Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика объединенной Германии

 

Правительство ФРГ после объединения столкнулось с тем, что ряд европейских стран, в том числе ее союзники по НАТО Великобритания и Франция, высказывал опасения, что в ближайшем будущем он может поставить перед собой цель создания «Четвертого рейха». Поэтому правительство Коля сразу провозгласило преемственность с внешнеполитическим курсом Боннской республики и заявило, что внешняя политика ФРГ является составной частью политики безопасности Европейского союза и стран Запада в целом. В подтверждение отказа от установки на милитаризацию Германия начала сокращение бундесвера, численность которого к концу 1990-х гг. была доведена до 330 тыс. человек. Единая Германия подтвердила свое стремление к тесному политическому и военному сотрудничеству с НАТО, в котором она видит гаранта безопасности и стабильности в Европе, а также к сотрудничеству с США. ФРГ является единственной страной в НАТО, подчинившей свои вооруженные силы командным структурам альянса.

Выступив за глобальный подход к проведению внешней политики, «новая ФРГ» в то же время стремится в рамках этого подхода отстаивать свои национальные интересы. Они предполагают обретение Германией свободы действий в военной сфере и возвращение статуса великой державы. Правительство Коля избрало тактику постепенных шагов в процессе расширения участия ФРГ в международных акциях. В период подготовки и проведения в 1990-1991 гг. военной операции под эгидой ООН в зоне Персидского залива Основной закон ФРГ запрещал использование бундесвера за пределами «зоны ответственности» НАТО, а в пределах зоны НАТО — в тех местах, где во время Второй мировой войны находились солдаты вермахта. Поэтому, несмотря на сильное давление США, ФРГ вместо прямого участия в этой войне, оказала международной коалиции финансовое, медицинское и военное содействие, выделив на эти цели 17 млрд марок — треть своего годового военного бюджета.

В 1991-1992 гг. германские медики входили в состав гуманитарной миссии ООН в Камбодже. В 1993-1994 гг. бундесвер участвовал в военной операции под эгидой ООН в Сомали. Эти акции постепенно приучали германскую и мировую общественность к факту прямого миротворческого участия «новой ФРГ» вне территории ответственности НАТО. Первые миссии выявили недостатки в подготовке бундесвера для участия в таких акциях. Обнаружилась нехватка транспортных самолетов, морских средств доставки вооружений, необходимость специальной подготовки солдат. Всего за 1990-е гг. Германия прямо или опосредованно участвовала в 24 миссиях ООН.

В эти годы в ФРГ развернулась общественно-политическая дискуссия о новой внешнеполитической доктрине. В ходе дискуссии были сформированы понятия «национальных интересов», «возросшей ответственности» Германии и поставлена задача ее более активного содействия политике поддержания стабильности в мире. Центральным пунктом обсуждения стал вопрос о возможности участия частей бундесвера в военных операциях, проводимых НАТО за пределами стран альянса. Блок ХДС/ХСС был готов дать согласие на такие акции, но против выступили социал-демократы и либералы. Они подали жалобу в Конституционный суд, который после длительных дебатов в июле 1994 г. принял решение по этому вопросу: использование бундесвера за пределами территории ФРГ и стран НАТО объявлялось правомерным, если на акцию имеется мандат ООН и за нее в каждом отдельном случае проголосует простое большинство депутатов бундестага. В случае отсутствия мандата ООН для одобрения такой акции необходимо получение квалифицированного большинства бундестага в две трети голосов. В результате из оборонных сил страны были выделены «силы быстрого реагирования» численностью в 54 тыс. человек.

Легализация участия бундесвера в военных акциях явилась важным достижением правительства Коля. Этот шаг способствовал повышению роли ФРГ как стратегического партнера США и нашел поддержку ее союзников по НАТО. Наиболее широкое применение германские «миротворческие силы» нашли на территории Югославии в 1999 г. Впервые в истории ФРГ бундесвер принимал участие в военных операциях за рубежом. Бундесвер контролировал соблюдение эмбарго на Адриатике и Дунае, участвовал в поставке оборудования, средств связи и передвижения, амуниции и оружия для миссий и, наконец, в несанкционированных Советом Безопасности ООН воздушных налетах НАТО на Белград. Прямой вклад в воздушные налеты был относительно скромным, но имел важное политическое значение. Незадолго до начала войны в Косово Г. Шредер на конференции по безопасности в Мюнхене заявил: «Германия не может и не хочет идти особым путем. Мы... выросли в союзе. И мы хотим в нем оставаться. Поэтому сегодня мы без всяких "если" и "но" готовы брать на себя ответственность как "нормальные" члены, будь то в ЕС или в НАТО».

