Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 8 Рынок: сущность и функции.




Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения.

Рынок является основой рыночной экономики в которой вопросы: что, как и для кого производить, решаются главным образом посредством взаимодействия спроса и предложения на рынке.

Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, т. е. распределение труда по сферам деятельности, когда люди специализируются в тех видах работы, в которых у них есть сравнительное преимущество.

Основной причиной возникновения и существования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей, которая наиболее полно выражена в условиях частной собственности. Так как только собственник обладает полным правом распорядительства благом (продать, подарить, передать по наследству), то для того, чтобы в экономике были развиты рыночные отношения, необходим институт частной собственности.

Рынок как взаимодействие покупателей и продавцов имеет свой механизм функционирования. Механизм функционирования рынка – совокупность взаимодействующих элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции. В результате взаимодействия этих элементов, под влиянием соотношения спроса и предложения, в ходе конкуренции, формируется уровень цен на рынке.

Возникновение равенства между спросом и предложением приводит к образованию равновесной (конкурентной) цены. Таким образом, ценообразование, внутренне присущий рынку элемент его механизма, является уникальным способом распространения информации, необходимой человеку в мире экономики.

Рынок выполняет несколько функций в экономике:

1. Регулирующая. Рынок является регулятором производства, всей экономики. Например, с увеличением спроса на товар цены растут, и ресурсы устремляются в соответствующую сферу экономики.

2. Стимулирующая. Через механизм ценообразования и конкуренции рынок стимулирует внедрение в производство достижений НТП, снижение затрат на единицу продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента благ и услуг.

3. Информационная. Рынок выдает ценовые сигналы, что надо производить и в каком количестве. Рост цены дает потребителям сигнал, что нужно экономить данный товар, а производители начинают производить больше этого товара. Через цены рынок сообщает о наличии или отсутствии товаров, об издержках производства и полезности благ.

4. Посредническая. Рынок соединяет производство с потреблением. Он фиксирует признание (или непризнание) обществом созданного блага. Если продано, значит, обществу это нужно. Таким образом, рынок уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики.

5. Санирующая. Рынок оздоравливает экономику, освобождая ее от убыточных предприятий. Происходит дифференциация производителей. Неконкурентоспособные предприятия вымываются рынком, устаревшие исчезают.

6. Социальная. В процессе санирования происходит увеличение удельного веса эффективно работающих предприятий и экономический рост в целом. В результате растут доходы населения, растет жизненный уровень. Рынок предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок его структурных элементов, их удельный вес в общем объеме рынка.

Все образующие экономику рынки (потребительских товаров, ресурсов) и действующие между ними связи составляют рыночную систему. Чтобы иметь представление о рыночной системе страны, надо знать классификацию рынков.

Все рынки можно классифицировать по разным критериям:

По объектам купли-продажи различают:

1). Товарный, включающий в себя потребительский рынок (предметов потребления и услуг), рынок средств производства, рынок информации, рынок интеллектуального продукта.

2). Финансовый, куда входят рынок капиталов (инвестиционный рынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок.

3). Рынок труда.

По типу конкуренции различают:

1). Рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности.

2). Рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.

По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки.

Рынок формирует свою инфраструктуру – совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих движение товаров и услуг, акты купли-продажи.

Основными элементами инфраструктуры рынка являются: биржи (товарные, фондовые, валютные, труда), аукционы, ярмарки, консалтинговые компании, страховые; центры подготовки менеджеров, брокеров, дилеров; информационно-коммерческие центры, снабженческо-сбытовые организации и иные службы.

Элементами инфраструктуры рынка являются также кредитная система (совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов), государственные финансы, система законодательства, регулирующая взаимоотношения субъектов на рынке.

Развитость инфраструктуры рынка определяет степень развития рыночных отношений в национальной экономике каждой страны.

Вопрос 9 Конкуренция и ее виды.

Конкуренция - это соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие рынки сбыта и источники сырья, за наиболее выгодное вложение капитала, за более низкие издержки производства по сравнению с рыночными ценами и за получение максимальной прибыли.

