийность пищевого рациона среднего европейца, уменьшилась доля в нём холестерина и поваренной соли. Во всех возрастных группах возросла двигательная активность. Всё это уменьшило в 70-е годы на 1/3 смертность от заболеваний сердца и мозговых инсультов, являющихся следствием атеросклероза сосудов.
Необходимо подчеркнуть, что средняя продолжительность жизни – это статистический показатель, который может меняться со временем, а значит, ожидаемую продолжительность каждой конкретной жизни по нему можно определять весьма условно. Кроме того, для каждой возрастной группы показатели рассчитываются отдельно. Например, согласно справочнику "Население мира", средняя продолжительность жизни мужчин в 80-х годах была 64-65 лет, но для тех, кто достиг этого возраста, ожидаемая продолжительность жизни равнялась ещё 12,5 годам (то есть до 76-78 лет). Лица старше 75 лет имели вероятность прожить ещё 7-10 лет. Даже люди, достигшие столетнего рубежа, имеют шанс прожить ещё не менее одного-двух лет. Завершая разговор о демографических аспектах проблемы старения, необходимо отметить, что в настоящее время в индустриально развитых странах доля населения в возрасте 65 лет и старше колеблется от 8 до 16%, составляя в среднем 11%. Около трети жителей старших возрастных групп – это лица в возрасте 75 лет и старше. При этом мужчин среди них только 32-33%, что указывает на большую продолжительность жизни женщин пожилого возраста по сравнению с мужчинами. Методические аспекты изложения темы «Возраст как категория общей Ψ». Возраст – хар-ка ур-ня развития функций, соотнес-ый с уровнем развития этих же функций сверстников. Психика проходит в рамках цикла жизнедеятельности ряд этапов (стадий). Наличие этих этапов, именуемых возрастами, указывает на то, что в пределах каждого возрастного этапа имеете место возникновение какого-либо новообразования, не обязательно аддитивно присоединяющегося к предшествующим. Можно говорить о том, что основными аспектами, в которых раскрывается развитие психики, являются онтогенетический, филогенетический, социогенетический и антропогенетический. Проблема возраста - это прежде всего проблема, встающая в рамках онтогенетического аспекта. Проблематичность задачи обнаружения закономерностей смены этапов развития психики подчеркивается также тем обстоятельством, что в настоящее время существуют множество вариантов периодизации, возрастного развития человека, предложенных разными авторами, исходившими из разных позиций и рассматривавшими возрастное развитие в специфических для них ракурсах.
Современные воззрения на возрастное развитие человека можно резюмировать в следующих тезисах. 1. Возрастное развитие гетерогенно: оно осуществляется одновременно по нескольким относительно автономным направлениям. 2. Возрастное развитие гетерохронно: развитие, реализующееся в параллельных направлениях, подчинено собственным несинхронизированным между собой ритмам. 3. Возрастное развитие осуществляется как единство процессов дифференциации и интеграции. Из первоначально недифференцированного целого по мере развития выделяются относительно автономные направления, между которыми в последующем устанавливаются интеграционные связи и которые, в свою очередь, в последующем могут давать начало новым самостоятельным ответвлениям.
4. Возрастное развитие осуществляется как чередование периодов литического и критического развития. 5. Этапы возрастного развития отделяются один от другого новообразованиями, которые доминируют в соответствующий период жизнедеятельности, определяя внешний (габитус) и внутренний облик человека. Новообразования различных этапов возрастного развития человека соответствуют разным аспектам (компонентам) человеческого бытия. 6. Этапы возрастного развития отличаются один от другого сензитивностыо человека к разным типам внешних воздействий, обеспечивающих формирование соответствующих структур. Депривация такого рода воздействий может привести к необратимым последствиям. 7. Между гетерогенными линиями развития могут существовать компенсаторные отношения, когда та или другая функция, формирующаяся в рамках одного аспекта развития, может принимать на себя функции, в стандартных условиях осуществляемые другими психическими механизмами. 8. Этапы развития индивидуальности мы можем рассматривать как варианты конвергенции биогенетической, социогенетической и психогенетической программ и выражающихся в доминирующем жизнечувствии человека на каком-либо отрезке его жизненного пути (жизнеутверждающее и жизнеотрицающее жизнечувствия как крайние варианты). Само жизнечувствие включает в себя, по крайней мере, три разнокачественных компонента: · самочувствие (являющееся отражением в сознании витально-органического базиса), · мировосприятие/мировоззрение (сформировавшийся у человека рационализированный вариант понимания того, что представляет собой мир, в котором он живет, каково в нем место человека) · самообладание (являющееся отражением сформировавшихся механизмов саморегуляции и переживанием эффективности их функционирования). 3. Факты, когда неравноверность (ретардация/акселерация) развития человека по отдельным направлениям резко выходит за пределы нормы, широко известна. Ее крайности — вундеркинды и олигофрены, а также явления социального инфантилизма и моральной дефективности. В тех случаях, когда неравномерность развития человека в рамках отдельных аспектов его существования ведет к появлению дезадаптивных форм поведения, есть основание говорить о дизонтогениях, независимо от того возрастного этапа развития, на котором они наблюдаются. Нарушения возрастного развития: 1. Детство: · социопатические расстройства (драчливость, воровство)
