Государственно-правовые воззрения Вольтера
Вольтер - общепризнанный лидер французского просвещения, писатель и философ, настоящее имя Франсуа Аруэ. В историю общественной мысли вошел как обличитель католической церкви, религиозного фанатизма. Мировоззрение окончательно сложилось в Англии, где он был в изгнании. По возвращении им написаны «Философские письма» (другое название - «Письма об англичанах»), где пропагандировал передовые английские учения, которые он в последствии развил. Он был сторонником философии деизма: «христианство и разум не могут существовать одновременно». Просвещенные люди не нуждаются в христианских откровениях, вера в бога существует только для того, чтобы внушать не просвещенному нравственный образ поведения. Отсюда известное изречение «Если бога не было то его надо придумать». Усвоив принципы деизма, он превратил их в орудие против католических реакцией. Лозунг против католической церкви: «Раздавить гадину!». Критику феодальных порядков он проводил с помощью рационализма. Он считал, что на смену деспотичному правлению придет царство разума и свободы, где человеку будет предоставлено естественные права (неприкосновенность, частная собственность, свобода печати, совести) Под свободой понималось устранение феодальных пережитков сковывавших творческую инициативу человека, его частную предпринимательскую деятельность. Он сводил свободу к независимости от произвола. Свобода состояла в том, чтобы зависеть только от закона. Программа отмены крепостного права предусматривала освобождение крепостных от церкви и государства. Что касается помещичьих крестьян, то их надо освободить с согласия помещиков и за выкуп, т.е. проявлялся компромисс с дворянством.
Политическую организацию будущего «царства разума» он не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти. Ясно только одно: что управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство, он отвергал равенство социальное и политическое. Теоретически отдавая предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственного учреждения считал парламентские учреждения в Англии. Политический идеал в последней работе – разделение властей. Грядущие преобразования связывал с развитием знаний и культуры, что приведет правительство к реформе. Исторически место Вольтера как мыслителя определяется тем,что он наметил программу просвещения, поставил ряд фундаментальных проблем и заложил основы просветительской критики религии. По своему значению его идеи имели революционный характер.
36. Учение Монтескь ё (!) о государстве и праве
(МОНТЕСКЬЁ 1689-55). Родоначальник либерализма, крупный исследователь в области вопросов фсф истории и права. Произведение "О духе законов"(1748г., стало основой конституционных учений в Европе). Первым указал на отношение властей друг к другу, сдерживание и уравновешение их для обеспечения политической стабильности. В сочинении он исходит из того, что законы не произвольные установления людей, а отношения между явлениями, вытекающими из их природы. Эти отношения видоизменяются в соответствии с условиями, в которых живут люди => законы каждого государства будут приспособлены к тому народу, для которого издаются. Законы должны соответствовать климату, физическим свойствам, качеству почвы, положению и величине территории, образу жизни населения, религии народа, его богатству, нравам, привычкам. Совокупность всех этих составляющих и образует ДУХ ЗАКОНОВ.
Связь законов с естественными условиями страны. У Монтескьё есть зачатки «исторической школы права». Климат: у северных народов больше силы, храбрости, но меньше впечатлительности, чем у южных. Южные ленивы и изнежены, но имеют тонкость чувств и буйство страстей. Все это влияет на жизненные потребности и нравы, и следовательно на государство. Законы должны быть преградой порокам, которые обуславливаются климатом, т.е. умный правитель должен противоборствовать порокам, вызываемыми климатом. Климат влияет на рабство, это его источник, т.е. в южных краях такая лень и изнеженность, что человек не решается на тяжелую работу иначе как под страхом наказания. Семейное рабство также зависит от лени- в южных краях женщины красивы уже в том возрасте, когда разум еще не развит. Но и быстро увядают- многоженство оправданно. В умеренном климате женщины позднее расцветают и сохраняются дольше- равенство с мужчинами. Политическое рабство: трусость и изнеженность южных народов делает их жертвами деспотизма, храбрость северных народов сохраняет у н их свободу. Почва: плодородная почва благоприятствует подчинению, бесплодная- свободе, т.к. бесплодная почва делает людей более инициативными. В горах же свобода единственное, чем надо дорожить. Островное положение: обитатели островов более склонны к свободе, т.к. острова естественная преграда завоевателям. Внутри острова одной части населения нелегко поработить другую (малая территория). Дикие народы также имеют большую свободу, т.к. у них мало потребностей. У них по неволе удерживается равенство. Религия: христианство проповедует кротость, благоприятствующую умеренному правлению, магометанство => деспотизму, католицизм более присущ неограниченной монархии, протестантство - свободным государствам. Законы должны быть ясны и точны. Законы определяются также формой государства, т.е. соответствующей формой правления. Монтескьё выделяет три типа вместо традиционных двух: 1.Монархия 2.Республика (аристократия /демократия) 3.Деспотия Каждая из этих форм правления имеет свою природу, из которых вытекают основные законы государства, основывающие политическое устройство страны.
