Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников




В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений. Наиболее совершенные и употребительные инструменты XVIII – XIX вв.- с.рме купёс: шёпёр: сёрнай: к.сле?

При проведении семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов эти инструменты выполняют обрядово-магические функции. Искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Владеющий искусством игры на музыкальных инструментах, почитался за способность подчинять людей необьяснимой власти звуков своего инструмента. Это нашло отражение, например, в поговорках и загадках: «Чун. пур та юн. =ук» («Душа есть, лишь крови нет», о скрипке), «П.р п.ч.к=. пимп.лет п.т.м кил-йыша хускатать» («Одна малюсенькая птичка весь дом на ноги подымает» - о волынке шёпёр). «Пузырник у чуваш - волшебник, - пишет Спиридон Михайлов. – Во время свадеб больше всех отличается он, и если музыкант холост, то он совершенный победитель красавиц: ему они все подчинены и покорны» [6; с.38].

Некоторые музыкальные инструменты используются и в прикладных функциях. Сигнальные функции выполняли рог, труба, колокол, колотушки ночных сторожей, колокольчики при пастьбе скота. Бубенчики в конской упряжи. Ряд инструментов использовался в детских ансамблях.

1.

1. Использование скрипки во время свадьбы и похорон

Многие исследователи одним из самых распространенных в среде чувашей музыкальных инструментов называют купёс (варианты названия копёс: с.рме купёс: с.рмелли купёс: хёма купёс)? Неизвестный автор середины XIX века писал: «У чувашей, даже у бедняков, не бывает ни одного домашнего праздника, ни одних похорон и поминок, на которых не хрипела бы сосновая трехструнная скрипка…» [3; с.36-37].

Чувашский купёс сопроваждал человека всю жизнь, начиная с рождения и кончая посмертным существованием. Этнографические записи свидетельствуют об этом: «если у чувашки родился младенец, отец его, нисколько не медля, сам начинает варить кашу, потом созывает своих родных, друзей и скрипача…»; «поминки в некоторых.. начинались шумной тризной, проводимой в летнее время в ночь после похорон на могиле покойника, и сопровождались ритуальными похоронными песнями и плясками под гармонику, скрипку или пузырь (шёпёр), чтобы умилостивить покойника. Сделать ему приятным пребывание в могиле..» [19;с.86].

Использование волынки на праздниках

Волынку обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания и заклинания пелись только под волынку.

Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения

 

 

Заключение

Имея богатую музыкальную культуру, чуваши создавали и использовали самые разнообразные музыкальные инструменты. С древних времен они сохраняли традиции проведения массовых мероприятий с участием музыкантов и чрезвычайно почитали умеющих играть на музыкальных инструментах, признавали за искусными мастерами волшебные качества.

Музыка и музыкальные инструменты непременно использовались в различных ритуальных действах и церемониях, рассматривалось как обязательная составная часть существования человека и считалось необходимой атрибутикой общения. Но к сожалению концу XX столетия у чувашей традиция народного инструментального исполнительства прервалась, и практически все они оказались на грани исчезновения.

Используемая литература

1. Александрова Е.В., Чернов В.С. Музыкальные инструменты в музее И.Я.Яковлева и духовный мир современного многонационального общества. Чебоксары, 1998.

2. Иванов В.П. Чуваши: история и культура. Том 2 //Традиционная музыкальная культура. – Чебоксары, 2009. С.199-222

3. Иванов В.П. Чуваши: история и культура. Том 2 //Музыкальные инструменты. – Чебоксары, 2009. С.222-232

4. Иванов В.П., Николаев В.В Чуваши: этническая культура и традиционная культура //Народное творчество. – Москва. Издательство ДИК, 2000. С.86-88.

5. Скворцов М.И. Хрестоматия по культуре чувашского края. Чебоксары, 2001.

6. Чернов В.С. Чувашские народные музыкальные инструменты. Чебоксары,2008.

 

Приложение

Музыкальные инструменты обладают лечебными свойствами например:


• Струнные инструменты- гармонизируют работу сердца, лечат истерию, кровяное давление

Балалайка – лечит органы пищеварения

• Барабан – восстанавливает ритм сердца, стимулирует кровеносную систему

•Гармошка– активизирует работу брюшной полости

 

Колокол - самый мощный инструмент музыкотерапии. Вибрации колокольного звона упорядочивают все внутренние структуры человека, "промывают" энергетические каналы.


• Скрипка действует подобно флейте, но в несколько раз сильнее. Скрипка – лечит душу, помогает самопознанию, вызывает сострадание, очень благотворно действует на меланхоликов,


• Труба – лечит радикулит

• Флейта – очищает бронхолегочную систему, лечит несчастную любовь, снимает раздраженность и озлобленность. Флейта положительно воздействует на головной мозг и нервную систему, помогает преодолеть апатию, депрессию.


 

  Струнные чувашские музыкальные инструменты

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...