Военное участие ФРГ в Косовской войне с одобрением было воспринято НАТО, но вызвало неоднозначную реакцию германского общества. ПДС подала в Конституционный суд иск против правительства. Пацифистские объединения организовали демонстрации протеста в Берлине. В партии «зеленых» эта акция вызвала кризис. Отказ «реалистов» во главе с Фишером от принципиального пацифизма был воспринят многими как утрата партией «политического профиля». Эта акция стоила «зеленым» и социал-демократам многих сторонников.

В итоге оказалось, что бомбовые удары не остановили убийства, волна беженцев заполнила Македонию и Албанию, была разрушена инфраструктура Сербии. Руководство ФРГ пришло к выводу, что модель разрешения конфликта в Косово не может быть использована для урегулирования подобных конфликтов в будущем. Несмотря на эту констатацию, участие Германии в воздушной войне на территории бывшей Югославии и процедура почти бездискуссионного принятия решения о нем в бундестаге стали свидетельством перелома, который произошел с начала 1990-х гг. в сознании германской политической элиты и части населения ФРГ.

Участие в Косовской войне ознаменовало также этап в дискуссии о «нормальности» ФРГ, которая длилась в течение всех 1990-х гг. Постижение этого понятия возможно лишь в контексте германской истории. Речь идет о том, что в целом осуществленный процесс «преодоления прошлого», интеграция в Европейское сообщество и НАТО, членство в ООН позволяют ФРГ, как всякому «нормальному государству», подобному Франции, Великобритании и другим, проводить суверенную политику с учетом собственных национальных интересов. Внешняя политика «новой ФРГ» предполагает отказ от ряда самоограничений, которые «истощали» немцев в период Боннской республики. Шредер в правительственном заявлении в ноябре 1998 г. отметил, что Германия является «нормальным государством», которое «не стремится к превосходству, но и не считает нужным кому-либо подчиняться». Годы учебы в «старой ФРГ» остались позади, и Германия вновь выходит на арену большой политики, избавляясь от комплексов, сложившихся под воздействием двух мировых войн.

В начале 2000-х гг. рассуждения о «нормальности» практически прекратились, что свидетельствует о том, что Германия обрела свое новое качественное состояние. Однако ее настоятельные требования «большего политического влияния» и «большей ответственности» вызывают вопрос о том, как она использует это влияние, если добьется его. Многих в Европе и даже в самой Германии настораживает излишнее акцентирование на «национальных интересах». В известной мере ответом на этот вопрос явилась ее позиция по поводу войны США в Ираке весной 2003 г. ФРГ еще в 2002 г. заявила, что не будет участвовать в военной акции. В ходе Иракской войны, по существу, возникла франко-германо-российская антивоенная коалиция. Эти события настолько ухудшили отношения ФРГ с США, что американцы даже обсуждали планы перевода американских баз из ФРГ в Польшу. Шредеру пришлось приложить немалые усилия для преодоления кризиса в отношениях с США. Одновременно в 2003 г. ФРГ выступила за сохранение целостности Ирака; за создание там переходного правительства, которое опиралось бы на имеющую мандат ООН международную администрацию.

Одним из главных направлений внешней политики ФРГ является стремление играть более значимую и активную роль в ООН. Правительство Коля заявило о готовности объединенной Германии воспринять все права и обязательства по Уставу ООН, включая меры коллективной безопасности, принимать участие в решении общемировых вопросов. «Новая ФРГ» участвует в 15 специализированных учреждениях ООН, в реализации программ экономического развития и сотрудничества. На 2003-2004 гг. она в четвертый раз получила место в Совете Безопасности среди десяти непостоянных членов. Германия занимает третье место после США (25 %) и Японии (около 20 %) по доле вклада в бюджет ООН (почти 10 %). Ныне ФРГ принимает участие почти в каждой третьей миротворческой миссии, имеющей мандат ООН.

