Золотой козлик из Ура. Панафинейские амфоры
Золотой козлик из Ура
Шумерский город Ур в III тысячелетии до н. э. был одним из крупнейших центров цивилизации (территория современного Ирака). В эпоху своего расцвета Ур был многонаселенным городомс великолепными храмами, дворцами, площадями, а его жители любили украшать себя ювелирными изделиями. В 1920‑ х годах там начались археологические раскопки. Экспедицией сотрудников Британского музея и Пенсильванского университета руководил английский археолог Леонард Вулли. Он уже занимался исследованием этого района более пяти лет. На протяжении многих столетий из гробниц Ура (и не только из них) было похищено несметное количество бесценных произведений искусства и сокровищ. И все же экспедиция Л. Вулли нашла две непотревоженные грабителями гробницы. Находки из них произвели сенсацию в мире. Археологам открылась неожиданная и поразительная картина сложного погребального ритуала. В углу огромной ямы (глубиной около десяти метров) находился каменный склеп, в котором помещалось тело умершего владыки. Рядом – тела нескольких приближенных. Было очевидно, что на дно огромной усыпальницы, устланной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно отправлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, военачальники, жены из придворного гарема – в роскошных одеждах и драгоценных головных уборах, слуги, музыканты, рабы. Сюда же въезжали повозки, запряженные ослами или быками. Замыкали шествие воины – стражи. После заключительного священнодействия каждый выпивал чашу с ядом. Из одной гробницы были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине XXX века до н. э. К этому времени мастера Южного Двуречья уже в совершенстве освоили технику обработки золота и серебра, умели делать из них сплавы, чеканить, ковать и инкрустировать их драгоценными камнями, украшать зернью и тончайшим филигранным кружевом.
Драгоценные металлы доставлялись караванами из Ирана, Малой Азии, с Армянского нагорья, а лазурит – с Памира. Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Передними ногами он упирается в ствол дерева, а вся статуэтка в высоту достигает пятидесяти сантиметров. Таких статуэток было две, а нашли их в самой богатой во всем некрополе Ура гробнице. Одна из статуэток выставлена в Британском национальном музее, другая хранится в университетском музее Филадельфии. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой‑ то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло. Фигурки козликов поддерживали особый стол для жертвоприношений. Внутри статуэтка имеет деревянную, покрытую слоем битума основу, поверх которой потом и была наложена оболочка. Голова, тело и ноги козлика окованы золотым листом, инкрустированным лазуритом и перламутром. Древние мастера украсили также его глаза, бородку и витые рога. Живот выполнен из серебряной пластинки, искусно сделаны и все остальные детали, например, завитки шерсти на спине и боках – воткнутые в битум маленькие кусочки раковин. Подставка самой статуэтки украшена серебряными полосами и красно‑ розовой мозаикой. Золотое дерево, к которому серебряными цепочками прикованы передние копытца козлика, высоко поднимает изогнутые ветки с изящными цветами и листьями. Излюбленное шумерскими мастерами цветовое сочетание сияющего золота с холодным мерцанием синего лазурита и нежными переливами перламутра рождает яркий декоративный эффект. Но золотой козлик из Ура стал выглядеть так только после скрупулезного труда реставраторов – он сильно пострадал от многовекового пребывания в земле.
Панафинейские амфоры
Призовые амфоры, названные панафинейскими, являются особой формой древнегреческих амфор. Их вручали победителям состязаний на Панафинейских играх, и они были наполнены оливковым маслом из священных оливковых садов Афины. Ценились такие вазы очень высоко и вручались победителям соревнований вплоть до II века до н. э. Первые такие амфоры предположительно были вручены на больших Панафинеях в 566–565 годах до н. э., тогда, когда форма проведения Панафинейских игр претерпела значительные изменения. Объем призовых сосудов был строго регламентирован. Он составлял приблизительно на три литра меньше метрета – античной меры жидкостей (39, 4 литра). Высота панафинейской амфоры равнялась шестидесяти – семидесяти сантиметрам. На каждом празднике Панафиней в честь Афины вручалось около полутора тысяч амфор. Панафинейские амфоры – это бочкообразные сосуды, очень выпуклые, с коротким узким горлышком, острым дном. Такая форма была распространена в VI веке до н. э. Между гончарными мастерскими проводились соревнования, победители которых получали заказ на изготовление панафинейских амфор. Получить такой заказ было очень престижно. До настоящего времени сохранилось около тысячи панафинейских амфор и их фрагментов, что составляет приблизительно один процент от фактического количества изготовленных. Среди них самой древней панафинейской амфорой считается Бургонская ваза (560 год до н. э). Расписывались панафинейские амфоры в так называемом чернофигурном стиле. Этот стиль был распространен и спустя пятьсот лет, несмотря на то что к этому времени чернофигурную вазопись сменила краснофигурная. Изначально на лицевой стороне амфоры изображался один‑ единственный сюжет – Афина Промахос, движущаяся справа налево. Позже изображение Афины Промахос стали дополнять с обеих сторон две дорические колонны, увенчанные петухами. Петухи, очевидно, символизировали боевой, соревновательный дух Панафинейских игр. На левую колонну обязательно наносилась вертикальная памятная надпись «Приз из Афин».
И форма панафинейских амфор, и сюжет на их лицевой стороне воспроизводились с особой тщательностью, и малейших изменений не допускалось. Лишь к IV веку до н. э. росписи на них претерпели изменения. Петухи на колоннах сменились ежегодно меняющимися символами игр, а маркировка мастерских утратила свое значение. Форма амфор также несколько изменилась – стала более женственной. С течением времени на амфорах стали появляться имена архонтов, которые отвечали за изготовление амфор и их содержимое, и даже имена казначеев и судей. С 363 по 362 год до н. э. Афина на амфоре изображается шагающей в противоположном направлении – слева направо. На оборотной стороне панафинейской амфоры находилось изображение состязания, за которое вручали приз. С середины V века до н. э. там появляются сцены чествования победителей, а с IV века до н. э. – изображения Ники. Роспись панафинейских амфор делали многие известные афинские вазописцы, в том числе Эксекий, Евхарид и Клеофрад. Панафинейские амфоры находили на раскопках и вне ареала расселения древних греков. Это говорит о том, что вазы были предметом торговли. В 415 году до н. э. продали более ста призовых амфор, находившихся в собственности Алкивиада, по цене полдрахмы за штуку. Еще их преподносили храмам в качестве жертвоприношений. Так, например, при раскопках в Таренте нашли четыре панафинейские вазы, которые были размещены по четырем углам саркофага.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|