Значение конкуренции для развития эк-ки выраж-ся в ее функциях. Конкуренция выполняет след. функции:

1. Стимулирует хозяйственную деятельность субъектов экономики, т.е. рост экономики. Чтобы победить конкурента, надо снизить издержки производства, для чего надо успеть первым применить совершенную технику и технологию. В результате создаются высококачественные и недорогие товары, что способствует росту благосостояния людей.

2. Дифференцирует товаропроизводителей. Те, которые не успели снизить издержки производства, разоряются, превращаются в наемную рабочую силу. Другие – не обанкротившиеся, становятся богаче.

3. Перераспределяет ресурсы между отраслями и тем самым устанавливает пропорции в производстве различных видов благ и услуг. Каждый стремится вложить свой капитал в ту отрасль, спрос на продукцию которой выше, а значит и выше цены.

Следует обратить внимание на то, что внутри рыночной системы происходят процессы, которые ослабляют силы конкуренции. Это все те процессы и явления, в результате которых появляются элементы монополизма, т.е. антипода (противоположности) конкуренции. К ним относятся:

1. большой удельный вес государственной собственности в экономике;

2. тайные сговоры между фирмами о ценах, разделении рынков сбыта и т.д.;

3. потребность иметь крупное предприятие, которое (при определенном масштабе производства) обеспечивает минимальные издержки на единицу продукции.

Таким образом, рынок сам, объективно рождает монополию. Поэтому нужна помощь государства, реализующего антимонопольную политику.

Методы конкуренции: ценовые, неценовые.

Формы конкуренции:

1. внутриотраслевая и межотраслевая;

2. совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который характеризуется свободной конкуренцией между субъектами экономики. Ей присущи такие черты: очень много продавцов и покупателей на рынке; продается однородная продукция; никто не обладает рыночной властью, т.е. никто не может повлиять на уровень цен (они складываются под влиянием колебаний спроса и предложения); переход из отрасли в отрасль свободен; каждый получает полную информацию через цены на рынке.

Несовершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, который может существовать в трех формах: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия. Каждая характеризуется определенными чертами.

 

 

Вопрос 10 Рыночная экономика и ее модели.Модель национальной экономики РБ??????????

Рыночная экономика – это экономическая система, в которой решение о распределении и использовании ресурсов принимаются на основе цен, складывающихся под влиянием спроса и предложения, т.е. рынком.

Т.о. основой (фундаментом) рыночной экономики является рынок.

Рыночная экономика характеризуется следующими чертами:

  1. господствует частная собственность;
  2. наличие экономической свободы и конкуренции;
  3. движущей силой ее развития является личный интерес;
  4. роль государства ограничена, т.к. экономика саморегулируется механизмом рынка.

Это идеальная либеральная модель экономики, которая в реальной жизни не существует. В какой-то степени она существовала в период зарождения классического капитализма. Но черты ее надо знать, чтобы анализировать насколько близко экономика той или иной страны к рыночному идеалу.

В высокоразвитых странах построены эффективные модели рыночной экономики, для которых характерны 2 черты: «либеральность», «социальность».

Условно эти модели можно разделить на 2 группы: англо-американская модель и германо-японская.

Англо-американская (либеральная, частнокорпоративная) характеризуется следующими чертами:

  1. абсолютное преобладание частной собственности;
  2. законодательство обеспечивает свободу субъектов рынка;
  3. гос. регулирование ограничено проведением макроэкономической политики (денежно-кредитной, бюджетно-налоговой);
  4. небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса выплат на социальное обеспечение.

Германо-японская (социально ориентированная) характеризуется чертами:

  1. «смешанная экономика», в которой значительная доля государственной собственности (при развитии института частной собственности);
  2. макроэкономическое регулирование не ограничивается денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, охватывает все сферы экономики и проводится или осуществляется структурная, инвестиционная политика, регулирование занятости;
  3. высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»);
  4. развитая система социально обеспечения.

Примерами являются Германия, Япония, Швеция, Швейцария,

В РБ выбрана модель социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Ее черты:

1. сильная государственная власть;

2. равенство всех форм собственности;

3. сильная социальная политика (инвестиции в здоровье, образование, культуру, создание условий для возможности зарабатывать своим трудом, адресная социальная помощь нетрудоспособным);

4. широкая внешнеэкономическая политика.

