Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Включенность населения в систему СМИ.




Хачатурян Артем Мишельевич

ДОКЛАД

«ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ СМИ И ХАРАКТЕР ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СРЕДОЙ»

Направление 031300 «Журналистика»

контрольная работа студента 1-го курса очной формы обучения

 

Преподаватель

к. ист. н., доцент

Костикова Надежда Алексеевна

 

 

Москва 2012

План

 

1. Введение.

 

2. Классификация средств массовой информации.

2.1. Пресса

2.2. Радио

2.3. Телевидение

2.4. Интернет

 

3. Информация в действии.

4. Включенность населения в систему СМИ.

5. СМИ и духовный мир человека.

6. Личность в сфере влияния СМИ.

7. Заключение.

8. Использованная литература.

 

Введение.

 

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить практически невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия, охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Современная журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — пресса (средств распространения информации с помо­щью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (пе­редачей звуковой информации с помощью электромагнитных волн), телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помо­щью электромагнитных волн, для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций на основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся, прежде всего, в способах фиксации и передачи информации.

Классификация средств массовой информации.

 

2.1 Печать - (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) при­обрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе или ином материальном носителе с помощью типографской техники. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напе­чатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые вос­принимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополни­тельных средств. Необходимо отметить, чтоэто определяет ряд важных свойств взаимоотношений прес­сы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомле­ния со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, благодаря чему можно быстро составить общее впечатление о содержании выпуска и выбрать интересующий материал.

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» — после первичного ознакомления оставить материал для более вни­мательного прочтения в удобное время.

Печатные издания автономны благо­даря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «из­влечению» информации в удобное время, не мешая при этом окружающим.

 

Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе­риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать выпуски газет, особенно с экстренной информа­цией, и несколько раз в сутки (так часто случалось в условиях неразвито­сти аудиовизуальных средств коммуникаций), но это сопряжено с труд­ностями печати и доставки, и поэтому с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти прекратилась.

Нельзя также не учитывать, что печать доступна только грамотному человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения.

 

Радио.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информа­ции в данном случае оказывается только звук. Ра­диосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществ­ляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем по­лучение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой).

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви­дение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позво­ляет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позво­ляет сделать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение — подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать воз­можность «чистого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия.

Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не от­влекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» свое­го внимания к звуку с тем, что его сопровождает.

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, — это активизация воображения слушателей, позволяю­щаяим проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр, радиомемуары, чтение художественных произве­дений и передача литературно-музыкальных композиций не принуж­дают слушателя через облик актера воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру восприятия художе­ственного произведения.

 

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медлен­нее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свой­ственно контактам с печатными текстами.

Определенным образом при контактах с радио негативно сказыва­ется то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной сторо­ны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом про­цессе на предприятиях, например, швейной или часовой промышлен­ности, радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.). Но, с другой сторо­ны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания.

Телевидение

Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах прошлого столетия. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвину­лось на первое место.

От радио телевидение взяло возможность переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Телевизионный сигнал од­новременно имеет звуковую и видеоинформацию. Как и на радио, на телевидении возможна организация оператив­ных передач как из студии, так и с места событий.

Специфика те­левидения определяет особенности всех типов программ — и публици­стических, и художественных, и научно-популярных.

Для журналиста телевидения важно учитывать особенности вос­приятия программ аудиторией. Хотя в совокупности аудитория теле­видения составляет миллионы, у экрана обычно собирается неболь­шая, чаще всего семейная, группа людей, а просмотр проходит, как правило, в домашних условиях. Это очень важное обстоятельство. Если газеты, журналы, книги изначально предназначены для чтения в одиночку, то телевидение требует умения обращаться одновременно и к миллионной аудитории, и к малой группе людей, контакт с которой должен происходить на высоком уровне доверительности.

Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории.

 

Интернет

К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемир­ная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация. Это электронные версии и дайджесты газет, т.н. сетевые газеты и журналы, радио- и теле -«сетевещание», сайты («странич­ки») отдельных журналистов, притом оперативно меняющие содержа­ние и получаемые в режиме реального времени.

Таким образом, компь­ютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ. Популярность Интернета у россиян постоянно возрастает. По данным ВЦИОМ на апрель 2012 года доля пользователей Интернета составила 78%. В тоже время, по данным Euromonitor International, проникновение Интернета в России все еще значительно ниже уровня западноевропейского (http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/04/120418_internet_vtsiom_polls.shtml).

Активным сторонником широкого проникновения Интернета в России является уходящий президент РФ Д.А. Медведев. Широкую известность получили его инициативы выхода во Всемирную паутину чиновников и различных ведомств.

 

3. Информация в действии.

Говоря об успешности (не успешности) воздействия информации мы явно или неявно подразумеваем определенные цели воздействия на аудиторию. Результаты влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой.

Эти проявления могут быть обнаружены на уровне сознания и поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широких общностей (производственных коллективов, региона), общества в целом. Очевидно, что на любой из этих уровней результируются влияния не только СМИ, но и других систем общения и взаимодействия людей. Они могут суммироваться и взаимоослабляться.

 

Включенность населения в систему СМИ.

Наиболее значительная часть материала, накопленного в кон­кретных социологических исследованиях аудитории, посвящена включенности населения и ее отдельных регионов в аудиторию разных средств массовой информации, отражает меру та­кой включенности.

Выяснено, что за пределами непосредственного действия этой системы остается настолько незначительная доля населения (городского —менее 1%, сельского — около 5%), Здесь действует общий для данной системы информации фактор — объективная потребность всех групп общества в информации, обеспечивающей возможность социальной ориентации.

 

Выбор того или иного средства информации в системе СМИ (печать, радио, телевидение) или отдельных источников в рамках этих средств (определенная газета, определенный телеканал) происходит под влиянием большого числа факторов объективного и субъективного свойства. Величина свободного вре­мени, доход, размеры жилплощади, престижность владения той или иной маркой телевизора, радио­приемника и др.

Доступность информации имеет множество аспектов:

· физиологический (человек должен достаточно хорошо видеть слышать, чтобы воспринять информацию);

· временной (у человека должно быть время, которое он может уделить восприятию информации);

· физико-технический (должны быть соответствующие географические условия, уровень развития сети теле- и радиовещания, системы доставки периодических изданий);

· финансовый (владение данным средством информации должно быть доступно по стоимости данному потребителю);

· семиотический (потребитель должен владеть системой знаков — языком данного средства информации).

 

В составе «не аудитории» оказываются, как правило, люди для которых информация недоступна: среди них много пожилых людей, которые плохо видят и слышат, не обладают навыками беглого чтения и с трудом воспринимают многие текстовые сообщения по радио, не имеют достаточно средств для приобретения радио- и телеприемников. Семиотические факторы (факторы, связанные с пользованием языком данной системы информации или одного из средств информации) особенно сказываются при формировании «не аудитории» газет.

Анализ данных об использовании СМИ разного уровня приводит к выводу о том, что активное использование СМИ центрального уровня не мешает использованию местных СМИ. В современной аудитории распространено чтение нескольких газет, причем регулярное (наиболее характерный набор газет: 1—2 центральные и местная печать). Тоже самое происходит и в сфере телеканалов. Зрители предпочитают смотреть как центральные телеканалы, так и местные, впрочем, чаще всего это только выпуски новостей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...