Используя свой финансовый и политический вес, Германия стремится извлечь выгоды от текущего процесса реформы ООН. ФРГ заинтересована в пересмотре положения Устава ООН о «бывших вражеских государствах», связывающего Германию с ее прошлой историей. Факт наличия этих статей плохо согласуется с той новой ролью, которую федеральное правительство намерено закрепить за своим государством в ООН. ФРГ ратует за повышение авторитета и усиление дееспособности ООН в мире, надеясь использовать ее в будущем как инструмент повышения своего политического значения. Она предлагает расширить численный состав постоянных членов Совета Безопасности и претендует на место в нем.

Единая Германия вместе с Францией остается «локомотивом» процесса европейской интеграции по всем направлениям. В феврале 1992 г. вместе с другими 12 государствами ФРГ подписала Маастрихтский договор о создании Европейского союза (ЕС). Он предусматривал упрочение политического и закрепление экономического и валютного союза.

В 1996 г. Париж и Бонн выступили с совместной инициативой по уточнению и расширению ряда интеграционных программ, содержащихся в Маастрихтском договоре. При активном участии Германии в октябре 1997 г. был выработан Амстердамский договор. Он расширил компетенции ЕС в области социальной, внутренней политики, в сфере экологии. За Европарламентом было закреплено больше полномочий в формировании законодательства Европейского сообщества. Амстердамский договор более подробно разработал содержание совместной внешней политики и политики безопасности стран ЕС, соблюдения прав человека и демократии. Он закрепил готовность Германии вместе с другими членами ЕС участвовать в международных акциях по борьбе с терроризмом, контрабандой, расизмом, организованной преступностью. Этот договор определил стратегию ЕС на XXI в. Германия способствовала принятию решения об упразднении национальной валюты и о введении с января 2002 г. евро как единственного средства расчетов между государствами. Лидирующая роль ФРГ в ЕС определяется также тем, что она производит четзерть его внутреннего национального продукта. Несмотря на финансовые трудности, связанные с расходами на объединение страны, в начале 2000-х гг. взносы ФРГ в ЕС достигли четверти его бюджета.

ФРГ заняла ведущее место в восточноевропейской политике, активно заполняя вакуум, который возник в этом регионе после распада СССР. Германия заинтересована в его стабилизации, в успешном проведении в его странах демократических реформ, создании рыночной экономики, улучшении жизненных условий населения. В 1991 г. Германия, несмотря на противодействие США, Англии и Франции, выступила за принятие в ООН Хорватии и Словении, отделившихся от Югославии, хотя в них начались военные действия. Этот дипломатический демарш стал ударом по федерации южнославянских народов, отчасти спровоцировал эскалацию Боснийского кризиса, но обеспечил в республиках ее влияние. Эта акция вызвала критику международной общественности и союзников ФРГ по НАТО, и впоследствии Германия избегала принимать несогласованные с ними решения.

ФРГ активно выступила за принятие стран Восточной и Юго-Восточной Европы в ЕС, считая, что союз станет «катализатором» их политического и социально-экономического обновления. Правительство Шредера активно способствовало принятию «Агенды (Повестки) 2000» — пакета реформ, предусматривающих финансовую помощь ЕС (значительную часть которой взяла на себя ФРГ) до 2006 г. странам, готовящимся к вступлению в сообщество.

После распада СССР и Организации Варшавского договора ФРГ выступила также за расширение НАТО на Восток, обоснованно рассчитывая на усиление своего влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе и обеспечение большей безопасности. Благодаря поддержке ФРГ, страны Балтии, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Чехия с 1 мая 2004 г. стали членами Европейского союза. Используя исторически сложившиеся тесные связи со странами Восточной и Юго-Восточной Европы, Германия является их ведущим торговым партнером и самым крупным кредитором среди западных стран. В конце 1990-х гг. на Германию приходилось 37 % западной помощи в этот регион (на США — 11 %, на Японию — 5 %). ФРГ надеется, что таким образом с нее будет снято обвинение в попытках «германизации» этого региона, так как «германской политике в нем будут приданы европейские рамки».

