Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

продолжительность жизни человека




Под видовой (биологической) продолжительностью жизни подразумевается средний минимальный возраст, которого особи данного вида достигают при наиболее благоприятных условиях существования. После этого происходит снижение жизнеспособности организма, и на определённом этапе смерть становится неизбежной. Предполагается, что видовая продолжительность жизни является генетически запрограммированной, но различные факторы могут ускорить старение, приводя к преждевременной смерти.

Споры относительно видовой продолжительности жизни человека ведутся уже давно. Сравнивая видовую продолжительность жизни различных животных с периодами их роста, учёные пытались вывести общий коэффициент для расчёта продолжительности жизни всех животных, заодно и для человека. Так, в лошадь растёт до 4 лет, а живёт при хорошем уходе до 25-30 лет, рогатый скот растёт в течение 5 лет, а живёт до 35-40 лет. Путём деления срока жизни на срок роста получали искомый коэффициент – 6-7. Этот коэффициент, предложенный свыше 200 лет назад французским естествоиспытателем Жоржем Луи Бюффоном (1707-1783), известен под названием коэффициента Бюффона. Принимая за среднюю продолжительность роста человека 14 лет, Бюффон утверждал, что продолжительность жизни человека должна равняться 90-100 годам.

Кроме коэффициента Бюффона, в разные времена предлагались коэффициенты для расчёта биологической продолжительности жизни животных по среднему сроку внутриутробного развития, по среднему сроку завершения оссификации (окостенения) скелета, по срокам наступления половой зрелости и так далее. Все эти коэффициенты, ориентированные на тенденции и закономерности, существующие в животном мире, определяют человеку от 80 до 200 лет. Чаще всего учёные называют цифру 100 лет, однако, эта цифра не отражает реальной картины. Так, в 70-е годы Б.Ц.Урланис, взяв в качестве основного ориентира продолжительность жизни в наиболее передовых и благополучных странах, путём сложных расчётов и построения кривых пришёл к выводу, что видовая продолжительность жизни человека составляет 86 лет для мужчин и 88 лет для женщин. При этом автор подчёркивал приблизительный характер этих цифр.

Почему же расчёты, в какой-то мере верные для животных, оказываются нереальными для человека? Ответ, видимо, кроется в социобиологической природе человека. Разграничивая роль биологических и социальных факторов в жизни человека и подчёркивая ведущую роль последних, И.И.Мечников говорил: "Естественный отбор, дойдя до человека, преломляется как луч в призме. Это уже не он больше".

Второй причиной несоответствия предполагаемой максимальной продолжительности жизни человека и реальной средней продолжительности являются условия жизни. Для иллюстрации этого демографы используют аллегорию с шарами, в которой максимальный возможный путь – видовая продолжительность жизни, а расстояние, на которое реально укатывается шар (реальный срок жизни), зависит от характера поверхности – условий жизни.

Средняя продолжительность жизни человека в разные периоды меняется в зависимости от многих условий: войн, эпидемий, распространённости различных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, например, туберкулёз, малярия, тиф и от других), эффективности работы медицинских учреждений и так далее.

В начале ХХ века в промышленно развитых странах средняя продолжительность жизни не достигала 50 лет, а во второй его половине этот показатель превысил 70-летний рубеж. Этому в значительной мере способствовали распространение в развитых странах в 60-70 годах идей здорового образа жизни. В результате снизилась калорийность пищевого рациона среднего европейца, уменьшилась доля в нём холестерина и поваренной соли. Во всех возрастных группах возросла двигательная активность. Всё это уменьшило в 70-е годы на 1/3 смертность от заболеваний сердца и мозговых инсультов, являющихся следствием атеросклероза сосудов.

Необходимо подчеркнуть, что средняя продолжительность жизни – это статистический показатель, который может меняться со временем, а значит, ожидаемую продолжительность каждой конкретной жизни по нему можно определять весьма условно. Кроме того, для каждой возрастной группы показатели рассчитываются отдельно. Например, согласно справочнику "Население мира", средняя продолжительность жизни мужчин в 80-х годах была 64-65 лет, но для тех, кто достиг этого возраста, ожидаемая продолжительность жизни равнялась ещё 12,5 годам (то есть до 76-78 лет). Лица старше 75 лет имели вероятность прожить ещё 7-10 лет. Даже люди, достигшие столетнего рубежа, имеют шанс прожить ещё не менее одного-двух лет.

