Политико- правовая теория Полибия
ПОЛИБИЙ (род 201 или 120 до н.э.)- дипломат. Был епархом - начальником конницы, выполнял дипломатические миссии, выдающийся историк и правовед, фсф. После победы Римлян в числе богатых Афинян был отправлен в Рим в качестве заложника. Был принят в Римское общество. Фсф воззрения основывались на теории цикличности, круговороте явлений. Любое явление от отдельного человека до государства развивается в соответствии с порядком природы и проходят в своем развитии определенные этапы: зарождение, зрелость, упадок. Формы государства также зарождаются, развиваются и неизбежно вырождаются. После чего- новый цикл. Главный труд своей жизни «Всеобщая история» посвятил выяснению вопроса о том, почему Рим смог стать великой державой. Основная причина – совершенство государственного строя. По принципу Аристотеля, выделял три формы правления (3 правильных (царство, аристократия, демократия) и 3 извращенных (тирания, олигарх, охлократия). Каждая из правильных форм переходит в соответствующую извращенную форму, все меняется в соответствии с законом человеческой природы. Первоначально люди жили стадом под предводительством сильнейшего, за которым другие следовали добровольно. Мера власти его – физическая сила. Этот способ правления есть единовластие, но пока не монархия.. С течением времени люди получают представление о чести, долге и справедливости, они со временем приобретают политическое значение и отношения основанные на силе переходят в отношения подчинения общества власти - царство. Цари властвуют добродетельно, но потом стали возвышать себя и угнетать подвластных. Пользуясь общественными благами, стали отличаться от народа и угнетать его - тирания. Народ восстает против таких правителей и свергает их - аристократия, когда поколение освободителей сменяется новым, воспитываемым в роскоши - олигархия. Народ восстает против вельмож и оставляет власть за собой, не доверяя никому. Умирает поколение умеренных и привычка к свободе приводит к всеобщему разгулу - господство черни -охлократия., анархия.
Каждая из форм таит в себе зародыш гибели, т.к. человек склонен употреблять во зло свободу и власть. Необходим сдерживающий фактор. Наиболее оптимальна смешанная форма. Цари не злоупотребляют властью, т.к. боятся народа, народ не восстает, т.к. опасается вельмож, которые стоят посредине и не допуск преобладания ни одной власти. Два консула в высшей магистратуре, аристократия в сенате, народ в Народном Собрании.
Политическая и правовая теория ЦИЦЕРОНА
Марк Туллий Цицерон (106 – 43гг до н. э) был виднейшим идеологом римской аристократии в период республики. Знаменитый оратор, писатель, юрист. Личность его сложна и противоречива. Его эпоха- переломный момент в истории Рима. Рим уже стал мировой державой. Внутренняя сторона- переход от демократии к тоталитарному режиму империи. Цицерон получил юридическое образование. Стал практикующим юристом и в 26 лет оправдал на суде отцеубийцу, затем вообще прославился победами в суде, красноречием, добился популярности. В 66 году (40 лет) стал претором, в 63 – консулом, но вскоре сошел с политической арены. Выступал против Антония после убийства Цезаря, что и послужило причиной его убийства как неугодного правителю лица. По образу мыслей он был ЭКЛЕКТИКОМ – сочетал в себе различные философские школы, выбирая из них самое необходимое. Его учение- это соединение идей стоиков и эпикурейцев, взглядов Платона и Аристотеля. Свое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.
