Классификация музыкальных инструментов
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Особенности чувашских народных музыкальных инструментов
План Введение……………………………………………………...................................3 Глава I. Чувашские народные музыкальные инструменты……….....................4 1.1.История появления чувашских народных музыкальных инструментов……………………………………………………………………...4 1.2. Исследователи чувашского музыкального инструментария…………........5 1.3 Классификация музыкальных инструментов…………………………......5-6 Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников………………………………………….......7 2.1. Использование скрипки во время свадьбы и похорон………………..........8 2.2. Использование волынки на праздниках………………………………….…9 Заключение………………………………………………………………….........10 Используемая литература…………………………….........................................11
Введение. Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется интересом истории появления и развития музыкального инструментария. Цели и задачи: рассмотреть и описать виды чувашских музыкальных инструментов; раскрыть различные функции музыкальных инструментов в обряде. Объект исследования: чувашские народные музыкальные инструменты. Предмет исследования: культура Башкортостана Методы исследования: наблюдение, опрос, исследование. Практическая значимость: изучение особенностей чувашских музыкальных инструментов позволяет нам познать культуру и быт чувашского народа. Выводы: Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа, по своему источнику звука подразделяется на четыре группы: струнные, духовые, мембранные, самозвучащие. В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений.
Глава I. Чувашские народные музыкальные инструменты Весьма разнообразным и уникальным по своему количеству был чувашский музыкальный инструментарий, насчитывавший более 50 разновидностей. Прекрасный знаток чувашского быта и культуры Н.В.Никольский отмечал: «Инструментальная музыка чуваш более разновидна, чем у других народностей Поволжья». По словам В.А.Мошкова «едва ли у кого-либо из наших восточных инородцев найдется в употреблении столько разновидностей музыкальных инструментов, как у этих последних (т.е чувашей)» [3; с.162]. Доктор исторических наук, профессор В.Д.Димитриев в своей книге «Чувашские исторические предания» приводит документ, датируемый 1770 годом. В нем сказано: «А понеже без таковой гусельной игры у них в доме никакая веселость не бывает, за тем, что они от прежней своей чувашской натуры до той игры великие охотники, для чего и держат гусли почти в каждом доме»[4; с.471]. Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали. 1. 1. История появления чувашских народных музыкальных инструментов Учеными доказано, что древнейшие предки чувашей обитали на территории Центральной Азии уже около четырех тысяч лет назад. В середине I тысячелетия до нашей эры племена - носители проточувашского языка – вошли в состав Хуннской державы. Позднее они стали мигрировать на запад. На своем пути создали несколько государственных объединений. В конце IV века н.э. проточуваши в составе гуннского объединения оказались в Европе. По исследованием зарубежных ученых, некоторые инструменты были привнесены булгарскими племенами в Европу и распространились среди европейских народов. Несомненно, влияние музыкальной культуры предков чувашей на тюркскую, монгольскую культуру и культуру народов Сибири.
Знаменитый словарь чувашского языка Н.И.Ашмарина хранит в себе названия более 150 музыкальных инструментов. Несомненно, что такая богатая и разнообразная музыкальная культура чувашей, в том числе и инструменты, не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные традиции, идущие из глубины веков. 1. 2. Исследователи чувашского музыкального инструментария Широкое бытование музыкальных инструментов у чувашей отмечено практически всеми исследователями –этнографоми. В 18-21 веках об этом писали известные немецкие и русские этнографы г. Ф.Миллер, П.С.Палас, А.А. фукс, В.А. Сбоев, А.Ф. Риттих и другие. Особая роль в исследованиях чувашской музыки и инструментария принадлежит этнографу конца 21 века В.А.Мошкову и музыковеду 30-х годов 20 века В.М.Кривоносову. Большую роль в изучении музыкальных инструментов своего народа сыграли чувашские исследователи С.М.Михайлов, Ф.П.Павлов, Ю.А. Илюхин, А.И.Иванов – Ехвет, М.Г.Кондратьев и другие. Практически в каждой чувашской деревне были мастера музыкальных инструментов. В.М.Кривоносов упоминает, что инструменты изготовляются как самими исполнителями, так и мастерами – кустарями, специально занимающимся производством инструментов и не являющимися исполнителями. Н.В.Никольский отмечал, что «чуваши – столяры Бугульминского уезда Самарской губернии, Козьмодемьянского и Чистопольского уездов Казанской губернии виртуозно выделывают скрипки, фисгармонии и особенно гусли» [с.278]. Классификация музыкальных инструментов К настоящему времени выявлено и установлено более пятидесяти наименований чувашских народных инструментов, которые в той или иной форме применялись при исполнении различных ритуалов, на праздниках, в детских играх. Среди них есть духовые, струнные, мембранные, самозвучащие инструменты.
I. Духовые ( в.рк.=лисем) – инструменты, которые звучат при помощи выдуваемого воздуха. Они подразделяются на три подгруппы. Язычковые (ч.л.хлисем): 1) шёпёр (пузырь) 2) шёпёр вулли (жалейка двойная) 3) тём сёрнай (сурна из глины) 4) тута купёс (гармоника губная) 5) сёрнай: сёрнай вулли (род жалейки) 6) сёрнай (род волынки) 7) хут купёс (гармоника) 8)т\т\т (дудка из катушки) Флейтовые (шёхёртмаллисем): 1. шёвё= шёхлич (свистулька из жести) 2. тём шёхлич (свистулька глиняная) 3. нёй (най) 4. палнай (флейта Пана) 5. шёхлич (род продольной флейты) 6. пёкёллё шёхлич (род продольной флейты с пробкой) Муншдучные (мёштёклисем) 1. кавал (рог военный) 2. какёр (рог охотничий) 3. пуч (труба деревянная) 4. нухра (труба медная) II? Струнные (х.л.хлисем) – звук создается дребезжанием струн. Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы. Щипковые (ч.п.тмеллисем) 1. к.сле (гусли) 2. тёваткал к.сле (гусли четырехугольные) 3. тинч.л.х; трнеч.л (род гуслей) 4. тёмра: тумра (балалайка) Смычковый (с.рк.чли) 1. купёс: с.рме купёс (скрипка) 2. с.рк.ч (смычок для скрипки) III? Мембранные (=урхахлисем) 1. тункёр (бубен) 2. параппан (барабан) 3. т\нкки (гулкий барабан) Мирлитонный (ч.рп.нк.лли) 1. тура купёс: турапа калани (игра на гребне) IV? Самозвучащие (хёй т.лл.н янраканнисем) Щипковый (ч.п.тмелли) 1. вархан: пёнкёлти: тим.р купёс (варган) Вращательный (=авёрттармалли) 1. с.р (подражание жужжащих) Ударные (=апмаллисем) 1. шакмак (колотушка) 2. тинкелтин (род самозвучащих) 3. хёнкёрав (бубенчик) 4. =атёрка (трещотка) 5. шёнкёрав (колокольчик)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|