Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сокровища Окса, или Амударьинский клад




Сокровища Окса, или Амударьинский клад

 

На развалинах древнего городища на берегу реки Амударьи (Окс) на территории современного Таджикистана (Древняя Бактрия) в 1877 году был найден клад – коллекция из ста семидесяти золотых и серебряных предметов арийского происхождения, датирующихся периодом правления Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э. ).

В мае 1880 года капитан британской армии Фрэнсис Бертон отправился во главе небольшого отряда в отдаленный район Афганистана (тогда он еще входил в состав Британской империи). Отряд Бертонастал лагерем, и командир увидел, что его солдаты толпятся вокруг какого‑ то местного жителя, который что‑ то бурно пытается объяснить. Выяснилось, что афганец просит помощи. Перепуганный беглец сообщил, что на торговый караван напали разбойники, забрали в плен и купцов и груз, слуге еле удалось спастись.

Афганец также сообщил, что купцы везли редкий груз – большое количество древних золотых и серебряных монет, а также роскошных украшений. Все это торговцы приобрели у местных крестьян. Караван направлялся в Индию, где афганские торговцы рассчитывали удачно продать сокровища.

Капитан поинтересовался, как в руки бедноты попали такие ценности. Слуга рассказал, что местный люд выкапывает золотые предметы из высохшего русла Амударьи. Там было уже немало удивительных находок.

Капитан Бертон, едва дождавшись ночи, взял с собой солдат и отправился в пещеру, где, как сказал слуга, могли скрываться бандиты.

Бандитам ничего не оставалось, как отпустить купцов и вернуть награбленное.

Остаток ночи торговцы провели в военном лагере, а утром отправились в индийский город Равалпинди (ныне территория Пакистана). Бертон приобрел у купцов золотой браслет редкостной красоты с изящными изображениями мифических грифонов.

Слухи о сокровище дошли до Англии, и вскоре британские коллекционеры сэр Огест Уоллстон Фрэнкс и сэр Александр Каннингэм отправились по следам каравана. Они приобрели бoльшую часть сокровищ.

Таким образом, в 1897 году амударьинское золото стало частью экспозиции Британского музея. Оружие, монеты и украшения относятся к разным странам и историческим эпохам. Одни выполнены в древнеперсидской традиции, другие – в греческой, а третьи напоминают работы мастеров из евразийских степей. Некоторые исследователи предполагают, что когда‑ то все это было сокровищницей храма. Туда десятилетиями, а может, и веками люди приносили пожертвования, приобретенные в разных концах света. Но есть и предположения, что золото взято из захоронения умершего правителя. Как бы то ни было, все сходятся во мнении, что появлением этой удивительной коллекции древнего искусства мы обязаны древним персам.

Возраст сокровищ насчитывает более двух тысяч лет. Остается загадкой, как и почему этот удивительный клад оказался на дне Амударьи.

 

Скифские сокровища

 

В бескрайних степях Северного Причерноморья, Приазовья и в Крыму в VII–III веках до н. э. обитал кочевой народ – скифы. Еще и сейчас на этих территориях можно увидеть погребальные сооружения в виде высоких насыпей – курганов, своеобразных земляных пирамид скифской эпохи.

Древнегреческий историк Геродот, современник скифов, живший в V веке до н. э., первым описал уклад жизни, обычаи, верования скифов и их войны с персидским царем Дарием. Тогда же образовалось их первое крупное объединение, включавшее ряд кочевых и земледельческих племен, – так называемая Скифия. Поэтому этот период историки и называют скифским.

Многие предметы, созданные скифами и являющиеся подлинными мировыми шедеврами, были найдены в курганах. Как и другие древние народы, скифы верили в загробную жизнь, поэтому в могилу знатного скифа, провожая его в последний путь, клали не только личные вещи, но и лошадей, слуг, наложниц и жену (которых перед этим убивали), а также украшения, предметы быта, всяческую утварь. Над погребением насыпали земляной холм – курган, размеры которого, как правило, зависели от влияния и богатства усопшего.

«Степные пирамиды» еще в древности манили любителей легкой наживы. Поэтому многие скифские захоронения ученые нашли уже разграбленными. Тем не менее на протяжении двух последних столетий курганы не раз преподносили археологам сюрпризы в виде уцелевших бесценных сокровищ.

Именно скифские быт, религия и предания были той средой, которая питала художественное чутье мастеров. Самые знатные скифы заказывали украшения у греческих мастеров. Эллины достигли небывалых высот в ювелирном искусстве.

Форма и сюжеты золотых и серебряных вещей были традиционно скифскими. Их главными персонажами были животные. Изображения в скифском зверином стиле отличаются четко акцентированными признаками, по которым их можно безошибочно отнести к скифской культуре, оставившей яркий след в наследии кочевого мира Великой Евразийской степи. Многие предметы, найденные в курганах, созданы самими скифами, другие подлинные шедевры торевтики (искусства художественной обработки драгоценных металлов) – выполнены греческими мастерами в античных городах‑ колониях: Ольвии, Тире, Херсонесе, Пантикапее.

Итак, в конце V–IV веков до н. э. в Северном Причерноморье возникает своеобразный феномен – скифо‑ античное искусство. В конце IV века до н. э. – I веке н. э. на мастеров‑ ювелиров античных городов оказывали большое влияние восточные культуры, что было связано с походами Александра Македонского. В изделиях из драгоценных металлов все чаще стали применяться драгоценные камни, цветные эмали и стекло.

