Благодарные потомки. «Славный парень – Робин Гуд»?. Имидж героя. Баллады о Робине Гуде
Благодарные потомки
История об обнаженной всаднице впервые была рассказана монахом монастыря Святого Албана Роджером Вендровером (Виндовером) в 1188 году, и, согласно ей, события происходили 10 июля 1040 года (когда леди Годиве было шестьдесят лет! ). В дальнейшем народная молва только дополняла это предание. В XIII веке король Эдуард I пожелал выяснить правду об этой легенде. Исследование летописей подтвердило, что в Ковентри в 1057 году и вплоть XVII века городской налог действительно не взимался, что, однако, не является доказательством реальности описываемых в легенде событий. Деталь про «Подглядывающего Тома» появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал художнику Адаму ван Ноорту изобразить на картине леди Годиву. Он так и сделал, но поместил на картине в оконном проеме Леофрика, глядящего на проезжающую мимо леди Годиву. По неизвестным причинам отцы города выставили картину на главной площади Ковентри, и население ошибочно подумало, что Леофрик был ослушавшимся горожанином, – так возникло дополнение к этому сюжету. Согласно хроникам, леди Годива, правившая этими землями после смерти супруга в течение десяти лет, на протяжении всего этого времени показала себя мудрой и справедливой правительницей. Вероятно помня об этом, городские власти решили прославить ее таким необычным образом. Хотя… до сей поры никто так и не знает: а почему все же был отменен налог жителям Ковентри?
«Славный парень – Робин Гуд»?..
Знаменитый разбойник Робин Гуд далеко не всегда пользовался любовью и уважением среди своих земляков. По крайней мере, именно так утверждает Джулиан Луксфорд – британский ученый из университета Сент‑ Эндрю. Свое утверждение он основывает на ранее неизвестном манускрипте XV века, в тексте которого есть упоминание про «хозяина Шервуда». До этого времени исследователи ни разу не находили упоминаний о Робине Гуде в английских хрониках. Существовало только три шотландских манускрипта, где средневековые хронисты поместили этого разбойника в исторический контекст. Луксфорд же случайно нашел отрывок о герое в английском тексте, когда просматривал итонский манускрипт № 213 в связи с работой над средневековыми рисунками. Несколько строчек о разбойнике нашлись в записях периода правления английского короля Эдуарда I (1272–1307), поэтому Луксфорд предположил, что истоки легенды относятся к XIII веку. Упоминание о Робине Гуде состоит всего из 23 латинских слов, которые можно перевести следующим образом: «Примерно в то время, согласно народной молве, некий разбойник по имени Робин Гуд вместе со своими единомышленниками наводнил Шервуд и другие законопослушные области Англии, которые беспрерывно грабил».
Хотя в этом тексте нет упоминаний конкретно о Маленьком Джоне или отце Туке, там говорится о преступниках – соучастниках Робина. В коротком отрывке явственно прослеживается негативное отношение монахов к Робину Гуду. И это вполне понятно: для монахов того времени «веселые стрелки» со своим вожаком были ярким примером злостных нарушителей христианских заповедей, так как они бродяжничали и грабили людей. И что немаловажно, Робин Гуд упоминается как реально существовавший человек!
Имидж героя
Робин Гуд на протяжении нескольких столетий является одной из самых культовых личностей. История благородного разбойника дошла до нас в виде средневековых народных баллад, и его образ не привязывался к какой‑ либо определенной эпохе. Иногда его называют современником Ричарда Львиное Сердце (XII век), иногда – королей Эдуарда II или Эдуарда III (XIV век).
Каждое поколение видело этого героя‑ разбойника по‑ своему. Не так давно большой резонанс в ученой среде вызвала скандальная версия одного из «продвинутых» исследователей, который приписал Робину Гуду и его сотоварищам нетрадиционную сексуальную ориентацию. Дескать, тогда к этому относились вполне терпимо, да и упоминание о леди Мэрион, возлюбленной Робина Гуда, появилось в народных балладах только спустя столетие, если не больше. Верить или нет в такую необычную трактовку образа Робина Гуда – каждый решит сам. Вполне возможно, что он был просто обычным преступником, скрывавшимся от правосудия в глухом лесу. А может, он действительно бросил вызов шерифу и пытался бороться за справедливость…
Баллады о Робине Гуде
…Неподалеку от города Ноттингема простирается огромный Шервудский лес, через который проходит проложенный еще римлянами Великий северный тракт – одна из главнейших транспортных артерий Северной Англии. Именно Шервуд, согласно легендам, стал главным пристанищем доблестного Робина Гуда и его ватаги. Когда враги сожгли его дом, отличный лучник Робин собрал банду и ушел в разбойники. Что же за враги разорили селение Робина? Некоторые исследователи считают, что в балладах отразилась память о завоевании Англии норманнами в XI веке. Завоеватели жестоко притесняли местное население, относясь к нему с откровенным презрением. Бывало, что англосаксы, не желающие покоряться завоевателям, уходили в леса и создавали нечто вроде партизанских отрядов, – возможно, и Робин Гуд был предводителем именно такой дружины. Молодцы Робина жили в Шервуде не только разбоем, но и охотой, которая сама по себе была деянием криминальным. Дело в том, что по закону вся лесная дичь, и особенно олени, принадлежала королю, и специально назначенные лесничие охраняли дичь от поползновений наглой черни. Браконьера наказывали в зависимости от категории дичи: за всякую мелочь могли отрубить руку, за оленя – повесить. Не зря во многих балладах противниками Робина Гуда выступают именно королевские лесничие. Кроме постоянного мотива противоборства с шерифом часто в балладах повествуется, как Робин грабит аббатов и монахов (учитывая, что церковь тогда была крупнейшим землевладельцем и драла с крестьян три шкуры, такую народную любовь к «Христовой невесте» легко объяснить).
Имя Робина Гуда уже в Средневековье стало нарицательным. Но споры о подлинной личности Робина не утихают до сих пор, ибо в историях о нем крайне трудно отделить правду от вымысла. Есть упоминание о Робине Худе (Robyne Hude) и Маленьком Джоне (Litill Iohne) в «Шотландских хрониках» Эндрю де Винтона в 1420 году. Историк относит их деяния к 1283–1285 годам. В XVI веке историк Джон Стоу также написал о Робине Гуде как о разбойнике времен царствования Ричарда I. Он якобы возглавлял шайку, в которую входила сотня отважных изгоев. Хотя они и промышляли грабежом, все же Робин Гуд «не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отбирал у святош и знатных господ». Версий о происхождении Робина Гуда очень много, так что попытаемся оценить основные из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|