Самостоятельная работа с литературой
Вторым этапом создания реферативной работы является подбор соответствующей литературы, причем общее ознакомление с ней фактически начинается уже с момента выбора темы, поскольку лишь в ходе этой работы можно окончательно обосновать тему. Очень часто в ходе второго этапа работы у бакалавра в силу тех или иных причин возникает необходимость внести коррективы или даже изменить тему работы. Это можно сделать, согласовав свои действия с руководителем. При самостоятельном подборе литературы по избранной теме реферата необходимо свободно ориентироваться в потоке учебной и научной информации. Для этого бакалавр должен соблюдать определенные правила подбора литературы, уметь пользоваться научным аппаратом, справочно-библиографическими изданиями и каталогом библиотеки (бумажными и электронными). В библиотеках используются алфавитные, систематические и предметные каталоги. Когда известны автор и название книги, используется алфавитный каталог, где описания произведений печати следуют в алфавитном порядке по фамилиям авторов и заглавиям (если описания составлены под заглавием). В систематических каталогах описания группируются по отделам различных отраслей знания. В предметных каталогах описания произведений печати группируются не по отраслям, а в алфавитном порядке предметов (явлений, понятий, объектов), о которых идет речь в произведениях. Бакалаврам следует знать, что сейчас сильно возрос не только поток информации, но и ее повторяемость. Известно, что из 100 статей, которые читает современный специалист, только в 5 можно найти что-либо новое. Поэтому в самом начале следует установить, что можно получить нового в той или иной книге, научной статье в периодической печати и насколько она нужна в детальной проработке.
Для подбора литературы нужно обращаться в библиотеку института СПбГТИ (ТУ) и другие библиотеки. К услугам бакалавров предоставлены не только фонды библиотеки института, но и фонды крупнейших библиотек, в том числе Российской национальной библиотеки (Московский проспект, д. 165), Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского (набережная р. Фонтанки, д. 44) и Ленинградской областной универсальной научной библиотеки (ул. Кирилловская, д. 19). Помощь в выборе необходимой литературы окажут консультации преподавателей и библиографов. Варианты работы с литературой по сбору материала для написания реферативной работы могут быть различными: – самостоятельная работа с периодическими изданиями (научные журналы, ежегодники и т.д.); – самостоятельная работа с научным трудом (книги, брошюры, монографии, диссертации); – работа со справочными изданиями (энциклопедии, словари, справочники, библиографические издания); – поиск необходимого материала в Интернете. При работе с журналами, выходящими несколько раз в год (6, 12 и более) рекомендуется: 1) ознакомиться с научной направленностью журнала, определить совпадает ли она с выбранной темой курсовой работы; 2) в последнем номере за год найти перечень статей опубликованных за период, выбрать необходимый раздел и по фамилии автора или названию работы найти интересующий материал. При работе с новой книгой бакалаврам рекомендуется: 1) предварительно ознакомиться с ней, посмотреть аннотацию, предисловие, введение, заключение, содержание (оглавление), список литературы; 2) оценить, насколько данная книга углубит знания и позволит раскрыть вопросы и тему курсовой работы; 3) внимательно прочитать книгу или необходимые разделы, главы, понять и продумать содержание, выделить существенное, осмыслить, что доказывается и с помощью каких аргументов.
