Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбор темы реферативной работы




Факультет экономики и менеджмента

Кафедра философии

 

 

В.Е. Быданов

 

 

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА РЕФЕРАТА

По дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

 

Методические указания

для бакалавров

факультета экономики и менеджмента

 

 

Санкт-Петербург

УДК 101.3 (078)

 

Быданов, В. Е. Подготовка и защита реферата по дисциплине «Философия». Методические указания для бакалавров / В. Е. Быданов. – СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2016. – 24 с.

 

Методические указания содержат рекомендации по основным вопросам организационно-методического характера по подготовке и защите реферата, связанным с самостоятельной работой студентов в процессе изучения студентами дисциплины «Философия».

Методические указания раскрывают суть и назначение реферата как учебно-научной работы в области философии и социально-гуманитарного знания, требования к оформлению, содержанию и защите реферата, а также дают образцы правильного оформления библиографии.

Методические указания предназначены для бакалавров, обучающимся по направлениям: 080500 «Бизнес-информатика»; 38.03.02 «Менеджмент»; 38.03.01 «Экономика»; 38.03.03 «Управление персоналом»; 031600 «Реклама и связь с общественностью», для освоения общекультурных компетенций модуля «Философия»,и разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе рабочей программы дисциплины «Философия» и позволяют обучающимся приобрести общекультурные компетенции:

ОК-1: Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции.

ОК-7: Способность к самореализации и самообразованию.

 

Требования к структуре, методике подготовки, оформлению, библиографическому описанию при подготовке реферата, соответствуют тем же требованиям, которые предъявляются к курсовым и дипломным работам бакалавров по другим дисциплинам.

 

Рецензент: Ю.В. Манько, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заведующий кафедрой философии СПбГУТД

 

Утверждены на заседании учебно-методической комиссии факультета экономики и менеджмента 15.05.2016 г.

Рекомендованы к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

 


ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием изучения дисциплины «Философия» и освоения соответствующего модуля является подготовка и представление реферата и презентаций к тему. В течение прохождения курса бакалавр должен сделать реферат: по разделу «Современные вопросы философии».

Без предоставления данного реферата в электронной и бумажной форме с презентацией в установленные сроки, проверенного по программам антиплагиата и оцененного положительной оценкой, а также его защитой модуль «Философия», не считается освоенным.

Реферат (от лат. Refero – докладываю, сообщаю) представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления (доклада) содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы, обзор соответствующих литературных и других источников.

По своему назначению рефераты могут быть:

- научными,

- теоретическими,

- обзорными.

Оптимальность реферата связана с соблюдением таких принципов как адекватность, информативность, краткость и достоверность.

Важно обратить внимание на наиболее часто встречающиеся недостатки рефератов.

Во-первых, часто низкое качество рефератов бакалавров обусловлено использованием таких источников, которые относятся к разряду научно-популярных изданий, учебных пособий, носящих справочный характер и не отличающимся исследовательской направленностью.

Во-вторых, распространённым является реферат, в котором в обезличенной форме пересказываются тривиальные положения, переписанные из учебников или пособий по философии, или просто взятые из Интернета.

Такого рода «реферативные работы» не могут претендовать на положительную оценку, дающую возможность бакалавру освоить модуль «Философия».

Кроме того, часто встречаются некачественные рефераты, фрагментарно затрагивающие тему или имеющие оттенок философской эссеистики. Порой в рефератах отсутствует философско-методологический аспект реферируемой темы, раскрытие которой сводится к перегруженности чисто научным материалом. Все это существенно снижает качество работы.

Реферат является учебной работой. Но вместе с тем реферирование несет в себе черты и научного исследования, представляя собой синтез философского и специально-научного знания. Поэтому для того, чтобы реферат являлся углубленным изучением избранной темы, демонстрирующим умение раскрывать методологическую функцию философского знания для анализа научных проблем, необходима четкая организация работы над рефератом, включающая ряд этапов.

ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНОЙ РАБОТЫ

Реферирование в рамках модуля «Философия» представляет собой многогранный творческий процесс.

Первый этап работы над реферативной работой – выбор темы. Это во многом определяет характер и направление всей работы над рефератом. Правильный выбор темы является ключом к успешному написанию реферата, где определяющим является подготовленность бакалавра, его личный научный интерес или «философские» пристрастия.

