Правила рисования карандашом
1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу. 2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука — внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия. 3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз. 4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше. 5. Предметы округлой формы надо рисовать одним движением, без остановки. 6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно. 7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой. 8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета. 9. Закрашивать рисунок нужно без просветов. 10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо — если нужно закрасить посветлее. Правила рисования краской 1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. 2. При рисовании различных линий кистьнадо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии. 3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге. 4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в, одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда-обратно, как карандашом). 6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз. 7. Вести линию нужно сразу, не останавливаясь.
Эти правила должны усвоить дети. Важно, чтобы дети запомнили: инструменты разные и работать ими нужно по-разному. Ребенок должен назвать правило, когда его об этом спрашивают, объяснить, почему именно так надо действовать, и руководствоваться этим в своей деятельности. Требовать запоминания правил детьми 4-го года жизни нецелесообразно: достаточно сопровождения показа способов действия объяснением, иногда с привлечением к этому детей. Вводить правила надо постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше. Постепенно дети запоминают разные правила, относящиеся к технике рисования. Усвоение правил даёт возможность сознательно овладевать техникой рисования и сознательно её применять.
Комарова Т.С. предложила классификацию компонентов техники рисования, которая делится на три группы (Навыки и умения владения инструментом; Навыки, связанные с выработкой качества движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке; Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций), включающие в себя навыки и умения. Навыки будут отрабатываться путем правильной постановки действия и доведения его до автоматизма в результате повторения, упражнения. Умения же будут приобретаться детьми по мере отработки входящих в них навыков, осознания задачи изображения, а также усвоения знаний о том, как, в каких условиях эти навыки можно применять.
В 1 мл.гр. – рисовальные движения отрабатываются путем подражания и многократных повторений: повторные кругообразные движения, пятнышки (примакиванием кисти), точки, движения по прямой в случайном направлении. Основной технический навык, который прививается детям с первых месяцев занятий, — держать карандаш и кисть в правой руке тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) не слишком близко к концу. Необходимо поддерживать постоянный положительный эмоциональный настрой на занятии: хвалить малыша за попытку правильно взять карандаш, в случае необходимости спокойно и мягко поправить. Чтобы краска хорошо набиралась на кисть, перед рисованием педагог должен смочить ворс кистей в воде, иначе краска покроет лишь сухой ворс и при рисовании быстро закончится. Во 2 мл.гр. – закрепляется навык правильного удержания кисти, карандаша - общего показа недостаточно, эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому из этих детей. Формирование навыка требует длительных упражнений, поэтому и на последующих занятиях нужно обращать внимание на то, как дети держат карандаш. Объяснив, что и как нужно рисовать, предложить детям взять карандаш правильно, показать, как надо его держать. Учат обмакивать кисть в краску всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю одним касанием; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промакнуть о тряпочку. Если кисть промыта, на тряпочке не остается следа от краски (если ребёнок забыл, напомнить ему). Отрабатывается правильное положение кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги. При рисовании линий и прямоугольных форм отрабатывается навык произвольного прекращения движения в нужной точке. Отработка связана с повтором (одно и то же изображение несколько раз). Отрабатывается плавность, непрерывность движений, а также сохранение направления движения по окружности и прямой (действие сопровождается словесным комментарием). Отрабатывается умение закрашивать рисунок – сложное умение, есть разница в работе кистью и карандашом.
В сред.гр. навыки усложняются – осознанное умение менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования - широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следуетдержать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса. Необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий (при рисовании вертикальных линий карандашом – рука сбоку, горизонтальных – внизу; при рисовании краской – по ворсу) – показ и объяснение, рисование в воздухе. Продолжается отработка умения закрашивать изображение. Отрабатывается навык изменения направления движения (от одной дуги к другой – овал). В старш.гр. -дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования. Овладевают регуляцией силы нажима на карандаш при создании контура рисунка простым карандашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета. Совершенствуется и усложняется умение изменять направление движения в соответствии с формой изображаемого предмета. Перед детьми ставится задача изображения предметов более сложного контура, чем в предшествующих группах. Для этого необходимы: различные повороты движения, изменение направления движения, большая точность перехода от движения в одном направлении к движению в другом направлении. Изображение пространственных свойств предметов требует умения соразмерять движения с длиной линий, величиной частей (прямоугольник, квадрат и т.д.). Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш. Он применяется для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием красками, цветными карандашами; при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта и т.п. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М (рисуют легко, проводя линии один раз, не закрашивать изображение, прорисовывать только главное). Овладевают акварелью (сначала по сырому).
В подгот.гр. – добавляется освоение движений, быстро изменяющих направление на противоположное, например, при рисовании завитков вправо и влево, петель-восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, керамические фигурки животных). Продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. Более актуальной становится задача подчинения движения передаче любой формы, наблюдаемой в натуре. Продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков прямой и форм по пропорциям ( при обследовании предметов перед их изображением применять внешние развернутые практические действия (смерить разведенными пальцами, полоской бумаги ит.д.), на основе которых и будет формироваться глазомер). Детей учат и новому способу работы: созданию черно-белых (тоновых) рисунков. Для такого изображения лучше подходят нецветущие комнатные растения (аспарагус, традесканция, сансивьера и др.). Дети передают светлые и темные части растения, по-разному нажимая на карандаш. Обогащаются приемы рисования акварелью (способом размывки, по сырому фону используется в сюжетном и декоративном рисовании), тонируют листы для будущих рисунков. Методы, позволяющие овладеть техникой рисунка: - обследование (обследующий жест) -сравнение движений руки при рисовании предметов близких по форме – круг и эллипс -словесные указания - словесная инструкция двигательного навыка - метод подражания (пассивных движений) - специально организованный упражнения - индивидуальный подход в обучении. Вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|