Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Биология сохранения живой природы и биологическое разнообразие




Автор книги

Р. Примак

Перевод с английского

О.С. Якименко, О.А. Зиновьевой

 

Серия учебных пособий издана при поддержке

Глобального Экологического Фонда

 

Данное издание было переведено и тиражировано по лицензионному

соглашению Экоцентра МГУ им. М.В. Ломоносова с корпорацией

Sinauer Associates Inc. штата Массачусетс

 

 

ISBN 5-89414-025-0

 

ã Перевод на русский язык Экоцентр МГУ, 2002

ã Sinauer Associates, 2002

Глобальный Экологический Фонд

Проект «Сохранение биоразнообразия»

Экоцентр МГУ им. М.В. Ломоносова

 

Серия учебных пособий «Сохранение биоразнообразия»

 

 

Ричард Б. Примак

 

ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ

Перевод с английского

 

Под общей редакцией

А.В. Смурова и Л.П. Корзуна

 

 

Издательство НУМЦ

Москва 2002

 

A Primer of Conservation Biology,

Second edition

by Richard B. Primack

 

Sinauer Associates

 

A Primer of Conservation Biology

Основы сохранения биоразнообразия

 

 

Эта книга посвящена тем, кто преподает биологические основы сохранения живой природы, экологию, науки об окружающей среде и чьи усилия вдохновят будущие поколения к отысканию правильного баланса между сохранением биологического разнообразия и удовлетворением потребностей человека

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Понятие “биоразнообразие” вошло в широкий научный обиход в 1972 году на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, где экологи сумели убедить политических лидеров стран мирового сообщества в том, что охрана живой природы должна стать приоритетной при осуществлении любой деятельности человека на Земле. Через двадцать лет, в 1992, году в Рио-де-Жанейро во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию была принята Конвенция о биологическом разнообразии, которую подписали более 180 стран, в том числе и Россия. Активная реализация Конвенции о биоразнообразии в России началась после ее ратификации Государственной Думой в 1995 году. На федеральном уровне был принят целый ряд природоохранительных законов, а в 1996 году Указом Президента РФ утверждена “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, в которой в качестве одного из важнейших направлений развития России рассматривается сохранение биоразнообразия. Россия, как и другие страны, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию о биологическом разнообразии, действует не в одиночку. Проект Глобального экологического фонда (ГЭФ) по сохранению биоразнообразия России, финансируемый Международным банком реконструкции и развития, стартовал в декабре 1996 года. С тех пор разработана и в 2001 году принята Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России, разрабатываются механизмы сохранения биоразнообразия, осуществляется поддержка национальных парков и заповедников, реализуются мероприятия по сохранению биоразнообразия и улучшению экологической обстановки в различных регионах. Проект ГЭФ и Национальная стратегия, наряду с другими проектами по сохранению биоразнообразия, в качестве приоритетных направлений предусматривают разработку и реализацию образовательных программ.

Настоящая серия учебных пособий и справочных материалов призвана хотя бы в некоторой мере заполнить тот вакуум, который существует в России. Казалось бы, что проблема сохранения биоразнообразия, обсуждаемая на самых разных уровнях, уже давно должна была найти отражение в учебных планах, образовательных стандартах, по крайней мере, экологических специальностей. Однако, как показал тщательный анализ Государственных образовательных стандартов, разделы, связанные с изучением феномена биоразнообразия, методами его оценки, значимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и т. д., в явном виде не включены ни в один из них. Практически отсутствуют и учебные пособия по этой тематике.

Авторы, редакторы и другие участники проекта по созданию серии учебников, учебных пособий и справочных материалов для студентов вузов и работников системы особо охраняемых территорий России искренне надеются, что предлагаемые читателю материалы помогут ориентироваться в сложнейшей и многообразнейшей проблеме биоразнообразия. Список учебных материалов данной серии открывается переводом на русский язык наиболее популярного за рубежом учебника Р. Примака “Основы сохранения биоразнообразия”. Для удобства читателя остальные материалы объединены в три книги: “Сохранение и восстановление биоразнообразия”, “География и мониторинг биоразнообразия” и “Социально-экономические и правовые основы сохранения биоразнообразия”. Каждая книга снабжена собственным предисловием редакторов и глоссарием. Серия учебных материалов помимо книг содержит два лазерных диска и буклеты.

 

Участники проекта отдают себе отчет в том, что лишенных недостатков учебников и учебных пособий, особенно в первом издании, не бывает, поэтому будут искренне признательны за все замечания и предложения, которые позволят улучшить их структуру и содержание.