Наиболее уместным будет тот случай, когда автор останавливает свой выбор на философском осмыслении тех проблем, которые являются темой его реферата. Методологические аспекты, которые необходимо раскрыть «не лежат на поверхности», их еще надо развернуть применительно к конкретно-научной проблеме, что порой трудно сделать без помощи преподавателя, ведущего занятия по философии.

В ряде случаев довольно трудно в силу узкой специализации темы реферата раскрыть ее философско-методологический аспект, что требуется для реферата по философии. Тогда уместным будет останавливаться на тех темах, которые не связаны с научным профилем бакалавра и предложены кафедрой в учебно-методических указаниях, остановить свой выбор на тех философских проблемах науки и философии, к которым они испытывают повышенный интерес и желание самостоятельно разобраться в них. При выборе проблематики можно ориентироваться на вопросы экзамена.

Тематика рефератов разрабатывается преподавательским составом кафедры философии, обсуждается и утверждается на заседаниях учебно-методической комиссии кафедры. Она отвечает основному содержанию учебной дисциплины «Философия», отражает её наиболее актуальные проблемы. По мере необходимости тематика рефератов корректируется и обновляется. В отдельных случаях бакалаврам разрешается выходить с инициативными темами по актуальным проблемам философии, которые после обсуждения утверждаются на заседании учебно-методической комиссии кафедры философии.

Для определения темы реферата и подбора литературы бакалавры обращаются к преподавателю кафедры, ведущему семинарские занятия.

Темы рефератов утверждаются ежегодно на кафедре. Бакалавр выбирает одну из тем и согласовывает её со своим руководителем по реферату. После это бакалавр составляет развернутый план реферата и приступает к подбору и изучению литературы.

Справки и рекомендации по литературе бакалавры могут получить у работников библиотеки. Вопросы, возникающие в ходе работы с литературой, решаются на индивидуальных консультациях.

Время консультаций определено в графике консультаций преподавателей на кафедре.

При выборе темы реферативной работы бакалавр должен учитывать следующее:

1)​ она должна, прежде всего, отвечать проблематике изучаемого курса;

2)​ обычно при выборе темы руководствуются ее актуальностью; также должны учитываться профиль вуза и научные интересы самого бакалавра, его увлечения в области гуманитарных знаний;

3)​ необходимо адекватно оценивать возможность раскрытия темы, т.е. нужно учитывать наличие и доступность литературы по избранной теме.

Работа должна быть выполнена к определенному сроку, поэтому, выбирая тему, следует рассчитывать свои силы и ставить перед собой реальные исследовательские задачи. В связи с этим вполне возможна корректировка исследования в сторону сужения его проблематики.

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Рукопись реферата должна быть разделена на отдельные логически соподчинённые части, снабжённые короткими и ясными заголовками, отражающими их содержание. Такое разделение рукописи называется рубрикацией.

Обязательно должны быть выделены три главные части: вводная, основная, заключительная, а также список использованных источников и литературы. Факультативным элементом являются приложения (если они необходимы, по мнению автора реферата).

Исходя из объема реферата (не менее 25 и не более 40 страниц), бакалавру может быть предложена следующая структура реферата:

- титульный лист - 1 с.;

- план (оглавление с нумерацией страниц) - 1 с.;

- введение 1-2 с.;

- основная часть, состоящая из 2—3 глав, - 15-20 с.;

- заключение - 1-2 с.;

- ссылки затекстовые (вынесенные в конец реферата) - 1 с.;

- список использованной литературы - 1-2 с.;

- приложения - до 4 с.

Образцы титульного листа и плана реферата представлены в приложениях А и Б.

Вводная часть ( или введение ) служит для того, чтобы охарактеризовать реферативную работу. Введение должно быть простым и кратким. В нём следует сформулировать основную цель и исследовательские задачи, показать степень изученности темы реферата в научной литературе.

Во введении желательно кратко изложить структуру работы, поясняя, чем вызвано деление на разделы. Так же можно сделать обзор используемых источников, выделив при этом группы документов, дав общую характеристику каждой группы и отдельных, наиболее важных, источников, документов (в случае использования большого числа документов их обзору следует отвести отдельную главу или параграф основной части).