Завершая разговор о демографических аспектах проблемы старения, необходимо отметить, что в настоящее время в индустриально развитых странах доля населения в возрасте 65 лет и старше колеблется от 8 до 16%, составляя в среднем 11%. Около трети жителей старших возрастных групп – это лица в возрасте 75 лет и старше. При этом мужчин среди них только 32-33%, что указывает на большую продолжительность жизни женщин пожилого возраста по сравнению с мужчинами.

Методические аспекты изложения темы «Возраст как категория общей Ψ».

Возраст – хар-ка ур-ня развития функций, соотнес-ый с уровнем развития этих же функций сверстников.

Психика проходит в рамках цикла жизнедеятельности ряд этапов (стадий). Наличие этих этапов, именуемых возрастами, указывает на то, что в пределах каждого возрастного этапа имеете место возникновение какого-либо новообразования, не обязательно аддитивно присоединяющегося к предшествующим.

Можно говорить о том, что основными аспектами, в которых раскрывается развитие психики, являются онтогенетический, филогенетический, социогенетический и антропогенетический. Проблема возраста - это прежде всего проблема, встающая в рамках онтогенетического аспекта. Проблематич­ность задачи обнаружения закономерностей смены этапов развития психики подчеркивается также тем обстоятельством, что в настоящее время существуют множество вариантов периодизации, возрастного развития человека, предложенных разными авторами, исходившими из разных позиций и рассматривавшими возрастное развитие в специфических для них ракурсах.

Этапы возрастного развития З. Фрейд Социальный возраст Ж. Пиаже Колберг Стадии нравственного развития Э. Эриксон
0-1 Оральная Младенческий Сенсомоторная стадия Гедонистическая стадия Базальное доверие/недоверие к миру

 

1-2 Анальная Ясельный Дооперациональная Инструментальная Автономия/сомнение, зависимость от других

 

2-3 Фаллическая Дет/сад. возраст Конформизм  
3-5 Латентная Легитимная Инициативность/пассивность  
5-8 Генитальная Мл. школьный возраст Конкретных операций Автономное нравственное сознание Уверенность в себе/неполноценность
8-13   Ср. школьный возраст  
13-21 Старший школьный возраст Формальных операций   Эгоидентичность/диффузия идентичности
21-34 студенческий     Интимность/изоляция
34-55 Трудоспособный     Удовлетворенность жизнью/опустошенность, застой
55-89 пенсионный     Мудрость/разочарование в жизни

Современные воззрения на возрастное развитие человека можно резюмировать в следующих тезисах.

1. Возрастное развитие гетерогенно: оно осуществляется одновременно по нескольким относительно автономным на­правлениям.

2. Возрастное развитие гетерохронно: развитие, реализующееся в параллельных направлениях, подчинено собственным несинхронизированным между собой ритмам.

3. Возрастное развитие осуществляется как единство процессов дифференциации и интеграции. Из первоначально недифференцированного целого по мере развития выделяются относительно автономные направления, между которыми в последующем устанавливаются интеграционные связи и которые, в свою очередь, в последующем могут давать начало новым самостоятельным ответвлениям.

4. Возрастное развитие осуществляется как чередование периодов литического и критического развития.

5. Этапы возрастного развития отделяются один от другого новообразованиями, которые доминируют в соответствующий период жизнедеятельности, определяя внешний (габитус) и внутренний облик человека. Новообразования различных этапов возрастного развития человека соответствуют разным аспектам (компонентам) человеческого бытия.

6. Этапы возрастного развития отличаются один от другого сензитивностыо человека к разным типам внешних воздействий, обеспечивающих формирование соответствующих структур. Депривация такого рода воздействий может привести к необратимым последствиям.

7. Между гетерогенными линиями развития могут существовать компенсаторные отношения, когда та или другая функция, формирующаяся в рамках одного аспекта развития, может принимать на себя функции, в стандартных условиях осуществляемые другими психическими механизмами.

8. Этапы развития индивидуальности мы можем рассматривать как варианты конвергенции биогенетической, социогенетической и психогенетической программ и выражающихся в доминирующем жизнечувствии человека на каком-либо отрезке его жизненного пути (жизнеутверждающее и жизнеотрицающее жизнечувствия как крайние варианты). Само жизнечувствие включает в себя, по крайней мере, три разнокачественных компонента:

· самочувствие (являющееся отражением в сознании витально-органического базиса),

· ми­ровосприятие/мировоззрение (сформировавшийся у человека рационализированный вариант понимания того, что представ­ляет собой мир, в котором он живет, каково в нем место человека)

· самообладание (являющееся отражением сформи­ровавшихся механизмов саморегуляции и переживанием эф­фективности их функционирования).