· эмотивные расстройства (тревожные состояния в связи с разлукой) · рас-ства физиол-ких функций · затруднения в формировании школьных навыков 2. Старческий возраст: · слабоумие · дезориент-ка в пространстве и времени · синильные психопатии · доминирование витальных потребностей. Возрастное развитие связано с: 1. перераспределением значимости видов активности (игра, общение, потребление, познание, труд, работа, служение, воспитание, обучение, творчество); 2. перераспределением круга значимых других (мать, отец, родственники, учителя, сверстники, супруг, сотрудники, соратники, дети, внуки, единомышленники); 3. перераспределением шкалы ценностей (здоровье, престиж, власть, богатство, компетентность, эмоции, свобода, счастье, мистические переживания, способность к самообладанию). Старение и длительность жизни зависят от воздействия многих экзо- и эндогенных факторов. При межвидовых сопоставлениях продолжительность жизни оказалась положительно связанной с массой тела и мозга, коэффициентом церебрализации, величиной поверхности коры мозга, массой надпочечников, возрастом полового созревания, длительностью зрелого периода. Отрицательная корреляция наблюдалась с интенсивностью метаболизма, частотой хромосомных аберраций, содержанием свободных радикалов в тканях, скоростью перекисного окисления липидов. Таким образом, обнаруживается прямая связь между видовой продолжительностью жизни и мощностью систем жизнеобеспечения. Не существует однозначного определения видовой продолжительности жизни. Условно под ней понимается тот возраст, до которого потенциально могут дожить примерно 80% представителей вида. Однако это не какой-то один возраст, а диапазон значений нормальной продолжительности жизни с ее крайними вариантами – скоротечностью и долгожительством. Французский натуралист XVIII в. Ж.Бюффон считал, что продолжительность жизни должна примерно в 6–7 раз превышать длительность ростового периода, что для человека составляет 90–100 лет. В этот интервал укладывается значительная часть приводимых разными авторами оценок. При всей относительности оценок этот срок, видимо, близок к границе долголетия. Максимальная продолжительность жизни человека составляет, возможно, около 130 лет. Индивидуальная продолжительность жизни может зависеть от конкретного генотипа. Генеалогическим методом обнаружена небольшая положительная корреляция между длительностью жизни родителей и потомков. Она наибольшая, когда оба родителя – долгожители. Влияние половых различий на длительность жизни может определяться генетическим фактором. Более высокая надежность работы генетического аппарата у женских индивидуумов должна соответствовать большей продолжительности жизни. Однако это предположение подтверждается не для всех видов животных. С другой стороны, в соответствии с гипотезой о мужской части популяции как ее эволюционном авангарде тенденция к удлинению жизни должна быть лучше выражена у мужчин. Эта точка зрения подкрепляется фактами существования чемпионов-долгожителей, которые чаще встречаются среди мужчин. Особый интерес для изучения проблемы старения и продолжительности жизни представляет разностороннее изучение долгожителей как людей с оптимальным состоянием важнейших физиологических функций. Долгожительскими считаются популяции, в которых отношение числа лиц старше 90 лет к числу людей старше 60 лет составляет 50–60%. Основными центрами долгожительства на территории бывшего СССР являются Северный Кавказ и Закавказье, Якутия. Комплексное изучение групп долгожителей в Абхазии, осуществленное в совместных советско-американских исследованиях, показало, что биологический статус представителей долгожительских популяций характеризуется некоторыми особенностями: замедленными (примерно на 1,5 года) темпами соматического и полового развития и скелетного созревания, меньшей интенсивностью возрастных негативных изменений скелета, пониженным уровнем обменных процессов в периоде зрелости и др. В женской части долгожительских популяций преобладает «средний вариант» соматического развития. Огромное значение в определении длительности жизни человека, особенно максимальной, имеют психологическая, медицинская, экономическая, экологическая сферы. Ионизирующая радиация, химические мутагены и другие повреждающие факторы приводят к снижению продолжительности жизни. В ускорении старения немаловажную роль играет стресс. Индивидуальная продолжительность жизни является результатом взаимодействия множества факторов. Вероятно, свойственная современному