Рекомендуется писать введение по следующему плану:

1) цель реферативной работы;

2) исследовательские задачи;

3) степень изученности темы в научной литературе;

4) структура работы;

5) характеристика основных особенностей реферативной работы.

Основная часть является результатом переработки изучаемых источников (литературы, документов). Она должна содержать полное систематизированное изложение темы реферативной работы.

В соответствии с логикой изложения, основная часть должна быть разбита на отдельные смысловые части: главы, параграфы, подпараграфы. Чаще всего в реферативных работах используется двухступенчатая рубрикация – главы и параграфы. Иногда уместно одноступенчатое деление: текст разбивается только на параграфы. Встречается также трёхступенчатое деление – главы, параграфы, подпараграфы. В каждом случае рубрикация определяется логикой изложения. Наиболее мелкая рубрика – параграф или подпараграф – должна содержать изложение одного чётко выделенного сюжета внутри общей темы работы.

В параграфе (подпараграфе) должна прослеживаться его главная идея. Желательно, чтобы она была сформулирована в виде тезиса – краткого положения, которое подлежит раскрытию. Основной «объём» параграфа должен занимать аргументацию, которая представляет собой доказательство, подтверждение, развёртывание, обоснование тезиса.

Главы объединяют несколько параграфов, образующих смысловое единство. Рекомендуется завершать главу краткими выводами, изложенными в нескольких предложениях. Лучше всего сформулировать выводы самостоятельно, на основе изученного материала, хотя в реферативной работе допускается использование выводов, почерпнутых из прочитанных документов. При этом они должны быть подкреплены дополнительными рассуждениями и уточнены. Иногда материал, изложенный в главе, не предполагает выводов.

Рекомендуется применять в реферативной работе двухступенчатое деление: разбивать курсовую работу на две-три главы, а главу на три-четыре параграфа. Название глав и параграфов нужно формулировать в виде простых повествовательных предложений. Название глав не должно повторять названия реферата, а название параграфа не должно повторять название главы.

Заключительная часть (заключение) служит для подведения итога работы и изложения её результатов. В заключительной части следует очень кратко (на одной-двух страницах) повторить ход рассуждения и выводы глав, обобщить их и сформулировать общие выводы работы, полученные в результате проведённого исследования. Выводы должны соответствовать определённым во введении цели и задачам реферата. Являясь результатами размышления автора, они должны выразить то, что выявлено им в процессе написания работы. Выводы необходимо писать чётко, сжато и конкретно. Уместно выделить каждый вывод в отдельный пронумерованный абзац.

В заключении можно также указать на те вопросы, которые нуждаются в дальнейшей разработке, и наметить направления дальнейшего исследования данной темы. В том случае, если в реферативной работе удалось найти решение конкретной проблемы или разработать предложения, которые могут быть осуществлены на практике, следует указать, в чём состоит практическое значение её результатов.

Список использованных источников и литературы представляет собой последовательное перечисление всех документов, которые были изучены при работе над рефератом, и на которые в ней имеются ссылки. В исследованиях по гуманитарным наукам принято проводить классификацию документов, включаемых в список. В самом широком случае, их подразделяют на источники и литературу.

Источниками (или документами в узком смысле слова) называются печатные и рукописные материалы, которые непосредственно анализируются в данной работе, являются первичными материалами для исследования.

Литературой называются документы, в которых проведён анализ источников, фактов, явлений. К литературе относятся книги, брошюры, периодические издания (журналы, газеты, бюллетени), научно-популярные и литературно-художественные работы, из которых автор почерпнул определённые идеи, и которые способствовали формированию его взглядов. Определить, какие из использованных документов являются источниками, а какие литературой должен сам автор реферативной работы.

В списке использованных источников и литературы сначала приводят источники, а затем литературу (см. приложение В).

В приложениях к реферативной работе помещают такие материалы, которые содержат дополнительную информацию по теме реферата, и на которые в основном тексте работы имеются отсылки. Это, как правило, большие таблицы, взятые из источников или составленные автором, малоизвестные или неопубликованные ранее документы, переводы, списки состава и схемы организаций, хронологические и синхронические ряды, биографии, карты и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...