Германская сторона высоко оценила содействие Советского Союза во главе с Горбачевым объединению Германии, бескровному завершению противостояния между Востоком и Западом в 1989-1990 гг. Правительство ФРГ во главе с Колем постоянно развивало двусторонние связи с Россией. Совместное заявление Коля и Ельцина, подписанное в декабре 1992 г. в Москве, закрепило так называемое «нулевое решение» по взаимным претензиям: Россия отказалась от компенсации за недвижимое имущество западной группы российских войск, а Германия — от возмещения ущерба природной среде в местах расположения войск. Досрочный вывод российских войск, завершенный в августе 1994 г., был дополнительно профинансирован Германией на сумму 550 млн марок для обустройства военнослужащих РФ. В 1995 г. было подписано германо-российское соглашение, в результате которого большая часть российского экспорта получила режим наибольшего благоприятствования и неограниченный в количественном плане доступ к рынку ЕС. «Воротами в ЕС» для большей части российского экспорта является Германия.

С приходом к власти «красно-зеленой» коалиции в 1998 г. отношения между Москвой и Берлином стали сдержаннее. МИД ФРГ занимает жесткую позицию по вопросу о российских долгах. Правительство Шредера отказалось от простого оказания финансовой помощи России (всего РФ и республикам бывшего СССР до 1998 г. была оказана помощь в 133,1 млрд марок). Отныне кредиты выделяются на конкретные проекты, а их выполнение контролируется немецкой стороной. Тем не менее Г. Шредер заявил, что относит отношения с Россией к приоритетным для Германии, что «без России не может быть общеевропейской стабильности».

Германо-российские отношения стимулировал начатый в апреле 2001 г. канцлером ФРГ Г. Шредером и президентом России В. В. Путиным «Петербургский диалог». Его цель — содействовать широкому обмену опытом в сфере политики, экономики, укреплению партнерства, созданию гражданского общества в РФ. Кроме межправительственных связей, существуют тесные контакты между Германским бундестагом и Государственной думой. В Берлине действует германо-российский форум — общественная организация, способствующая развитию отношений с Россией. В рамках германо-российских связей развивается партнерство между городами. В настоящее время в нем официально и неформально участвуют около 130 городов. Важным стимулом для успешного развития академических и научных связей между вузами Германии и России стала межправительственная программа имени А. Герцена, действовавшая в 1998-2003 гг.

Лидеры «новой ФРГ» подчеркивают, что ее главным внешнеполитическим союзником остаются США. Прочность американо-германских связей определяется тем, что Германия является крупнейшим партнером США в сфере экономики, космонавтики, в области охраны окружающей среды, в борьбе с организованной преступностью и пр. В ФРГ размещено самое крупное по численности подразделение вооруженных сил США в Европе — 72 тыс. человек.

Но в период правления «красно-зеленой» коалиции наблюдается отход ФРГ от «подчиненно-восторженной» позиции по отношению к США. Он обусловлен возросшей ролью ФРГ на международной арене, усилившейся критикой политики США в Европе и в ФРГ не только со стороны германских радикалов, но и из рядов консерваторов, «зеленых», и самой СДПГ. Зыбкость позиций правящей коалиции вынуждает ее считаться с распространением умеренно антиамериканских настроений в обществе.

Расхождения с США проявились при обсуждении новой стратегической концепции на форуме НАТО в 1999 г. Одной из главных тем дискуссии стал вопрос о том, могут ли задачи по международному управлению кризисами занять равноценное место с другими важными задачами НАТО, такими как обеспечение безопасности стран-участниц, трансатлантическое единство, коллективная оборона. Германия призывала не превращать альянс в «интервенционистский союз» и в будущем при осмыслении своих задач сосредоточиться на евро-атлантическом регионе. При обсуждении новой стратегии НАТО ФРГ особо подчеркивала необходимость мандата ООН на урегулирование кризисов, в то время как США считали, что «международно-правовая легитимация не всегда обязательна» и возможно «предоставление мандата самим себе». Представители ФРГ предлагали, чтобы из доктрины НАТО было исключено положение о применении ядерного оружия первыми, но этого не произошло из-за сопротивления США и Великобритании.

После победы на выборах 2002 г. Шредер подчеркнул, что стратегическими направлениями внешней политики ФРГ для правящей коалиции являются предотвращение и урегулирование конфликтов мирными средствами, борьба против международного терроризма, нераспространение оружия массового уничтожения и укрепление системы многосторонности, особенно ООН.