В сентябре 2006г. Президент А.Г. Лукашенко на встрече с корреспондентами Российских СМИ назвал нашу модель экономики «социально ориентированное демократическое государство».

 

Вопрос 11. Несовершенство (фиаско)рынка. Объективная необходимость государственного регулирования.

Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.

Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.

«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

– монополизация экономики;

– внешние эффекты;

– общественные блага;

– несовершенная (ассиметричная) информация;

– отчисления на фундаментальную науку;

– нестабильность экономики;

– социальная защита населения.

Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия. Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий и усиление конкуренции.. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах. Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления, которых невозможно никого исключить. К общественным благам относят дороги, парки, городское освещение, и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.

Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики. Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки. Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско (пример подержанных авто).

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер гос-ва, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

– льготы различным категориям населения (бесплатный проезд в общественном транспорте, снижение стоимости лекарств, бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. д.);

– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;

– установление минимальной заработной платы для работающих;

– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;

– развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Поэтому государство должно определять минимальные и максимально допустимые границы своего вмешательства в экономику.

Эти границы зависят от многих факторов, включающих особенности этапа, на котором находится государство в своем развитии, менталитет общества, сформировавшиеся традиции и обычаи, отношение к правительству и многое другое. Именно поэтому существует различие по уровню государственного вмешательства в экономику между различными странами.

 

Вопрос 15 Эластичность спроса и предложения

Эластичность- это степень реагирования одной переменной величины на изменение другой, связанной с ней величины.

Эластичность спроса по цене- это показатель относительного изменения объема спроса при изменении на 1 % цены на товар. Эта величина используется для измерения чувствительности объема спроса к изменениям цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

На кривой спроса эластичность спроса по цене определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены. Эластичность спроса по цене обозначается символом .

Эластичность спроса по цене выражается отрицательным числом, так как закон спроса предполагает, что для любого изменения в цене изменение объема спроса является противоположным. Но в экономической теории при расчетах принято рассматривать абсолютную величину данного коэффициента.

Эластичность спроса по цене может быть представлена формулой

(1)

В зависимости от величины коэффициента эластичности различают спрос:

– неэластичный ( < 1);

– единичной эластичности ( = 1);

– эластичный ( > 1);

– абсолютно неэластичный спрос ( = 0). (Товар с абсолютно неэластичным спросом не имеет субститутов (заменителей), например, спрос на инсулин);

абсолютно эластичный спрос ( = ¥).

Основные факторы, влияющие на эластичность спроса:

наличие товаров-заменителей;

доля расходов на данный товар в бюджете потребителя;

степень необходимости в данном товаре;

– разнообразие возможностей использования данного товара;

– время приспособления к изменению цены.

Для измерения чувствительности спроса на неценовые факторы в экономической теории используются показатели:

эластичность спроса по доходу – это показатель процентного изменения спроса на товар, вызванного 1%-ным изменением дохода;

перекрестная эластичность спроса – это чувствительность спроса на одно благо относительно цен на другое благо. Исчисляется как отношение процентного изменения спроса на товар «Х» к 1%-ному изменению цены на товар «Y».

Изучение эластичности спроса имеет практическое применение при выборе экономической политики фирм и правительства в области ценообразования, субсидирования экономических агентств и налоговой политики государства.

Сказанное в полной мере относится и к эластичности предложения.

Эластичность предложения – этостепень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в соответствии с изменением цены.

Коэффициент эластичности предложения по цене это процентное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены, при неизменных прочих факторах, влияющих на предложение.

Методика расчета коэффициента эластичности предложения по цене аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса по цене:

 

(2)

Коэффициент эластичности предложения по цене всегда положителен, так как более высокая цена является стимулом для производителей к увеличению предложения товара, а более низкая – наоборот. Поскольку объемы предложения и цены изменяются в одном направлении, кривая предложения является возрастающей.