3. Факты, когда неравноверность (ретардация/акселера­ция) развития человека по отдельным направлениям резко выходит за пределы нормы, широко известна. Ее крайности — вундеркинды и олигофрены, а также явления социального инфантилизма и моральной дефективности. В тех случаях, когда неравномерность развития человека в рамках отдельных аспектов его существования ведет к появлению дезадаптивных форм поведения, есть основание говорить о дизонтогениях, независимо от того возрастного этапа развития, на котором они наблюдаются.

Нарушения возрастного развития:

1. Детство:

· социопатические расстройства (драчливость, воровство)

· эмотивные расстройства (тревожные состояния в связи с разлукой)

· рас-ства физиол-ких функций

· затруднения в формировании школьных навыков

2. Старческий возраст:

· слабоумие

· дезориент-ка в пространстве и времени

· синильные психопатии

· доминирование витальных потребностей.

Возрастное развитие связано с:

1. перераспределением значимости видов активности (игра, общение, потребление, познание, труд, работа, служение, воспитание, обучение, творчество);

2. перераспределением круга значимых других (мать, отец, родственники, учителя, сверстники, супруг, сотрудники, соратники, дети, внуки, единомышленники);

3. перераспределением шкалы ценностей (здоровье, престиж, власть, богатство, компетентность, эмоции, свобода, счастье, мистические переживания, способность к самообладанию).

Старение и длительность жизни зависят от воздействия многих экзо- и эндогенных факторов. При межвидовых сопоставлениях продолжительность жизни оказалась положительно связанной с массой тела и мозга, коэффициентом церебрализации, величиной поверхности коры мозга, массой надпочечников, возрастом полового созревания, длительностью зрелого периода. Отрицательная корреляция наблюдалась с интенсивностью метаболизма, частотой хромосомных аберраций, содержанием свободных радикалов в тканях, скоростью перекисного окисления липидов. Таким образом, обнаруживается прямая связь между видовой продолжительностью жизни и мощностью систем жизнеобеспечения.

Не существует однозначного определения видовой продолжительности жизни. Условно под ней понимается тот возраст, до которого потенциально могут дожить примерно 80% представителей вида. Однако это не какой-то один возраст, а диапазон значений нормальной продолжительности жизни с ее крайними вариантами – скоротечностью и долгожительством.

Французский натуралист XVIII в. Ж.Бюффон считал, что продолжительность жизни должна примерно в 6–7 раз превышать длительность ростового периода, что для человека составляет 90–100 лет. В этот интервал укладывается значительная часть приводимых разными авторами оценок. При всей относительности оценок этот срок, видимо, близок к границе долголетия. Максимальная продолжительность жизни человека составляет, возможно, около 130 лет.

Индивидуальная продолжительность жизни может зависеть от конкретного генотипа. Генеалогическим методом обнаружена небольшая положительная корреляция между длительностью жизни родителей и потомков. Она наибольшая, когда оба родителя – долгожители.

Влияние половых различий на длительность жизни может определяться генетическим фактором. Более высокая надежность работы генетического аппарата у женских индивидуумов должна соответствовать большей продолжительности жизни. Однако это предположение подтверждается не для всех видов животных. С другой стороны, в соответствии с гипотезой о мужской части популяции как ее эволюционном авангарде тенденция к удлинению жизни должна быть лучше выражена у мужчин. Эта точка зрения подкрепляется фактами существования чемпионов-долгожителей, которые чаще встречаются среди мужчин.

Особый интерес для изучения проблемы старения и продолжительности жизни представляет разностороннее изучение долгожителей как людей с оптимальным состоянием важнейших физиологических функций. Долгожительскими считаются популяции, в которых отношение числа лиц старше 90 лет к числу людей старше 60 лет составляет 50–60%. Основными центрами долгожительства на территории бывшего СССР являются Северный Кавказ и Закавказье, Якутия.

Комплексное изучение групп долгожителей в Абхазии, осуществленное в совместных советско-американских исследованиях, показало, что биологический статус представителей долгожительских популяций характеризуется некоторыми особенностями: замедленными (примерно на 1,5 года) темпами соматического и полового развития и скелетного созревания, меньшей интенсивностью возрастных негативных изменений скелета, пониженным уровнем обменных процессов в периоде зрелости и др. В женской части долгожительских популяций преобладает «средний вариант» соматического развития.

Огромное значение в определении длительности жизни человека, особенно максимальной, имеют психологическая, медицинская, экономическая, экологическая сферы. Ионизирующая радиация, химические мутагены и другие повреждающие факторы приводят к снижению продолжительности жизни. В ускорении старения немаловажную роль играет стресс.