Новые горизонты перед ФРГ открывает вступивший в завершающую стадию процесс интеграции Европы. Летом 2003 г. специальный конвент ЕС представил проект конституции ЕС, который был выработан по инициативе Германии и Франции. Он предусматривал превращение Евросоюза из международной организации в государство федеративного типа, которое будут возглавлять единый европейский парламент (Евросовет) и правительство единой Европы. Предполагалось введение поста президента и министра иностранных дел ЕС. Эти органы должны были ограничить национальный суверенитет стран — участниц Евросоюза в области экономики, обороны, внешней политики. Имеется и альтернативная модель объединения будущего континента — «Европа двух скоростей». Она предусматривает слияние наиболее развитых стран Евросоюза (Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Церемония подписания конституции ЕС прошла 29 октября 2004 г. в Риме, после чего начался процесс ее ратификации.

 

Культура и духовная жизнь

 

После объединения Германии правительство поставило задачу достижения не только государственного, но и культурного единства всех немцев, сохранения исторически сложившегося многообразия немецкой культуры, в том числе культурных достижений проживающих в ФРГ иностранцев. В среде интеллектуалов сразу развернулась дискуссия о способах, возможностях и пределах взаимодействия двух потоков немецкой культуры: западно- и восточногерманского. Ее представители на Западе страны поставили вопрос о том, можно ли было, признавая метод «социалистического реализма», разделяя в той или иной мере марксистскую идеологию, быть творческой личностью, создавать нечто значимое, развивать новые формы, стили, темы. Некоторые из них обвиняли восточногерманских деятелей культуры в приспособленчестве, отсутствии фантазии и художественности. Они развернули кампанию против известной в ГДР писательницы, в прошлом диссидентки, Кристы Вольф, критикуя ее моральные качества, обвиняя в сотрудничестве со штази, которое действительно краткое время имело место.

Некоторые деятели культуры Запада усматривали в столь категоричных оценках культурного наследия ГДР опасность для культуры ФРГ в целом. Литератор, профессор В. Йене из Тюбингена подчеркивал в 1990 г., что искусство ГДР боялось режима и в то же время подвергалось с его стороны преследованиям. Среди подделок, продажности, жеманства жила культура, которая осторожно, но упорно отказывалась подчиняться общей дисциплине и ухитрялась сохранять верность позициям левого толка. В. Йене обратился ко всей германской интеллигенции с предложением усовершенствовать культуру диалога, учиться друг у друга, избегать подходов по схеме «капитализм — социализм», «победители — побежденные». Интеллигенты, по его мнению, должны помнить об общей истории и общей вине всех немцев, о том, что «без освободивших нас петров и алексеев было бы невозможно создание европейской Германии». Он напомнил также, что ГДР представляла альтернативу демократии, развивавшейся в ФРГ.

Восточногерманские деятели культуры указывали, что их искусство, созданное под надзором, стоит наравне с искусством других стран, является универсальным и в то же время особенным и самостоятельным. Художники отказывались рисовать гармонические картины, а напротив, упорно вскрывали специфические антагонизмы и противоречия социалистического общества, упорно обращали свои взоры к людям со всеми их страхами, неудачами, одиночеством.

Ныне значительную часть восточногерманской интеллигенции одолевают амбивалентные чувства. Многие из них, сохраняя скептические чувства по отношению к бывшей ГДР, не восприняли однозначно позитивно ценности западной культуры. Их отношение к ней, по определению видного культуролога ФРГ Г. Глазера, окрашено «фатальным цивилизационно-критическим чувством». Наибольшую опасность они видят в американизации (западно) германской культуры, которая, в свою очередь, как агент этого процесса способствует культурной «колонизации» восточногерманского общества.

В новых землях ФРГ распространилось явление, получившее название «остальгия» (от немецкого: Ost — восток и ностальгия). Оно отражает кризис идентичности, который в современной ФРГ испытывают многие деятели культуры, сформировавшиеся в ГДР. Многие молодые интеллигенты Востока были ослеплены идеей социализма, в ней черпали силу и мужество, когда совершали мирный переворот 1989-1990 гг., намереваясь очистить идеал лучшего устройства общества от допущенных властями ГДР искажений. Эти надежды рухнули, но они не отказались от них. Эти настроения олицетворяет и С. Хейм, в прошлом журналист и офицер армии США, затем гражданин ГДР, автор критических романов о событиях 17 июня 1953 г., исключенный из Союза писателей ГДР. Пережив крушение ГДР, он заявил, что не может зачеркнуть свою жизнь, и, несмотря ни на что, верит в идею социализма.