Научный руководитель проекта,

член-корр. РАН Н.С. Касимов

Директор Экоцентра МГУ,

член-корр. РЭА А.В. Смуров

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В наши дни многочисленная специальная и научно-популярная литература, посвященная природоохранной тематике, нашла свое постоянное и достойное место на полках библиотек и книжных магазинов. Несмотря на это отрадное явление, потребность в такого рода литературе, особенно учебной, еще далека не удовлетворена и, вероятно, полного насыщения здесь ждать, и не приходится. Прежде всего это обстоятельство связано с многогранностью современной проблемы сохранения живой природы и, соответственно, с проблемой сохранения биоразнообразия на нашей планете. На этом драматическом перекрестке современности пересеклись предметные области самых разных наук – биологических, социальных, экономических, психологических, юридических и пр., здесь же пересекаются различные формы и цели практической активности людей. Стремление к органичной интеграции всех этих аспектов нашло одно из своих проявлений в новой формирующейся науке, которая в англоязычной литературе носит название “Conservation Biology”. Если переводить это словосочетание на русский язык дословно, то предлагаемый вниманию русскоязычного читателя специально подготовленный автором для настоящего издания несколько сокращенный вариант книги “A Primer of Conservation Biology” следовало бы назвать “Азбука биологии сохранения”, а специалистов в этой области – “биологами сохранения”. Однако для российского читателя словосочетание “биология сохранения” звучит непривычно и требует, по крайней мере, пояснений. Если опираться на содержание этой книги, то ее название могло бы быть переведено как “Биологические основы сохранения живой природы” или “Азбука биологии сохранения живой природы”. Мы, учитывая содержание книги и общую направленность серии учебных пособий, в которую она органично входит, остановились на названии “Основы сохранения биоразнообразия”. Учебное пособие Р. Примака написано в форме доступного для широкого круга читателей краткого конспекта, в котором затронуты практически все аспекты обсуждаемой проблемы. Книга особенно ценна тем, что ее автор – профессиональный биолог – специалист по орхидеям приводит многочисленные, в том числе и малоизвестные для широкого читателя примеры из практики сохранения биоразнообразия. Это относится, прежде всего, к природоохранным проблемам в тропическом регионе земного шара, что особенно важно для современного экологического и природоохранного образования, поскольку обсуждаемая проблема имеет в конечном итоге общепланетарный характер.

К сожалению, подготовка русского издания шла в условиях крайнего дефицита времени, который не оставил возможности для уточнения и согласования с автором неоднозначных терминов и положений. Отечественный читатель, вероятно, найдет некоторые из последних спорными или излишне упрощенно изложенными. Безусловно, мы с благодарностью примем все критические замечания и советы и учтем их при подготовке более совершенного издания.

 

А.В. Смуров и Л.П. Корзун

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Биология сохранения живой природы возникла как новая комплексная научная дисциплина в связи с тем, что биологи продолжают наблюдать, как деятельность человека ставит под угрозу исчезновения изучаемые ими виды и местообитания. Биология сохранения живой природы включает в себя элементы экологии, таксономии, генетики, экологии дикой природы и популяционной биологии и разрабатывает подходы для охраны и управления миром природы. Реализация природоохранных проектов, как правило, связана с получением базовых данных о видах и местообитаниях, то есть с получением документальных свидетельств о степени грозящих видам и местообитаниям опасностей. Однако биологи, занимающиеся сохранением природы, не ограничиваются одним лишь изучением видов и мест обитаний, они обязательно включают в общий проект активные природоохранные действия. Составной частью таких исследований становятся социальные, экономические, политические и этические аспекты сохранения видов и местообитаний, специалисты в области биологи сохранения планируют и совместные действия с правительственными органами. Если причина, по которой виды оказались в опасности, заключается в политике, поддерживающей определенный тип развития региона, то специалисты по биологии сохранения полагают, что в их компетенции дать квалифицированный совет всем заинтересованным в дискуссии сторонам и даже быть на переднем крае планов и действий, которые могут примирить нужды социального и экономического развития с необходимостью сохранения природных систем.

Моя книга “Основы биологии сохранения” (Essentials of Conservation Biology), впервые опубликованная в 1993 году, была первым учебником, всесторонне освещающим эту новую научную дисциплину. При создании этой книги моей целью было написать ее таким образом, чтобы ее могли читать как биологи, так и люди далекие от биологии. В 1995 году я переработал и сократил книгу, чтобы издать “Азбуку биологии сохранения” (The Primer of Conservation Biology), которая освещала наиболее важные моменты этого научного направления. Будучи более привлекательной для широкого круга читателей, чем стандартный учебник, “Азбука” предназначалась для изучения студентами в дополнение к основным курсам и для чтения научно-популярных курсов. В течение семи прошедших лет я прилагал усилия, чтобы привлечь внимание к биологии сохранения у более широкой, международной аудитории и привлекал соавторов из других стран для издания учебника по сохранению живой природы для не англоязычных читателей. Я понял, что наилучшим способом сделать материал доступным – это просить соавторов включить данные по изучению местных видов, законы и традиции их регионов. За последние семь лет такие издания были опубликованы в Германии, Индонезии, Японии, Китае, Вьетнаме, Испании, Латинской Америке, Бразилии, Португалии, Корее, Венгрии и Чехии. Готовятся к выходу из печати издания на арабском языке, французском, итальянском, греческом, тайском, малагасийском (Мадагаскар) и монгольском языках. Два издания на английском языке для читателей Африки и Южной Азии также готовятся к печати.