Первые сокровища скифских курганов с территории Украины стали поступать в Петербург с середины XVIII века. В 1763 году был раскопан скифский царский курган VI века до н. э. вблизи современного Кировограда. Найденные золотые украшения губернатор Новороссийского края подарил Екатерине II. На протяжении XIX – начала XX века из курганов Куль‑ Оба, Чертомлык, Солоха и др. в Петербург были вывезены выдающиеся исторические драгоценности – шедевры искусства мирового уровня. Они попали в Эрмитаж и составили основу его скифо‑ античной коллекции.

К числу первых скифских царских курганов, раскопанных в 1830 году, относится курган Куль‑ Оба (по‑ татарски – «холм пепла»). Он находится в шести километрах от Керчи по дороге на Феодосию. Именно здесь был найден электровый (сплав золота и серебра) ритуальный сосуд. На нем неизвестный мастер изобразил сцены из скифской жизни. На первой сцене военачальник, опираясь на копье, выслушивает стоящего перед ним на коленях воина, на второй – скиф натягивает на лук тетиву, на третьей – скиф накладывает повязку на ногу другому воину, а на четвертой показано врачевание больного зуба. Вполне возможно, эти сцены относятся к жизни самого скифского царя, похороненного в кургане.

Благодаря находке ученые впервые получили представление о жизни скифов, их внешнем облике, одежде, вооружении. Из тьмы веков предстают длинноволосые, бородатые скифы в кожаных или льняных куртках с кушаком и в длинных штанах. Их обувь – мягкие короткие сапоги, перехваченные у щиколоток ремешками, на голове – остроконечные войлочные шапки, напоминающие башлык. Они вооружались коротким мечом – акинаком, имели лук и стрелы, которые укладывали в специальный футляр – горит, у них были копья и четырехугольные щиты. На золотой обивке горита из этого же кургана высечено имя греческого мастера Порнаха, что является случаем уникальным.

В Эрмитаже хранятся шедевры, найденные при исследовании курганов на Таманском полуострове. Эти курганы V–IV веков до н. э. раскапывались в 1875–1878 годах и известны под названием Семь братьев. Устройство гробниц почти такое же, как и в Куль‑ Обе. Характерные черты скифского звериного стиля сохранились на конской сбруе и на оружии. В одном из курганов нашли серебряное украшение панциря – орел с распростертыми крыльями, а над ним – фигуры оленя и олененка.

Музей исторических драгоценностей Украины (филиал Национального музея истории Украины) располагает сегодня богатейшей коллекцией скифского золота, которая насчитывает около сорока тысяч экспонатов и не имеет равных в мире. Среди древностей – ювелирные изделия, украшения для одежды, оружия, конского снаряжения, культовые и бытовые предметы. К уникальным экспонатам IV века до н. э. относятся: золотая пластина горита (курган в г. Мелитополе) с изображенной на ней сценой из мифа о древнегреческом герое Ахилле, серебряная чаша из кургана Гайманова могила (Запорожская обл. ) со сценами переговоров скифских царей; золотой шлем (Передериева могила, Донецкая обл. ) с изображением скифских воинов.

Знаменитая золотая пектораль стала своеобразной визитной карточкой музея. Это нагрудное украшение скифского царя из кургана Толстая могила (Днепропетровская обл. ). Настоящей сенсацией в археологическом мире стали раскопки в 1971 году этого кургана, явившие миру шедевр античной торевтики. На трехъярусной пекторали сорок восемь миниатюрных рельефных фигурок. Сцены охоты на хищных зверей перемежаются с флористическими мотивами и бытовыми сценами. С удивительным мастерством изображены фантастические существа с туловищем льва и головой орла – грифоны. В центре композиции – сцена, в верхнем ярусе которой изображены скифы, шьющие ритуальную одежду – меховую куртку. Автор знаменитой находки и первый ее исследователь Б. Н. Мозолевский считал, что на трех ее ярусах изображены сцены подготовки к празднику весеннего равноденствия и таинство жертвоприношения. Другой киевский исследователь С. М. Пауков предположил, что это священный солярный календарь, созданный около двух с половиной тысяч лет назад и, как он утверждает, невероятно точный по тем временам. Однако что скрыто в символике и образах пекторали, все еще остается загадкой. Высочайшая техника исполнения изделия, его красота производят сильнейшее эмоционально‑ художественное воздействие на зрителя.

Скифо‑ античное искусство – одна из наиболее ярких страниц древней истории народов, населявших территорию Украины. Они оставили для потомков замечательные шедевры скифской материальной культуры.

И сегодня интерес к скифскому наследию не утихает. Но проявляется он не только в лучших выставочных залах мира, куда музеи периодически привозят «скифские» экспозиции. С распадом Советского Союза и в России, и в Украине финансирование археологических исследований резко сократилось. Освободившуюся нишу тут же заняли черные археологи, для которых скифское золото – самое прибыльное направление деятельности. В этой связи следует вспомнить о том, что произошло в 1862 году, когда археолог Забелин исследовал курган Чертомлык. Во время раскопок ученый обнаружил скелет, принадлежавший древнему грабителю. Судя по всему, черному археологу удалось достать из захоронения золото, однако тоннель обрушился, и грабитель был погребен вместе с добычей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...