Природа демократической республики в том, что верховенство предоставляется народу, который является одновременно правителем и подданным. Законы должны определять состав и способы действия Народного Собрания, способы подачи голосов (тайное или явное - в демократии должны подаваться явно, а в аристократии тайно). В аристократической республике верховная власть у ограниченного круга лиц; полезны учреждения, гарантирующие участие народа в управлении. Народ нуждается в руководстве со стороны образованных классов. Чем малочисленнее правление, тем прочнее. Монархия - правит лицо, ограниченное и руководствующееся основными законами. Состоит в существовании посредствующих властей между монархией и народом из привилегированных сословий и самостоятельных корпораций(типа парламента). Самая естественная посредствующая связь - это дворянство (без него нет монарха, а есть деспот). Там, где исчезают привилегированные сословия в монархическом правлении => демократия, либо деспотия. Деспотия – произвол одного лица. Администрация (управление) также вверяется одному лицу. Назначение "визиря"(1-х министров) - основной закон деспотии. Монтескьё выделял основные начала политических форм (жизненные принципы) -нравственная сила, действующая в государстве. Образ правления связан с нравственным мировоззрением народа. В демократии – гражданская доблесть, т.е. любовь к общему делу, любовь к Отечеству, стремление к равенству, высокий патриотизм. Когда исчезает дух равенства, демократия исчезает, т.к. власть попадает в руки корыстолюбцев. В аристократической республике - умерение личных стремлений, чтобы злоупотребления правящих не выводили народ из терпения. Монархия - честь - это начало в отношениях между подчиненными и властью. Честь - чувство собственного достоинства. Уходит честь – приходит деспотия. Деспотия - страх. От подданных не требуется ничего, кроме раболепства. Законы о воспитании имеют целью в монархии - воспитать честь, собственное достоинство, но в сочетании с преклонением короне. В демократической республике – внушение любви к отечеству и уважение к закону. В аристократической республике - воспитать чувство умеренности. В деспотии - унизить человеческую душу и сделать ее раболепной.
Законы, регулирующие имущественные отношения, опосредуются основными началами политической формы: в демократии - равенство в имущественном состоянии (умеренность/ запрет накопления наследства в одних руках/ законы, возлагающие повинности на богатых для обеспечения бедных). В аристократии - чрезмерное неравенство между правителями и подданными, а неравенство между правителями - опасность. Законы должны обеспечить положение, чтобы народ не чувствовал тягости сословного управления. Правители не должны присваивать себе привилегии, тягостные для народа. В монархии законы должны поддерживать дворянство, т.е. установление майората(равенство первородства). Деспотия - не надо много законов, т.к. господствует произвол. В отношении уголовного закона, любое упрощение служит первейшим признаком деспотизма. Причины извращения форм правления: 1.Извращение начал - отклонение от них - преувеличенное их развитие (например, в демократии - чрезмерное стремление к равенству; в правильной демократии люди равны только как граждане) 2.Внешние причины, например изменение территории государства. Республика может держаться только у малых народов, т.к. общий интерес здесь у всех на виду. В больших государствах интересы классов разобщаются и общая выгода приносится в жертву частной. Монархия - для государств средней величины. При расширении территории вельможи полагаясь на безнаказанность могут легко уйти от повиновения- единственным выходом будет тогда неограниченная монархия. Поэтому большие государства склоняются к деспотизму. Оборонительная политика Республике опасность грозит с двух сторон: если она мала, то это внешние силы, а если велика- она уничтожается внутренней порчей. Избежать этого можно союзным устройством, сочетающим выгоды больших и малых государств. Но все члены союзного объединения должны иметь одинаковые политические учреждения. Монтескьё показывает преимущества союзного государства перед союзом государств, т.е. федерации перед конфедерацией. Общий вывод: всякое направление, стремящееся усилить свои начала, подавляет другие, ведет к деспотизму. Поэтому актуален вопрос о сущности свободы. Свобода бывает 2-х видов: политическая и личная. Свобода народа не есть народовластие, т.к. деспотия не является способом обеспечения свободы. Свобода встречается только там, где власть умеренная. Всякий человек и собрание людей склонно злоупотреблять властью, поэтому политическая свобода обеспечивается устройством, устанавливающим разделение и взаимное равновесие властей. Пример- Англия.