Я с радостью согласился с предложением моих российских коллег о переводе и издании моей книги в России. По моему мнению, в связи с происходящими переменами, в России назрела насущная необходимость издания такого учебника. Россия сейчас прилагает усилия для перехода от коммунистической экономики и коммунистического правления к более открытому обществу и свободной рыночной экономике, и это одновременно таит в себе и опасность, и большие возможности. Опасность заключается в том, что в погоне за модернизацией экономики большая часть природы и природных красот, таких важных для русской культуры, будут утеряны. Но это также и возможность для российской общественности и ученых защитить и восстановить сохранившиеся элементы природы. Создаваемые национальные парки и природные заповедники помогут оживить российское общество. Эти территории могут стать важными центрами растущей индустрии международного туризма, обеспечивая развитие экономической базы для охраны природы.

 

Я был очень рад представившейся мне возможности поработать в этом проекте поддержанным Глобальным экологическим фондом вместе с сотрудниками Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова доц. А.В. Смуровым, профессором Л.П. Корзуном, к.б.н. О.С. Якименко и сотрудником Центра в России Государственного университета штата Нью-Йорк О.А. Зиновьевой. Я бы также хотел выразить свою признательность Экоцентру МГУ за предложение опубликовать и распространить эту книгу.

Ричард Примак

Профессор биологии

Университет Бостона

 

СОДЕРЖАНИЕ.

В учебное пособие

ПРЕДИСЛОВИЕ  
ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРОВ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ  
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ  
Глава 1. Биология сохранения живой природы и биологическое разнообразие  
1.1. Почему необходима биология сохранения живой природы?  
1.2. Философские предпосылки биологии сохранения живой природы  
1.3. Что такое биологическое разнообразие?  
1.4. Видовое разнообразие  
1.5. Генетическое разнообразие  
1.6. Разнообразие сообществ и экосистем  
1.7. Ключевые виды и ресурсы.  
1.8. Измерение биологического разнообразия  
1.9. Какое где биологическое разнообразие?  
1.10. Сколько всего видов существует в мире?  
1.11. Вымирание видов и экономика: утрата ценностей  
1.12. Типы вымирания  
1.13. Экологическая экономика  
1.14. Ресурсы общественной собственности  
1.15. Прямые экономические ценности  
1.16. Потребительская ценность  
1.17. Рыночная ценность  
1.18. Косвенная экономическая ценность  
1.19. Непотребительская ценность  
1.20. Продуктивность экосистем  
1.21. Регулирование климата  
1.22. Образовательная и научная ценность  
1.23. Индикаторы состояния окружающей среды  
1.24. Опционная ценность  
1.25. Ценность существования  
1.26. Этика и окружающая среда  
1.27. Глубинная экология  
Рекомендуемая литература  
Глава 2. Угрозы биологическому разнообразию  
2.1. Темпы исчезновения  
2.2. Исчезновение видов, вызванное человеком  
2.3. Темпы исчезновения в воде и на суше  
2.4. Темпы исчезновения на островах  
2.5. Биогеография островов и современные темпы вымирания  
2.6. Причины вымирания  
2.7. Разрушение мест обитания  
2.8. Фрагментация мест обитания  
2.9. Краевой эффект  
2.10. Деградация и загрязнение мест обитания  
2.11. Загрязнение пестицидами  
2.12. Загрязнение вод  
2.13. Загрязнение воздуха  
2.14. Глобальное изменение климата  
2.15. Чрезмерная истощительная эксплуатация ресурсов  
2.16. Инвазивные виды  
2.17. Болезни  
2.18. Подверженность к вымиранию  
Рекомендуемая литература  
Глава 3. Сохранение на видовом и популяционном уровнях  
3.1. Сохранение видов путем сохранения популяций  
3.2. Маленькие популяции особенно уязвимы  
3.3. Проблемы малых популяций  
3.4. Потеря генетического разнообразия  
3.5. Эффективный размер популяции  
3.6. Демографическое варьирование  
3.7. Изменения в окружающей среде и катастрофы  
3.8. Водовороты вымирания  
3.9. Естественная история и экология  
3.10. Сбор экологической информации  
3.11. Мониторинг популяций  
3.12. Анализ популяционной жизнеспособности  
3.13. Метапопуляция  
3.14. Замечания, связанные с возможностью успешной реализации программ  
3.15. Социальное поведение выпущенных животных  
3.16. Образование новых популяций растений  
3.17. Новые популяции и закон  
3.18. Стратегии сохранения ex situ  
3.19. Зоопарки  
3.20. Аквариумы  
3.21. Ботанические сады и дендрарии  
3.22. Банки семян  
3.23. Категории сохранения видов  
3.24. Законодательная защита видов  
3.25. Национальные законодательства  
3.26. Международные соглашения  
Рекомендуемая литература  
   
