Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фестский диск. Туринская плащаница




Фестский диск

 

Фестский диск, уникальный памятник письма предположительно минойской культуры эпохи средней или поздней бронзы, был найден в 1908 году при раскопках древнего города Фест (южное побережье острова Крит, Греция). Его точное назначение, а также место и время изготовления достоверно неизвестны. Некоторые ученые подвергают сомнению даже его подлинность.

Фестский диск исследовали и специалисты, и энтузиасты, ему посвящено множество работ. Делались даже заявления о дешифровке надписи на его поверхности. Но ни одно из предложенных прочтений не было признано в научном сообществе. Работа по изучению Фестского диска продвигается медленно, что связано, в первую очередь, с краткостью сообщения, а также с изолированностью примененной в нем системы письма, поэтому перспектива его дешифровки может появиться только после обнаружения других памятников этой же письменности. Существует также ряд гипотез о нелингвистическом характере изображений на нем.

В настоящее время Фестский диск выставлен в Археологическом музее Ираклиона (Крит, Греция).

Памятник представляет собой диск из терракоты, изготовленный без применения гончарного круга. Его диаметр колеблется в пределах сто пятьдесят восемь – сто шестьдесят пять миллиметров, толщина составляет шестнадцать – двадцать один миллиметр. На обеих сторонах нанесены борозды в виде спирали, разворачивающейся из центра и содержащей четыре‑ пять витков. Обе стороны покрыты рисунками‑ иероглифами, которые расположены внутри полосы спирали и разделены поперечными линиями на группы (поля). Каждое такое поле содержит от двух до семи знаков. Иероглифы‑ знаки вдавлены с помощью деревянных или каменных печатей в мягкую глину до обжига диска и, таким образом, представляют собой оттиски. Фестский диск является древнейшим известным науке печатным текстом.

Диск нашла итальянская археологическая экспедиция Федерико Хальберра. Артефакт обнаружил археолог Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений храмового хранилища. Диск находился в главной ячейке тайника, замаскированного в полу комнаты под слоем штукатурки. В ячейках находился пепел, чернозем, а также большое количество обгоревших бычьих костей.

В северной части главной ячейки, в том же культурном слое, на несколько дюймов к юго‑ востоку от диска была обнаружена разломанная табличка линейного письма.

Находка Пернье сразу привлекла к себе внимание исследователей. Перед ними сразу же встал ряд принципиальных вопросов: принадлежит найденный диск к критской культуре или он был завезен на Крит? А если завезен – то откуда? Можно ли датировать диск по культурному слою, из которого он был извлечен? Можно ли с уверенностью утверждать, что диск содержит какое‑ то сообщение и мы имеем дело с неизвестной системой письма? И тут же возникают другие вопросы: к какому типу относится эта система письма (логографическому, силлабическому или алфавитному), в каком направлении следует читать текст и, наконец, что же это за сообщение?

Фестский диск на сегодняшний день уже нельзя считать абсолютно изолированным памятником, но практически по любой из названных проблем среди ученых бытуют разные мнения.

Считается, что наиболее близкими к тексту Фестского диска древнегреческими произведениями являются религиозные гимны в честь солнца. Возможна также связь диска с истоками орфизма – особого религиозного течения, в центре внимания которого находились культы солнца и переселения душ. Секту орфиков основал легендарный фракийский певец Орфей. Связь орфизма с древней мифологией Крита отмечали и древнегреческие авторы (Диодор Сицилийский), и современные исследователи (А. Фол).

Несомненной является связь учения Орфея и близкого к нему учения Пифагора и с Критом, и с Ираном. Полагают, что еще в начале ІІІ тысячелетия до н. э. существовала общая балкано‑ индоиранская религиозно‑ культурная традиция, к которой может восходить и Фестский диск, однако полных ответов на все эти вопросы нет.

 

Туринская плащаница

 

О том, что Христос воскрес, рассказывает не только Евангелие – в доказательство сомневающимся оставлено свидетельство – Туринская плащаница, полотно, в которое было завернуто тело Христа при его погребении. С XVII века Туринская плащаница хранится в итальянском городе Турине. На этом полотне отпечаталось изображение тела, завернутого в нее. На протяжении веков плащаницу много раз проверяли на подлинность, варили в масле, терли в присутствии людей на площади, она четыре раза претерпевала пожар, но ткань упорно сохраняет темно‑ коричневый отпечаток. Многие верующие убеждены, что на плащанице подлинные отпечатки лика и тела Христа. Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства.

Католическая церковь официально не признает плащаницу подлинной, однако считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу ее подлинности, хотя ряд церковных деятелей считает ее таковой.

Впервые реликвия была зафиксирована во Франции в 1353 году: Жеффруа де Шарни объявил, что плащаница находится у него. Вначале она была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 году ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница хранится в этом городе в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя.

В конце XIX века Сикон де Пиа сделал первую фотографию плащаницы. Перед глазами изумленного фотографа предстал не ожидаемый позитив, а негатив величественного лика с ясным спокойным выражением. Второй снимок отобразил всю фигуру.