В иносказательной форме кризис идентичности интеллигенции, возникший после объединения Германии, выражает неомифологический роман Кристы Вольф «Медея» (1996). В нем изображена родина Медеи — Колхида, которая населена людьми, живущими в равенстве и небогатом достатке, управляемыми справедливыми королями. Завоеватели разрушили эту идиллию, и Медея бежит в Коринф, но с ужасом обнаруживает, что здесь неравенство несравнимо более глубокое. Роман заканчивается возгласом Медеи: «Мыслим ли мир и время, которое мне подошло бы? Ни одного вокруг, кого можно было бы спросить!» Эта ситуация и ныне актуальна для многих восточногерманских интеллигентов.

Антагонизм позиций затруднил объединение ПЕН-клубов Востока и Запада ФРГ. Некоторые западногерманские писатели, в основном эмигранты из ГДР, выдвинули жестокое требование своим коллегам с Востока: вначале они должны преодолеть «сталинское прошлое». Лишь в 1995 г. кризис помогли разрешить 60 западногерманских литераторов, в том числе знаменитый писатель Гюнтер Грасс. Они демонстративно вступили в ПЕН-клуб новых земель, чтобы ускорить процесс слияния союзов.

Исследователь современной культуры ФРГ Л. Макфальс констатирует, что культура, утвердившаяся в 1990-х гг. в новых землях, в целом идентична западногерманской. Это проявляется в типичном для постмодернистского общества распространении неверия в идею прогресса, неприятии экономического развития, ориентированного на постоянный рост и пагубного для экологии, в нехватке времени, в противоречии между погоней за сверхурочными и безработицей. Доминантой повседневной культуры большинства жителей не только старых, но и новых земель является потребление (Konsum). Особенно у молодых немцев сблизились вкусы в выборе форм досуга, музыкальных пристрастиях, в отношении к спорту, моде, диете. Восточные немцы, освободившись от личной зависимости, попали в зависимость от западных вещных стандартов.

Некоторые аспекты духовно-интеллектуального развития современной ФРГ вызывают озабоченность внутри страны и в Европе. Соседние страны тревожит, что в Германии может возродиться дух превосходства. В исторической науке и публицистике ФРГ наметилось течение «нового немецкого национализма». Его представляют «новые правые», лидером которых является сотрудник газеты «Ди Вельт» Райнер Цительман (род. 1957). Они призывают к «историзации национал-социализма», открыто говорят о «позитивных сторонах» нацистского режима, о его «модернизаторской функции» как доминирующем признаке диктатуры. Как уже отмечалось, правые интеллектуалы приравнивают режим СЕПГ к режиму Третьего рейха и сравнивают их как «две германские диктатуры», утверждают, что «подлинно тоталитарным государством» была ГДР, а не гитлеровская диктатура. Социолог Ю. Хабермас предупреждает об опасности того, что «в слепящем свете второго прошлого поблекнет память о первом прошлом». Влияние «новых правых» возрастает в связи с тем, что из жизни уходит поколение, которое жило в эпоху национал-социализма, было свидетелем его преступлений, и, таким образом, исчезает «субстанция коллективной памяти». Для большей части современного германского общества образы фашизма и войны носят абстрактный, «исторический» характер. Опросы общественного мнения показывают, что около 45 % населения ФРГ склоняются к «прощению прошлого» или к его «забвению».