Трактат о республике является учением о сущности государства и его формах. Государство – это дело народа. Народ не всякое множество людей. Народ - основанное на общности права и пользы соединение людей. Таким образом, государство - есть дело народа, как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью пользы. Это определение не совсем верно. Например, завоеванный народ управляется против его воли. Разве не может тут быть государства. Так что Цицерон заблуждается. Причина соединения людей в государство состоит не в беспомощности, слабости и страхе, а в свойственной людям общественности!!! Но из всякого общежития возникает потребность во власти. Всякое государство должно кем-то управляться. Если одним лицом- царем, то это монархия. Если же избранными- это аристократия(власть ОПТИМАТОВ- лучших людей). Если власть предоставлена народу- демократия (народоправство). Он выделяет недостатки каждой формы правления. В монархии и аристократии нарушается принцип справедливости. В демократии равенство, но при нем не соблюдены степени достоинства каждого. Царская власть неизбежно вырождается в тиранию, власть оптиматов из власти лучших по мудрости и храбрости- в господство богатых, а полновластие народа – в безумство толпы, что также ведет к тиранической власти толпы. Лучше всех смешанная форма правления (в Спарте и Риме), образованная из гармоничного сочетания всех 3-х элементов: монархии, демократия, аристократии. Вывод: государству как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором в заведовании общими делами принимают участие совместно все элементы, соединенные совместно между собой общностью права. «О законах» – учение о естественных правах граждан. Права устанавливаются не по человеческому усмотрению, а самой природой. Под природой он понимает космос, человеческое бытие, весь окружающий мир. Разумно-духовный аспект природы и является источником права. Закон в согласии с природой является вечным законом.
Истинный и первый закон – прямой разум всевышнего Юпитера. Он присутствует всюду и является вечным. Он возникает до того, как люди объединяются в гражданские общины, его нельзя изменить ни голосованием, ни решением судьи. Постановления и законы государства должны соответствовать божественному порядку, иначе они не имеют законной силы. Если закон препятствует справедливости, то они не является законом. Таким образом, сущность права Цицерон усматривает в истинном разуме, являющимся выражением справедливости и предписывающим людям вечные и неизменные законы.
Римские юристы о праве.
Римский юрист был юристом-практиком. И выполнял 2 функции: 1. Составление юридических документов. Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы- понтифики. Формулы держались в строгом секрете, т.к. они б источником их высокого положения. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов, проявилась их творческая роль. 2. Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам. С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права. Благодаря response юрист в Риме сравнивался с творцом правовых норм. На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Только их объяснения с их подписью и печатью имели законную силу и могли представляться в суде. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы. “Закон о цитировании юристов”: мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан. Работы римских юристов представляли собой сборники казусов, толкование законов, комментарии к судебным делам. Однако основная сила правоведа заключалась в разборе отдельного конкретного случая. Издавали учебники, чтобы дать начинающим юристам доступные представления о правовых институтах.
Существовала традиция – в юристы шли лучшие люди, наиболее образованные и талантливые. Обучение на юриста включало в себя риторику, философию, начала социальной психологии, приемы толкования и применения норм прецедента, стилистика и т.д. Юристы выходили из нобилитета и всадничества. Наиболее удачным было учение о дисциплине, что соответствовало римским порядкам. Римские юристы-стоики не могли пройти мимо института рабства. Они утверждали, что рабство противно природе, так как все люди равны между собой. 3 вида права, действующего в Риме: 1. Естественное право 2. Право народов 3. Право цивильное
Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно. Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам. Универсальное право - право одного народа или положительное право. Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ. Основные: 1.Сабинианская (основатель – Капитон) 2.Прокулианская (основатель – Лабион). Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям. Сабинианцы за “букву” положительного права. Прокулианцы допускали больше свободного толкования норм, т.е. следовали духу закона. Римские юристы дали определение праву. Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право –это право, которое относиться к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. «Право есть наука о добром и справедливом». Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное. Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью справедливостью. Данная теория действует до сих пор. Вообще обращение римского права к справедливости и совести привело, что при коллизии права и справедливости, нужно отдавать предпочтение последней. Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В Гражданском Праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника.
В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел. Каждый считается честным, пока не доказано обратное. Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности! После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становиться законодательная деятельность императора. Это время было значительно беднее на юридические сомнения. Юридическая профессия теряет престижность, юридическая терминология теряет точность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|