Те самые древляне. Устрицы вместо попкорна. Немного о театре «Глобус»
Те самые древляне
После похода 944 года князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы! » После долгих уговоров князь Игорь отправился в 945 году со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Собрав ее, он ушел, но вскоре передумал: не потребовать ли побольше? Отослав большую часть дружины в Киев, он с оставшейся малой частью вернулся в древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили, что поборам не будет конца, и решили разом с этим покончить: маленький отряд Игоря был разбит древлянским князем Малом, самого Игоря, по свидетельству византийского историка Льва Дьякона, убили, привязав к склоненным верхушкам двух соседних деревьев. После смерти Игоря вождь древлян Мал предпринял попытку посвататься к вдове князя, княгине Ольге, но та, движимая чувством мести, обманом убила Мала и его сватовское посольство, заживо закопав в землю. Незадолго до гибели Игоря в его семье появился наследник – Святослав, которому (по словам византийского историка Константина Багрянородного) он сразу же отдал во владение город Новгород. После смерти Игоря княгиня Ольга вместе с малолетним сыном Святославом пошла войной на древлян. По сведениям летописи, Ольга жестоко расправилась с ними и во избежание подобных конфликтов в дальнейшем «ввела уставы и уроки», то есть определила места, периодичность и размеры собираемой дани. К концу правления князя Игоря власть русичей распространилась по обе стороны верхнего и среднего Днепра, на юго‑ востоке – до Кавказа и Таврических гор, на севере – до берегов Волхова.
Устрицы вместо попкорна
Привычка что‑ либо жевать во время представления имеет весьма давние корни. Но если сейчас зрители во время киносеансов едят попкорн, то, к примеру, англичане, приходившие в театр во времена Шекспира, лакомились устрицами и другими морепродуктами – крабами, осетриной (в ту эпоху эта рыба водилась в изобилии в реках Великобритании), мидиями и морскими улитками. По крайней мере, именно так утверждают лондонские археологи, которые производили раскопки на месте известных в средневековом Лондоне театров – «Глобус» и «Роза». Кстати, по словам исследователей, вид «закусок», потребляемых во время спектаклей, напрямую зависел от статуса зрителя: например, бедный люд, плативший за билеты всего один пенни, отдавал предпочтение устрицам. «Устрицы фактически были постоянной пищей бедняков вплоть до XIX века, и это естественно, что мы находим тысячи устричных раковин на месте раскопок», – отметил старший археолог Музея Лондона Джулиан Баушер, руководивший раскопками обоих театров. Представители благородного сословия в течение представления больше всего налегали на крабовое мясо. А элита – самые богатые и высокопоставленные лондонцы – наслаждалась самым дорогим лакомством того времени: курагой, изюмом или инжиром. Тогда эти сухофрукты поставлялись из‑ за границы и были доступны только самым обеспеченным людям.
Немного о театре «Глобус»
История «Глобуса», одного из старейших лондонских театров, началась в 1599 году. Его возвели на южном берегу Темзы, причем в качестве строительных материалов были использованы те, что остались от разобранного здания самого первого общественного лондонского театра (кстати, он так и назывался – «Театр»). У хозяев «Театра» – труппы знаменитых английских актеров Бербеджей – истек срок земельной аренды; вот они и решили отстроить свой театр на новом месте. Как раз к этому моменту ведущий драматург труппы Уильям Шекспир стал одним из пайщиков театра.
«Глобус» являлся типичным английским театром начала XVII столетия: он имел форму римского амфитеатра без крыши и был огорожен высокой стеной. Свое имя театр получил благодаря украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар (глобус). Этот земной шар был опоясан лентой со знаменитой надписью на латыни Totus mundus agit histrionem («Весь мир – театр»). Театральная сцена примыкала к задней части здания, а над ее глубинной частью возвышалась верхняя сценическая площадка («галерея»). Еще выше располагался «домик» – строение с одним или двумя окнами. Зрительный зал вмещал, по разным данным, от 1200 до 3000 зрителей. Причем сидячие места для простолюдинов предусмотрены не были: они толпились в партере, стоя на земляном полу. По внутренней стороне стены шли ложи для аристократии, над ними помещалась галерея для зажиточных горожан. Самые богатые и знатные зрители сидели по бокам сцены, на переносных трехногих табуретах. Никаких особых удобств для зрителей (включая туалеты) здесь предусмотрено не было. Физиологические нужды при необходимости справлялись прямо в зрительном зале. Положение спасало отсутствие крыши – приток свежего воздуха помогал не задохнуться театралам той эпохи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|