Решающую роль в определении величины коэффициента эластичности предложения по цене играет фактор времени. Чем протяженнее временной отрезок, которым располагает товаропроизводитель, тем больше возможностей его приспособления к изменениям цены и перераспределению ресурсов между альтернативными областями ихиспользования.

Предложение более эластично в долговременном периоде и менее эластично в краткосрочном периоде.

Эластичность предложения зависит также от:

– способности товара к длительному хранению;

– возможности расширения производства товаров;

– изменения количественного и качественного состава используе-мых ресурсов; усиления ограниченности ресурсов;

– уровня товарных запасов;

– резервов производственных площадей и др.

Все названные факторы ведут к увеличению или уменьшению значений коэффициента эластичности предложения по цене.

Наряду с эластичностью предложения по цене существует также эластичность предложения по доходу, которая характеризует степень изменения предложения данного товара в результате изменения величины дохода его производителя при прочих равных условиях. Кроме того, исчисляют перекрестную эластичность предложения – степень изменения предложения данного товара как результат изменения цены другого товара.

 

 

Вопрос16 Домашнее хозяйство как экономический субъект. Рациональное поведение потребителя .???????

Теория поведения потребителя это область экономической теории, изучающая поведение потребителя с точки зрения его предпочтений (полезности) в случае изменения цены данного блага товара, дохода, цен других товаров и т. п.

Современная теория потребительского поведения включает в себя ответы на 3 вопроса:

1. Как складываются предпочтения потребителя?

2. Какие ограничения определяют потребительский выбор?

3. Как осуществляется потребительский выбор с учетом существующих ограничений?

Чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить полезность блага для потребителя.

Для ответа на второй вопрос экономисты изучают бюджетное ограничение, т. е. как цены товаров, с одной стороны, и доход – с другой, влияют на выбор потребителя на рынке. Чтобы ответить на третий вопрос, нужно совместить полезность блага, цены товаров и доход потребителя.

Таким образом, с помощью понятий полезность блага, цена и доход раскрываетсяосновное содержание теории поведения потребителя.

Полезность блага – этоспособность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Различают общую и предельную полезность экономических благ.

Общая полезность блага это полезность всех составных частей блага, которое потребляется, например, полезность 3 выпитых стаканов сока, 4 съеденных конфет.

Предельная полезность блага это полезность, которую приносит каждая дополнительная единица потребляемого блага.

При последовательном потреблении единиц блага их полезность падает. Данная ситуация отражает содержание закона убывающей предельной полезности, который называют первым законом Г. Госсена.

Убывание предельной полезности блага с ростом его количества называется функцией полезности. Она имеет следующий вид:

, где – предельная полезность блага; – изменение общей полезности;

– изменение количества потребляемого блага.

Цена блага с позиций потребителя определяется не общей, а предельной полезностью, так как чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага.

Доход потребителя определяет его бюджетное ограничение. При заданной величине дохода потребитель стремится распределить его так, чтобы получить максимум полезности. При этом, согласно второму закону Г. Госсена, полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на покупку какого-либо блага, одинаково независима от того, на какое конкретно благо она затрачена.

Теория потребительского выбора основывается на следующих допущениях (аксиомах анализа):

1. Рациональность. Рациональный потребитель не только способен соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понять последствия своей деятельности.

2. Свобода выбора. Потребитель влияет на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги. Своими деньгами он голосует «за» или «против» выпущенных товаров.

3. Ненасыщаемость. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них.

4. Транзитивность предпочтений: если набор товаров «А» предпочитается набору товаров «В», а набор «В» предпочитается «С», то «А» предпочитается «С».

5. Полнота предпочтений, т. е. человек точно знает о своих предпочтениях и умеет их разграничивать.

В целях объяснения потребительского выбора в микроэкономике используются два подхода к оценке полезности: количественный (кардиналистский) и порядковый (ординалистский).

Представители кардиналистской теории К. Менгер, Е. Бем-Бавери, У. Джевонс, Л. Вальрас полагали, что потребитель в состоянии достаточно точно оценивать величину полезности потребляемых им товаров. Она может быть измерена в абсолютном выражении – в такой единице, как «ютиль» (от лат. utility – полезность).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...