человеку длительность жизни потенциально была достигнута уже в верхнем палеолите, однако в эту эпоху и даже много позже еще отсутствовали условия, необходимые для ее реализации. В среднем и верхнем палеолите, мезолите и неолите возрастной рубеж в 50 лет переходило, видимо, не более 4,5% населения. В эпоху позднего железа (раннеримское время) старческого возраста достигало 10–11% населения. Множественность факторов и проявлений процесса старения обусловила существование большого числа гипотез о его природе и причинах. Можно выделить две основные группы концепций. К первой группе относятся представления, группирующиеся вокруг общемолекулярной теории ошибок, рассматривающей процесс старения как результат накопления в организме поврежденных молекул, происходящий случайно. С возрастом доля «поврежденной биомассы» непрерывно нарастает, что приводит к снижению функциональных возможностей организма, и тем больше, чем интенсивнее обмен. Другая группа гипотез определяет старение как закономерный, в значительной степени генетически запрограммированный процесс, логическое следствие дифференцированного роста и созревания. Было бы неверно противопоставлять эти две позиции: представление о старении как следствии развития и клеточной дифференцировки не только не исключает, но, напротив, предполагает возможность влияние разнообразных случайных молекулярных повреждений, которые, накапливаясь, будут порождать дальнейшие ошибки. Вообще, большая часть существующих гипотез о механизмах старения объясняет их первичными изменениями генетического аппарата клетки, будь то запрограммированный процесс снижения активности генома или накопление ошибок в системе хранения и передачи наследственной информации. Из числа концепций, рассматривающих процессы старения на организменном уровне, следует упомянуть гипотезы о ведущей роли нейроэндокринной системы, например гипотезу «гипоталамических часов», объясняющую старение первичными изменениями в гипоталамусе. Комплексный подход к проблеме старения предложен в адаптационно-регуляторной теории. В ней ведущая роль в механизмах старения на уровне целостного организма отводится нейрогуморальной регуляции. На молекулярном уровне основное значение имеют изменения в работе регуляторных генов как активной и подвижной части генетического аппарата. Согласно предположению Р.Катлера, свойственное человеку, как и многим видам животных вообще (например, хищным, копытным, приматам), эволюционное возрастание продолжительности жизни, обусловлено несколькими параллельно работающими механизмами: снижением скорости всех процессов старения; повышенем эффективности защитных и репаративных процессов и замедлением развития. При этом на молекулярном уровне главным ключевым механизмом, по-видимому, являются нарушения в работе регуляторных генов. Таким образом старение – это результат естественного отбора, сдвигающего все неблагоприятные генетические эффекты к возрасту, до которого доживают лишь немногие особи. По расчетам Катлера, максимальная длительность жизни человека за последние 100 тыс. лет его существования возросла в среднем на 14 лет, а скорость старения снизилась на 20%. В современную эпоху наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания» развития основных заболеваний, влияющих на старение и длительность жизни, замедление процессов биологической, психологической и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия. Вопрос 3 Этические принципы. Этические принципы проявляются в построении взаимоотношений и взаимных обязательств с клиентом. Большинство из них являются общими для всякой практической работы психолога. Однако на консультации они должны быть выражены наиболее отчетливо вследствие кратковременности этой формы работы и' невозможности исправить допущенные просчеты в дальнейшем. К этическим принципам консультирования чаще всего относят следующие: - Хранение тайны клиента. Этот принцип выражается в анонимности приема; отсутствии фиксации беседы; нераспространении информации третьим лицам без согласия с клиента. - Уважение клиента. Этот принцип предполагает, что мы исходим из реальной личности, а не желаемых образцов. Он предполагает помощь клиенту в его реальных обстоятельствах и «устранение» причин его несчастий. - Отказ от морализаторства и перевоспитания - Отказ от конкретных рекомендаций и советов. Это правило входит в противоречие с целями консультирования. Поэтому оно должно использоваться гибко. Совет вреден при первой встрече и в житейски простой ситуации. Углубление контакта дает право на совет. Право на совет консультант завоевывает своим авторитетом и компетенцией. Совет необходимо предложить в острой или требующей немедленных действии ситуации. - Защита интересов клиента, а не третьих лиц и организацийЭтические вопросы психологического консультированияПрава клиента в консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция. Профессиональные и этические обязанности и права консультанта: а) обязанность предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных (дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|