В 1996 г. в Германии была опубликована основанная на документах книга американского ученого Дэниэла Голдхагена «Добровольные подручные Гитлера». В ней содержится обвинение миллионов рядовых немцев в преступлениях нацизма, прежде всего в массовом уничтожении евреев. Большинство их предстает в роли послушных исполнителей безумных приказов Гитлера. Книга вызвала интеллектуальный шок в ФРГ и вынудила немцев вновь обратиться к болезненным и как будто решенным вопросам — о «коллективной вине» и «коллективной ответственности» за преступления нацистов. Ю. Хабермас констатировал, что исследование Д. Голдхагена явилось индикатором противостояния в германском обществе двух тенденций: с одной стороны, «курса на политический пересмотр устоявшихся воззрений», а с другой — «существующей в объединенной Германии новой разновидности национального духа, для которой "процесс обучения", пройденный в прежние годы, представляется чрезмерным». По убеждению ученого, основой современной фазы «преодоления прошлого» может стать только продуктивная антитоталитарная концепция немецкого национального самосознания. По мнению Л. Копелева, одного из видных гуманистов XX в., опыт преодоления тоталитаризма в ФРГ является «необычайно важным, необходимым для России» — «ради выздоровления общества, ради того, чтобы исцелить тяжелобольную страну».

Официальная политика «преодоления раскола» в области культуры основывается на Договоре об объединении Германии. В нем ставится рассчитанная на длительное время задача формирования единой национальной культуры. В 1990-1991 гг. было реорганизовано управление культурой в новых землях. Оно было выведено из-под подчинения центральным органам и передано в компетенцию земель. Деятели культуры Востока с энтузиазмом встретили отмену цензуры, свободу слова, информации, творчества, смену политических элит.

В течение переходного периода 1991-1994 гг. федеральное правительство продолжало избирательно оказывать финансовую поддержку ряду культурных учреждений и проектов в новых землях ФРГ. Оно поставило цель реконструировать в них наиболее известные объекты и памятники культуры в соответствии со стандартами, принятыми на Западе. Культурная инфраструктура, полученная в наследие от ГДР, была довольно развитой. Она включала около 300 театров и оркестров, около 1000 музеев, свыше 7 тыс. библиотек и музыкальных школ, 1,5 тыс. домов культуры и клубов, исторические центры в сотнях городов и сел. Однако, по оценке западногерманских экспертов, большинство их экспозиций, фондов, репертуаров устарело, оформление памятников нуждалось в модернизации. Была поставлена задача смены кадрового состава и пр. В ряде случаев не были устранены последствия еще военных разрушений. На цели культурной реконструкции федеральное правительство выделило новым землям в 1991-1994 гг. 3,3 млрд марок. Часть средств направлялась на реставрационные работы, так как было выявлено, что около 20 тыс. так называемых «малых памятников» находятся в критическом состоянии. Под охрану государства были взяты около 350 исторических центров городов и сел, церквей, поместий, расположенных на Востоке Германии. Культурными памятниками были объявлены Веймар, Дрезден и Кведлинбург.

С 1995 г. федеральное правительство сосредоточилось на поддержании культурных объектов национального значения. Совместно федерацией и землями был учрежден Фонд прусского культурного наследия. При его поддержке были объединены коллекции, собрания и отдельные предметы, связанные с вкладом Пруссии в германскую историю. К 50-летнему юбилею ФРГ они были выставлены в Берлинском культурном форуме.

В 1998 г. был учрежден фонд, из которого финансируется возрождение замков Пруссии, садов Берлина, деятельность центра по изучению творчества Г. фон Клейста, архива Академии искусств Берлина-Бранденбурга, Германского исторического музея и др. Под опеку государства были взяты памятные места, связанные с историей франков, культурные учреждения сорбов, архив Баха в Лейпциге, памятные места, связанные с деятельностью Лютера, Барлаха, музей Лессинга, замок Вартбурга XII в. в Эйзенахе, галерея Современных искусств и книгохранилище в Лейпциге и пр. В 1999 г. Веймар праздновал свое избрание культурной столицей Европы и 250-летие Гёте. К этому событию в городе были восстановлены и отреставрированы Германский национальный музей, Музей Гете, дом Шиллера. В течение 1999 г. было проведено около 1000 мероприятий с участием 5 тыс. деятелей культуры из 100 стран. В бывшем концлагере Бухенвальд, находящемся в 10 км от Веймара, была организована выставка рисунков Гете. Ее целью явилось показать взлеты и падения в истории Германии.