Индивидуальная продолжительность жизни является результатом взаимодействия множества факторов. Вероятно, свойственная современному человеку длительность жизни потенциально была достигнута уже в верхнем палеолите, однако в эту эпоху и даже много позже еще отсутствовали условия, необходимые для ее реализации. В среднем и верхнем палеолите, мезолите и неолите возрастной рубеж в 50 лет переходило, видимо, не более 4,5% населения. В эпоху позднего железа (раннеримское время) старческого возраста достигало 10–11% населения.

Множественность факторов и проявлений процесса старения обусловила существование большого числа гипотез о его природе и причинах. Можно выделить две основные группы концепций.

К первой группе относятся представления, группирующиеся вокруг общемолекулярной теории ошибок, рассматривающей процесс старения как результат накопления в организме поврежденных молекул, происходящий случайно. С возрастом доля «поврежденной биомассы» непрерывно нарастает, что приводит к снижению функциональных возможностей организма, и тем больше, чем интенсивнее обмен. Другая группа гипотез определяет старение как закономерный, в значительной степени генетически запрограммированный процесс, логическое следствие дифференцированного роста и созревания.

Было бы неверно противопоставлять эти две позиции: представление о старении как следствии развития и клеточной дифференцировки не только не исключает, но, напротив, предполагает возможность влияние разнообразных случайных молекулярных повреждений, которые, накапливаясь, будут порождать дальнейшие ошибки. Вообще, большая часть существующих гипотез о механизмах старения объясняет их первичными изменениями генетического аппарата клетки, будь то запрограммированный процесс снижения активности генома или накопление ошибок в системе хранения и передачи наследственной информации.

Из числа концепций, рассматривающих процессы старения на организменном уровне, следует упомянуть гипотезы о ведущей роли нейроэндокринной системы, например гипотезу «гипоталамических часов», объясняющую старение первичными изменениями в гипоталамусе.

Комплексный подход к проблеме старения предложен в адаптационно-регуляторной теории. В ней ведущая роль в механизмах старения на уровне целостного организма отводится нейрогуморальной регуляции. На молекулярном уровне основное значение имеют изменения в работе регуляторных генов как активной и подвижной части генетического аппарата.

Согласно предположению Р.Катлера, свойственное человеку, как и многим видам животных вообще (например, хищным, копытным, приматам), эволюционное возрастание продолжительности жизни, обусловлено несколькими параллельно работающими механизмами: снижением скорости всех процессов старения; повышенем эффективности защитных и репаративных процессов и замедлением развития. При этом на молекулярном уровне главным ключевым механизмом, по-видимому, являются нарушения в работе регуляторных генов.

Таким образом старение – это результат естественного отбора, сдвигающего все неблагоприятные генетические эффекты к возрасту, до которого доживают лишь немногие особи. По расчетам Катлера, максимальная длительность жизни человека за последние 100 тыс. лет его существования возросла в среднем на 14 лет, а скорость старения снизилась на 20%.

В современную эпоху наибольшее значение приобретает проблема «отодвигания» развития основных заболеваний, влияющих на старение и длительность жизни, замедление процессов биологической, психологической и социальной инволюции, т.е. продление активного долголетия.

Вопрос 3 Этические принципы. Этические принципы проявляются в построении взаимоотношений и взаимных обязательств с клиентом. Большинство из них являются общими для всякой практической работы психолога. Однако на консультации они должны быть выражены наиболее отчетливо вследствие кратковременности этой формы работы и' невозможности исправить допущенные просчеты в дальнейшем. К этическим принципам консультирования чаще всего относят следующие:

- Хранение тайны клиента. Этот принцип выражается в анонимности приема; отсутствии фиксации беседы; нераспространении информации третьим лицам без согласия с клиента.

- Уважение клиента. Этот принцип предполагает, что мы исходим из реальной личности, а не желаемых образцов. Он предполагает помощь клиенту в его реальных обстоятельствах и «устранение» причин его несчастий.

- Отказ от морализаторства и перевоспитания

- Отказ от конкретных рекомендаций и советов. Это правило входит в противоречие с целями консультирования. Поэтому оно должно использоваться гибко. Совет вреден при первой встрече и в житейски простой ситуации. Углубление контакта дает право на совет. Право на совет консультант завоевывает своим авторитетом и компетенцией. Совет необходимо предложить в острой или требующей немедленных действии ситуации.

- Защита интересов клиента, а не третьих лиц и организацийЭтические вопросы психологического консультированияПрава клиента в консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция. Профессиональные и этические обязанности и права консультанта: а) обязанность предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных (дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...