Учение о разделении властей Монтескьё взял у Локка, модернизировал. Разделяет на законодательную, судебную и исполнительную. Законодательная власть принадлежит народу, т.к. в большинстве государств собрать всех невозможно, нужно чтобы избирались представители, на которых возлагается составление законов и их исполнение. Равенство голоса при выборе представителя имеют все граждане, исключая тех, которые полностью лишены самостоятельной воли. Но в государстве всегда есть люди, возвышающиеся над другими богатством и почетом => надо дать им участие в законотворчестве соразмерно их фактическому положению - учредить особые аристократические палаты, которые сдерживали бы увлечения народа. Законодательный корпус не может быть постоянно в сборе, но и долго бездействовать тоже не может, т.к. это даст исполнительным органам власть и вызовет его к законотворчеству. Исполнительная власть - у монарха, т.к. исполнение лучше, когда 1 лицо. Исполнение требует единства воли и оперативности, но оно должно быть поручено лицу, независимому от законодательного собрания. Нельзя, чтобы исполнительная власть могла приостанавливать решения законодательного собрания и могла его распускать, иначе исполнительная власть может собрать власть в своих руках и стать деспотичной. Законодательная не может разогнать исполнительную власть. ЗВ наблюдая за правильностью исполнения закона, не может требовать к ответу само лицо, облаченное верховной исполнительной властью, т.к. это лицо должно быть неприкосновенным. А вот за злоупотребление своими полномочиями должны отвечать министры. Но народные представители не могут судить- суд над ними лучше отдать верхней аристократической палате ЗВ, которая более независима и беспристрастна. Исполнительная власть заведует деньгами, войсками. Также предоставляет народному представительству право устанавливать налоги на содержание армии. По этим вопросам издаются законы на годичный срок. Судебная власть должна быть обособленной от других властей. Она не должна быть постоянной и должна избираться из народа на определенный срок. Эта теория конституционной монархии была признана аксиомой и была применена на практике во Франции. Французы провели еще более строгое разделение между властями. Законодательное Собрание созывалось и распускалось без согласия короля и законы принимались без его одобрения => вражда между властями: падение короля и установление консульского режима, т.е. полное обособление власти непрактично. Он дал в своей теории более демократические основы (всеобщие выборы), чем это было на практике. Он проглядел то, что министры назначались из числа правящей партии парламента. Личные свободы граждан - в безопасности. Он говорил, что они зависят от законов уголовных, которые более всего нарушают своим произволом обвинение и наказание. Требования: 1. Помыслы не подлежат преследованию 2. Надо быть осторожнее в преследовании за преступления, определения которых зависят от произвола (судебного усмотрения) 3. Опасны законы об оскорблении величия. Еще хуже, если люди осуждаются за образ жизни или неосторожные высказывания. Духом законодателя должен быть дух умеренности – вот основная идея произведения. Излишки сосредоточения власти у одного лица или собрания - вредно для государства и угроза для политической и личной свободы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|