Важным культурным событием страны стала реконструкция и модернизация Берлина — «новой старой столицы» Германии. В первой половине 1990-х гг. Берлин называли крупнейшей стройкой мира. Реконструкция происходит с учетом исторического контекста города, его места в ландшафте, в сочетании с его современными представительскими и политическими функциями. Архитекторы стремятся бережно «вписывать» исторические ансамбли и здания в новые постройки. Новым центром Берлина стала так называемая «связка федерации» — комплекс важнейших правительственных и парламентских зданий в излучине Шпрее. В место представительства крупнейших германских и международных фирм превратилась Потсдамская площадь. Парижскую площадь, примыкающую к Бранденбургским воротам, называют «салоном» столицы, поскольку на ней располагаются посольства, банки, знаменитые отели и магазины. Во второй половине 1990-х гг. после реставрации с особым блеском продолжают свою работу Государственный оперный театр на Унтер ден Линден, Германский театр, Берлинский концертный зал. Однако до завершения реконструкции еще далеко.

Властям ФРГ удалось обеспечить сохранение и модернизацию памятников и учреждений «высокой культуры», имеющих национальное значение, призванных выявить и подчеркнуть содержание и традиции национальной германской культуры, способствующие ментальному объединению жителей старых и новых земель. Обратной стороной этого процесса явилось прекращение государственного финансирования множества культурных объектов и учреждений, действовавших в ГДР. Это привело к ликвидации преобладающего большинства домов культуры предприятий, профсоюзов, молодежных клубов, кино и театров, библиотек, домов детского творчества, кружков по интересам в связи с отсутствием средств у органов местного самоуправления. Главным аргументом отказа в централизованном финансировании явилась ссылка на устарелость культурной инфраструктуры бывшей ГДР, несоответствия предлагаемых ею услуг потребностям населения и молодежи.

Болезненная перестройка культурной сети в новых землях сопровождалась коммерциализацией, внедрением западных ценностей и американизацией культуры. В ходе реконструкции выявилось, что на Востоке и Западе Германии существуют различные представления о том, что следует понимать под культурой, что следует в ней развивать, поддерживать и какими средствами. В новых землях сохранилось убеждение, что государство должно участвовать в сохранении культурного достояния нации и способствовать приобщению к нему населения. В старых землях больше ценится творческая свобода художника, существует общепринятое разделение на высокую и повседневную культуру. Большинство деятелей культуры восточных земель оказались исключенными из правительственных программ, финансирующих эту сферу. Они испытывают большие трудности в приспособлении к рынкам сбыта художественных произведений и находятся в крайне нестабильном материальном положении. Особенно трудно деятелям культуры старшего поколения и женщинам, проекты которых подвергаются особо взыскательной критике.

В Германии, где формируется мультикультурное общество, после 11 сентября 2001 г. стало больше внимания уделяться поискам форм диалога различных культур, в первую очередь христианской и исламской, выявлению между ними общих ценностей. Ставится цель через постижение других культур научить население толерантности, ликвидировать питательную среду для экстремизма. На 2004-2005 гг. запланированы многочисленные культурные германо-российские мероприятия.

 

***

 

Объединение Германии явилось прогрессивным историческим событием, однако оно вызвало сложные внутриполитические проблемы, обусловленные экономическими, социальными, культурными преобразованиями на территории бывшей ГДР, и потребностями приспособления Германии к процессам глобализации. Как показали прошедшие после объединения годы, создание единого государства, которое осуществилось за 329 дней, оказалось делом более легким, чем создание единой нации, преодоление раскола «в головах» людей. Социально-психологическое состояние германского общества на рубеже XX-XXI вв. трудно назвать единым, так как пока сохраняются различия в материальном положении жителей Запада и Востока страны, в их менталитете, ценностных установках в социальной, политической, духовной жизни. Тем не менее преобладающее большинство жителей объединенной Германии сделанный выбор считают верным и не желают возврата к прошлому.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Источники

 

Анатомия агрессии: Новые документы о военных целях фашистского германского империализма во Второй мировой войне / Пер. с нем. М., 1975.

Анатомия войны: Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и ведении Второй мировой войны / Пер. с нем. Г. И. Владимирова, А. Л. Ларионова. M, 1971.

Бисмарк О. Мысли и воспоминания: В 3 т. / Пер. с нем. под ред. проф. А. С Ерусалимского. М., 1940-1941. Т. 1-3.

Брандт В. Воспоминания / Пер. с нем. М., 1991.

Брандт В. Демократический социализм: Статьи и речи / Пер. с нем., авт. предисл. Б. С. Орл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...