Существуют два вида чтения книги: беглое, ознакомительное и медленное, вдумчивое. Первый вид чтения используется при анализе и отборе литературы для написания реферативной работы. Второй – при углубленном изучении и конспектировании материала. При поиске материала в Интернете бакалаврам рекомендуется: 1) не заниматься слепым копированием уже готовых рефератов, курсовых и дипломных работ (следует учитывать, что допуск в Интернет доступен и преподавателям тоже, а также существует программа «антиплагиат»); 2) осуществлять поиск по ключевым словам из темы реферативной работы, названиям учебных дисциплин, именам ученых и др.; 3) техническую поддержку по пользованию ресурсами Сети для написания реферативной работы можно получить по адресу http:kovrik.hut.ru/referat/refer_index.htm. Собрав и систематизировав по разделам реферативной работы необходимый материал, бакалавр переходит к написанию текста реферативной работы. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕФЕРАТА После ознакомления с литературой бакалавр может приступить к третьему этапу подготовки реферативной работы – составлению плана. Этот этап является очень важным и ответственным. Следует четко понимать, что реферативная работа является научным сочинением, поэтому автор первоначально должен сформулировать исследовательскую проблему, а также научную гипотезу, с помощью которой можно эту проблему решить. Работы, написанные в проблемном ключе, могут претендовать на статус научного сочинения и на оценку выше удовлетворительной. Исследовательская проблема предполагает постановку и разрешение отдельных задач, без которых невозможно сделать общий вывод. Таким образом, только четкая формулировка проблемы позволит составить предварительный план исследования. План строится, исходя из общего представления об избранной теме. В плане перечисляются основные вопросы, которые автор намеревается раскрыть в своем исследовании. Поэтому все они должны быть приведены в соответствие с названием темы. План представляет собой своеобразный остов всего научного исследования. Если план хорошо продуман и имеет четкие очертания, то это будет способствовать логическому, последовательному изложению материала в реферативной работе. Основные требования, предъявляемые к плану, можно охарактеризовать так: краткость, четкость, логичность и выразительность. (Приложение Б)
НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА Изложение материала при написании реферативной работы происходит точно в соответствии с ее планом. При написании реферативной работы по избранной проблеме следует осветить историю ее появления и показать современное состояние ее исследования. Если рассматриваемая в работе проблема является дискуссионной, то обязательно надо показать суть дискуссии и основные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу и отраженные в современной литературе. Автору реферативной работы следует высказать свое суждение по дискуссионному вопросу, выдвинув свое оригинальное мнение, либо присоединиться к мнению одной из дискутирующих сторон. Недопустимо чужие положения и выводы давать без ссылок, а тем более выдавать за собственный оригинальный авторский текст. Такая практика является литературным воровством, плагиатом и наказывается неудовлетворительной оценкой. В то же самое время работа не может быть простой сводкой чужих мнений и мыслей, умело скомпонованным подбором цитат. Большую часть работы должен составлять самостоятельный авторский текст. Поэтому очень важно умение пользоваться правильно оформленным библиографическим аппаратом. При написании реферативной работы зачастую бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из опубликованной литературы. Используемые цитаты вносятся в текст реферативной работы без искажения, и в конце страницы на них делаются сноски. Цитаты используются при необходимости подтверждения того или иного исследуемого вопроса. Не следует злоупотреблять их количеством, а также использовать громоздкие цитаты. В реферативной работе нельзя давать «глухих» ссылок – т.е. ссылаться на какие-то положения без указания автора и его труда. Например: «Один из авторов, занимающихся этой проблемой, в своей работе сделал вывод о том, что…». Необходимо указать в реферативной работе конкретно, какой это автор, и в каком из своих трудов он сделал соответствующий вывод.
Все, без исключения, чужие цитаты должны быть заключены в кавычки и снабжены соответствующими библиографическим ссылками в форме сносок. Сноска должна нести ту информацию, которая позволяет однозначно идентифицировать документ. Такая сноска позволяет читателю проверить автора, а в случае необходимости и самому обратиться к указанному документу. Методы написания реферативной работы по материалам избранной литературы могут быть разнообразными. Они зависят от уровня подготовки, навыков самостоятельной работы и способностей бакалавров, цели изучения того или иного материала. Это могут быть цитаты, краткое изложение мыслей автора своими словами из первоисточников или запись собственных мыслей, возникших в процессе чтения и обдумывания прочитанного. Написание реферативной работы в виде изложения материала своими словами самого бакалавра имеет больше преимуществ, так как оно включает собственные мысли, оценки, выводы, возникшие в процессе изучения материала, а также способствует запоминанию и усвоению содержания изложенных проблем на более длительное время. Чаще всего применяется метод сочетания свободного изложения материала с точным пересказом мыслей автора. При написании текста реферативной работы необходимо избегать следующих ошибок: – не злоупотреблять цитатами, творчески передавать дух источника; – избегать трафаретных шаблонов, «избитых» фраз, писать реферат своим языком, не нарушая общепринятых норм русского языка; – не увлекаться описательностью и чрезмерным использованием информации и фактического материала. В ходе написания реферативной работы целесообразно следить за тем, чтобы между заимствованными материалами и основным текстом реферативной работы присутствовала логическая связь, разделы и подразделы также имели логические переходы. В процессе написания реферативной работы необходимо показать навыки научной работы, умение правильно проанализировать и изложить собранный материал, а также показать хорошее знание предмета исследования. Реферативная работа должна представлять целостное единое исследование, поэтому все ее вопросы должны иметь логическую взаимосвязь. Все выводы и обобщения, сделанные в реферативной работе, должны быть достаточно самостоятельными и аргументированными. Главное в реферативной работе – содержание. Однако немаловажное значение имеют его структура и оформление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|