С того времени изучением Туринской плащаницы занялся ученый мир. Доказано, что изображение является нерукотворным. Ученые предполагают, что оно могло возникнуть в момент мощного излучения, произошедшего при воскресении из мертвых.

Серьезные исследования с помощью современных методов удалось провести только в конце XX века, когда Ватикан разрешил проведение научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры.

Плащаница, в соответствии с данными радиоуглеродного анализа, была сделана в Средние века (XIV век). Ее образец был разделен на три части и исследован в лабораториях Аризонского университета (США), Оксфордского университета (Великобритания) и Федерального политехнического института в Цюрихе (Швейцария). Специалисты лабораторий пришли к выводу, что изготовлена она была между 1275 и 1381 годом.

Результаты датировки тут же были подвергнуты критике. Химик из Лос‑ Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы. Но затем было выявлено одинаковое плетение елочкой как у образцов, так и у остальной ткани плащаницы, и подобное плетение других аналогов не имеет.

Некоторые авторы гипотез, появившихся вокруг плащаницы, утверждают, что поскольку она подвергалась различным воздействиям, в том числе вывариванию в масле для убеждения верующих, то методики подготовки образцов плащаницы, использованные при их радиоуглеродном датировании, не обеспечивают полного удаления из ткани высохшего льняного масла. Масло, по расчетам авторов, могло сдвинуть дату создания плащаницы на 1300 лет назад.

Кроме того, плащаница при пожаре в 1532 году была подвергнута воздействию высокой температуры при низком содержании кислорода. Доктор биохимических наук Дмитрий Кузнецов провел эксперименты на точность радиоуглеродного датирования образцов, предварительно подвергнутым сильному нагреванию. Он приобрел древнюю ткань из Израиля, радиоуглеродный возраст которой составлял двести лет. Ткань подвергалась сильному нагреванию в присутствии серебра, после чего радиоуглеродный анализ показал ее возраст в тысяча четыреста лет. Однако выводы этих результатов оспариваются другими исследователями, указывающими на ошибки в статистической обработке результатов эксперимента и их невоспроизводимость.

Сторонники подлинности плащаницы утверждают, что на ней имеются следы от монет, которые были положены на глаза завернутого в полотно, и в них можно различить символы, характерные для монет времен Пилата.

В 2008 году было проведено новое исследование – ученые впервые сделали сверхточный цифровой снимок плащаницы в 12, 8 миллиарда пикселей. Однако возраст полотна, определенный в 1988 году, не был опровергнут.

С точки зрения начертательной геометрии, в случае если ткань запечатлела объемный отпечаток человека, то ее развертка должна показывать искаженное изображение лица и тела. Тем не менееплащаница представляет плоскую проекцию человека. При этом его проекция с тыльной стороны на целых пять сантиметров превышает проекцию со стороны лицевой.

В 1976 году Джон Джексон из Лос‑ Аламосской национальной лаборатории на основе изображения на плащанице реконструировал предполагаемую трехмерную форму тела.

В 2006 году М. Левшенко предположил, что изображение на ткани могло возникнуть под воздействием энергии солнечного света. Масляные следы отпечатка тела на белом полотне, содержащие частицы растительной смолы мирры и гидрофильные вещества из мази, под воздействием энергии солнечного света вызвали окисление и дегидратацию целлюлозы волокон ткани плащаницы. Это дало видимый эффект появления изображения на ткани.

В декабре 2009 года в древнем захоронении в Иерусалиме были обнаружены части савана, явившиеся первой подобной находкой, которая относится к началу первого века новой эры.

Новонайденное полотно, по данным радиоуглеродного анализа, было изготовлено примерно в то время, когда умер Иисус Христос. При этом оно было выткано методом простого двустороннего переплетения нитей, а не саржевого (диагонального), которое было использовано в Туринской плащанице. Саржевое плетение нитей появилось лишь спустя тысячу лет после предполагаемой даты смерти Христа. По мнению некоторых исследователей, остатки савана могут подтвердить версию о поддельности Туринской плащаницы.

Однако и на это последовали возражения: дескать, подобное саржевое плетение елочкой применялось в первом веке в Сирии для изготовления очень дорогих тканей, что указывает на возможность изготовления ткани плащаницы на Ближнем Востоке в первом веке.

В пещере в долине Хинном археологом Шимоном Гибсоном были обнаружены останки, завернутые в саван. Анализ ДНК показал, что умерший человек страдал проказой и скончался от туберкулеза. Судя по всему, именно поэтому погребальная камера в пещере, где нашли останки, была герметично запечатана.

В отличие от Туринской плащаницы, найденный в Иерусалиме саван представляет собой не цельный кусок ткани, а состоит из нескольких частей. В частности, отдельным куском ткани накрывали голову. Это на тот случай, если человек, которого хоронили, оказывался живым и приходил в сознание. Тогда он мог сдернуть с лица часть савана и закричать. Про платок, закрывавший лицо умершего, сообщает и евангелист Иоанн: «Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте».

Единого мнения о подлинности и феномене туринского артефакта среди ученых нет до сих пор. В разное время его авторство приписывали силам неба и ада и даже великому мистификатору Леонардо да Винчи. Как бы там ни было, но все вопросы относительно Туринской плащаницы и сегодня остаются без ответов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...