   
Глава 4. Сохранение на уровне сообщества  
4.1. Охраняемые территории  
4.2. Существующие охраняемые территории  
4.3. Определение приоритетов для охраны  
4.4. Международные соглашения  
4.5. Проектирование охраняемых территорий  
4.6. Размер заповедника  
4.7. Минимизация краевого эффекта и фрагментации  
4.8. Коридоры в среде обитания  
4.9. Управление охраняемыми территориями  
4.10. Управление средой обитания  
4.11. Управление парками и люди  
4.12. Прилегающие неохраняемые территории  
4.13. Экология восстановления  
4.14. Городские территории  
4.15. Сохранение природы и устойчивое развитие  
4.16. Национальные законодательства  
4.17. Планы на будущее  
4.18. Роль специалистов по биологии сохранения  
Рекомендуемая литература  
ГЛОССАРИЙ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

 

 

Глава 1. Биология сохранения живой природы и биологическое разнообразие

Обратно в содержание

На всем земном шаре биологические сообщества, которые формировались миллионы лет, сейчас подвергаются разрушению человеком. Длинен список трансформаций, которые деятельность человека вносит в природные системы. В результате экстенсивной охоты, разрушения мест обитания, искусственной интродукции хищников и новых конкурентов быстро исчезает огромное количество видов, доходя до стадии вымирания [Heywood, 1995; Lawton, May, 1995]. Из-за сведения естественной растительности и распашки земель нарушаются природные гидрологические и химические циклы, что приводит к эрозии и ежегодному смыву в реки, озера и океаны миллиардов тонн почвы. Снижается генетическое разнообразие, даже среди видов, образующих относительно здоровые в других отношениях популяции. Из-за загрязнения атмосферы и уничтожения лесов изменяется даже сам климат нашей планеты. В настоящее время угрозы биологическому разнообразию беспрецедентны: никогда раньше в истории жизни за такой короткий период времени такое количество видов не оказывалось под угрозой вымирания. Угрозы биоразнообразию усиливаются из-за возрастающих потребностей быстро увеличивающейся численности народонаселения. Эта драматическая ситуация усугубляется неравномерным распределением благосостояния в мире, при котором ужасающая нищета сохраняется во многих тропических странах, обладающих наибольшим разнообразием видов. Более того, многие угрозы биологическому разнообразию синергитичны; поскольку некоторые независимые факторы, такие как кислые дожди, вырубка лесов и чрезмерная охота, комбинируясь, ухудшают ситуацию в экспоненциальной зависимости. То, что плохо для биологического разнообразия, безусловно, плохо и для человека, поскольку человек зависит от окружающей среды. Человек нуждается в воздухе и воде, сырье, пище, лекарствах и других продуктах и услугах.

Пока некоторые люди находятся в растерянности перед лавиной вымирающих видов и разрушением мест обитания в сегодняшнем мире, другие откликаются на необходимость что-то предпринять и пытаются остановить разрушение. Вот что сказал о снижении биологического разнообразия Петер Равен, директор ботанического

сада в Миссури: “Если думать о проблеме в планетарном масштабе,

она кажется безнадежной и неразрешимой. Но можно ограничить масштабы беды до разрешимых уровней, если исходить из пластичности видов”.

Уже ближайшие десятилетия покажут, какая часть всемирного биологического разнообразия сумеет уцелеть. Препринимаемые сегодня усилия по сохранению видов, созданию новых охраняемых территорий, защите существующих национальных парков будут опредилять, в каком виде сохранятся на планете для будущего виды и биологические сообщества.

Биология сохранения живой природы – научная дисциплина, которая развилась на основе этих усилий. Она объединяет людей и знания из различных областей и направленна на преодоление кризиса биоразнаобразия. В будущем люди смогут оглянуться на уходящие годы XX и начало XXI столетий как на время, когда относительно небольшое количество людей спасло многочисленные виды и биологические сообщества от вымирания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...