Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Плащаница – что это?. История реликвии. Научные исследования и споры




Плащаница – что это?

 

Туринская плащаница – это четырехметровое полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Христа после Его крестных страданий и смерти. В ней Иисус был похоронен в гробнице, вырубленной в скале, находившейся на земле в собственности Иосифа, около сада, близкого к Голгофе. По мнению некоторых верующих, на плащанице отпечатался лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.

Кстати, официально Ватикан не признает плащаницу подлинной, однако считает ее важным напоминанием о Страстях Христовых.

 

История реликвии

 

Известно, до разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году (во время Четвертого крестового похода) плащаница хранилась в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сохранились свидетельства Николая Мазарита, спасшего плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 году: «Похоронные Ризы Господни. Они из полотна и еще благоухают помазанием», и летописца Крестового похода Робера де Клари: «И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой плащаницей после разгрома и расхищения города».

Архиепископ Антоний Новгородский также видел плащаницу в Константинополе во время паломничества в 1200 году (она была подвешена над алтарем Софийского собора).

После взятия крестоносцами Константинополя Туринская плащаница была утеряна и появилась лишь спустя более чем 150 лет во Франции, в городе Лире.

Некто граф Жофрэ де Шарни в 1353 году публично объявил о нахождении у него плащаницы и передал ее в приход местной церкви, где она впервые была выставлена в городском храме, что вызвало резкий протест местного епископа. Дело осложнялось тем, что Жофрэ де Шарни не мог объяснить ее происхождение.

Существует гипотеза, согласно которой плащаница все эти годы тайно хранилась в ордене тамплиеров, поклонявшихся ей как святыне. Однако орден был распущен в 1312 году, а многие тамплиеры казнены. Поэтому никаких стопроцентно верных подтверждений этой версии нет. Так же трудно объяснить местонахождение плащаницы между 1312 и 1353 годами. Ведь граф де Шарни мог лишь на словах утверждать о происхождении реликвии и о том, что все это время она находилась именно у него.

В 1389 году сын Жофрэ де Шарни, заручившись поддержкой папы римского, сделал вторую попытку выставить Туринскую плащаницу в храме. Она была помещена в специально выстроенной церкви в Лире, во владениях де Шарни близ Парижа. Этому воспротивился местный епископ Пьер д’Арси, который официально объявил, что Туринская плащаница – «дело человеческих рук». Его меморандум – первый документ о «плащанице де Шарни», который имеется в руках историков.

В 1390 году папа Климент VII вынес вердикт: плащаницу можно показывать в церкви, но только в том случае, если при этом разъяснять, что это не настоящее полотно, в которое Иосиф Аримафейский завернул тело Христа, а его художественное воспроизведение – икона.

В 1452 году внучка графа Жофрэ, Маргарита де Шарни, продает плащаницу герцогу Людовику I Савойскому, который хранил ее в соборе французского города Шамбэри, где она пострадала при пожаре 1532 года. После переноса столицы в Турин в 1578 году плащаница стала храниться в специальном ковчеге в соборе Иоанна Крестителя, где она пребывает и по сей день.

Туринская плащаница открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз плащаницу предполагается выставить в 2025 году. Кстати, католическая церковь официально ни разу не признавала подлинность плащаницы.

 

Научные исследования и споры

 

В фокусе Туринской плащаницы сошлись многие научные, исторические и теологические проблемы. В прошлом веке, наконец, появилась возможность активных научных исследований плащаницы с применением специальной аппаратуры. В ходе этих исследований были получены неоднозначные данные.

В 1988 году были сделаны попытки датирования методом радиоуглеродного анализа, давшие в разных лабораториях (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) близкие диапазоны дат, попадающие в XII–XIV века н. э.

Однако в более поздних научных работах достоверность результатов была поставлена под сомнение. Участник первого проекта по исследованию Туринской плащаницы, химик из Лос‑ Аламосской лаборатории в США Раймонд Роджерс, проанализировав химический состав ткани, высказал предположение, что образцы, снятые для радиоуглеродного анализа, были взяты не с основной ткани, а с заплат, наложенных во время одной из починок плащаницы.

Кстати, часто высказывается предположение, что полотно плащаницы могло быть загрязнено более молодым углеродом, например, во время одного из пожаров, пережитых реликвией.

Сторонники подлинности плащаницы указывают, что ее датировка XII–XIV веками н. э. не согласуется с иными исследованиями. В пользу версии о более древнем ее возрасте говорят анализы состава ткани, якобы показавшие следы от монет, положенных на глаза завернутого в полотно.

Следует отметить, что с научной точки зрения большинство сообщений о результатах исследования плащаницы сомнительны. Лишь радиоуглеродный анализ 1988 года проводился независимо в трех разных лабораториях (и дал практически одинаковый результат), тогда как остальные сведения: как со стороны сторонников подлинности плащаницы (например, о характере ткани, о монетах, о пыльце), так и со стороны противников (о частицах краски – охры – по контурам тела и киновари в капельках крови), встречаются в сообщениях одиночных исследователей и другими учеными не подтверждены.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...