Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема: Рисование в детском саду. План. 1. Понятие рисования. Виды рисования, их характеристика. 2. Значение для всестороннего развития личности ребенка. 3. Техника рисования и ее роль в создании изображения. 4. Материалы и оборудование для рисования, требования к их хранению и использованию. 5. Использование «нетрадиционных» техник рисования в ДОУ. Вопрос. Рисование - вид изобразительной деятельности, в процессе которой создаётся изображение на плоскости листа бумаги при помощи графических и живописных средств. Виды рисования: 1. Предметное рисование - изображение объектов предметного мира, направлено на освоение основных способов изображения (формы, строения, цвета), техники рисования. 2. Сюжетно-тематическое рисование - какого-либо сюжета или пейзажа, направлено на обучение дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного рисунка. 3. Декоративное рисование - по мотивам народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на обучение детей составлению композиции узора, ритмическое сочетание элементов какой-либо росписи. Выделение в методике обучения детей предметного, сюжетного, декоративного рисования (лепки, аппликации) связано с определением содержания изобразительной деятельности. Из всех видов изобразительной деятельности наиболее полно и разносторонне изучено детское рисование. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения социального опыта. Исследованияпедагогов направлены на изучение отдельных видов рисования (предметного, декоративного, сюжетного), обучение детей средствам художественной выразительности. А.В. Бакушинский изучал стадии развития рисования у ребенка, причины, побуждающие детей рисовать.
Г.В. Лабунская, Е.А. Флерина, Н. П. Сакулина - проблемы детского рисунка. Е.А. Флерина уделяет внимание цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Н. П. Сакулина, исследуя детское рисование, анализирует процесс становления изображения. Онаотмечает, что важно формировать у детей представление таких свойств предметов, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребенку создать это изображение. Т. С. Комарова считает, что вопросы техники рисования нельзя рассматривать в отрыве от создания образа; нельзя их сводить к простым или более сложным упражнениям. В. С. Мухина рассматривает рисование как форму усвоения ребенком социального опыта. Т. И. Лазарь изучает специфику средств выразительности в разных видах рисования (в предметном рисовании ведущим является линия; в сюжетном рисовании — композиция: в декоративном — цвет). Современные исследователи детского рисования - Лыкова И.А.
Вопрос. Изобразительная деятельность и как один из ее видов — рисование привлекает каждого ребенка. Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные, отчётливые представления, а также умение выразить их в графической форме. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображаемого предметаи оценивает их.
Представления, нужные для рисования, образуются в процессе восприятия. Исследования Сакулиной Н.П. показывают, что необходимо учить детей определённому способу восприятия предмета, его обследованию. В процессе восприятия педагог учит детей выделять свойства предметов, которые затем будут переданы в изображении. Очень важно, чтобы зрительное восприятие включало движения обеих рук по контуру формы предмета и его частей. При этом рука ощущает движение, его характер. Однако для того, чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графическойформена плоскости листа бумаги, подчинить движение рукизадаче изображения. Можно было бы думать, что движения, направленные на выполнение рисунка, в достаточной степени организуются самим процессом изображения. Однакоэто не так: технике рисунка детей следует обязательно учить. Освоение техники – самостоятельная и важная для ребенка задача. Вопрос Техника - это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести зрителя замысел своегопроизведения. В изобразительном искусстве под техникойпонимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала. В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов. Таким образом, Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.
В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначальное развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования и которые можно назвать рисовальными движениями. Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задаче изображения. Художники в своем творчестве используют разные материалы: разнообразные краски (масляные, гуашь, акварель, темперу), соус, уголь, сангину, пастель, графитный карандаш и многие другие. Рисовальное искусство обладает многообразием техник. Работа различными карандашами, углем, сангиной, соусом, мелом, пастелью относится «сухой» технике. Здесь в основном преобладает линейный штриховой рисунок. К «мокрым» относится рисунок кистью в технике туши, мокрого соуса, акварели, гуаши (две последние ближе к живописи). И в детском изобразительном творчестве также могут использоваться разнообразные краски, карандаш, сухая и масляная пастель и т.п. И необходимо знакомить детей с выразительными возможностями разных материалов и со способами их использования. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. «Программа воспитания в детском саду» предусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. Каждый из этих инструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка. Сочетание разных материалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужно продумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большей выразительности.
Вопрос 4 Рассмотрим особенности каждого инструмента (см. таблицу).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|