Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СМИ и духовный мир человека.




Место и роль системы СМИ в меха­низме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, очевидна. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значи­мых материальных и духовных ценностей, в ходе кото­рой происходит развитие общества и личности.

Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, восприни­мается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Специфика деятельности этих средств состо­ит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художест­венные вкусы, ориентирующие личность в том, что важ­но и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно инизменно, что с чем и ка­ким образом взаимосвязано. Воздействуя через много­образие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных усло­вий, формирования идейнозрелой, нравственно разви­той, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека пред­ставляют собой сложноструктурированную, многогран­ную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной ор­ганизациидеятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизньобщих принципов, имеющих большое значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социоло­гическом анализе эффективности этой деятельности, ме­ры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.

Первый принцип связан с последовательным приме­нением методологии системности как необходимого ис­ходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соеди­нения их в единую, четко скоординированную и действу­ющую во имя достижения общих целей систему.

Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации в расширении воз­можностей для гармоничной духовной жизни людей ре­ализуется в комплексном подходе к исследованию ме­ста и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординирован­ной деятельности по пропаганде общечеловеческих иде­алов.

Третий принцип - принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств влияния. Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и спо­собов воздействия на личность повышает эффективность влияния всей системы средств на на гармонизацию духовной жизни людей.

Четвертый принцип — это необходимость понимания того, что зна­чение информационного потока не сводит­ся лишь к информированию читателя, слушателя, зри­теля, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и лич­ности.

Пятый принцип - это принцип наступательности, последовательное прове­дение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного.

Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы ду­ховной жизни общества и всей системой информационных средств, функционирующих в современном общест­ве.


7. Заключение.

Современная, сложившаяся сегодня в России система массовой коммуникации была построена на элементах отжившей советской. Одновременно в нее внедрились и особенности западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние, а также влияние факторов реальной действительности способствовали тому что система российских средств массовой информации всё в большей степени стала приобретать свое оригинальное лицо, объединяя характерные особенности русской традиционной журналистики и лучшие достижения зарубежных СМИ.

 

Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами - появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансовонезависимых от власти - принесла и негативные явления.

Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом для скрытой рекламы, антирекламы, интервью, использова­ние сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных целей. Это также снижение критериев журналистской деятель­ности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; про­паганда потребительства, распространение буржуазной массовой культу­ры; дегуманизация СМИ, падение духовности.

Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессио­нализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение винформационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замену вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лекси­кой. Кроме того, в ряде случаев, их материалы грешат недостоверностью.

 

В тоже время, надо отметить, что Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Не­смотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой до­вольно значительную часть общеполитических изданий.

Регионализация средств массовой информации - тоже одна из харак­терных черт современной российской журналистики. Процесс этот наби­рает силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологи­ческим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социаль­но-политическую жизнь регионов.

 

По степени влияния журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за которыми, как и раньше, следует наш доверчивый русский народ. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного веща­ния, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет.

На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В нынешних непростых (кризисных) условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру своей гражданской ответственности за каждое написанное и произнесенное ими слово. Только высокие созида­тельные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для их достижения могут способствовать процессу стабилизации нашего общества, И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль.


8. Использованная литература

Учебные пособия

Актуальные проблемы совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986

Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. –М: Изд-во МГУ, 1976

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-тадружбы народов, 1986

Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996

Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии.–Киев: Наукова думка, 1993

Основы телевизионной журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987

Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998

СМИП. –М: ИНИОН, 1985

СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-тадружбы народов, 1995

СМИ в социалистическом обществе. –М: Политиздат, 1989

Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979

Социология журналистики. –М: МГУ, 1981

Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986

Шкондин М.В. Организация СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985

Литература.

Багдикян Б. Монополия средств информации. –М: Прогресс, 1987

В зеркале критики: из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М:Искусство, 1985

Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987

Вильчек В.М. Под знаком ТВ. –М: Искусство, 1987

Горшков М.К. Общественное мнение. –М: Политиздат, 1988

СМИП. –М: Политиздат, 1984

Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987

Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М:Политиздат, 1989

Пресса

Сальникова Ю. "Свободная пресса в России состоялась" //Сегодня - 1995.- 19 января.

Брутенц К. Кризис доверия? Почему мы вновь почти не верим прессе//Независимая газета. - 1994.-1февраля.

Сомнительный капитал на нечистой игре. Заявление Комитета Российской Федерации по печати// Российская газета. 1994.- 30 марта.

Крюков М. Неугодный корреспондент// Правда.1986.- 25 августа

Расправились с критикой // Правда.-1986.- 13 июня

Новоплянский Д. Как шлифовали критику// Правда.1986.- 22 марта,

Без борьбы нет победы// Независимая газета - 1993.- 27 октября;

Шкляр В.И. Политика, пресса, власть: стереотипы и новые технологии//Политология исоциально-политические процессы в советском обществе - Одесса, 1991. - С.38.

Реформирование России: мифы и реальность. - М.,1994.-С.27,53.

Климов С. В России можно украсть даже телесигнал//Известия.-1994.-9 декабря.

Руденко Б. Гибель четвертой власти/Совершенно секретно - 1995.-., №4.

Батыгин А. Пресса, к ноге?//Российская газета.1995.- 21 января.

Коц И. Почему живучи слухи//Советская Россия. 1986.- 1 февраля.

Бовкун Е. Клевета как средство борьбы за потребителя // Известия- 1994.- 23 ноября.

Карамьян Е. От народного информбюро. Поклонникам слухотерапии посвящается//Московский комсомолец -1994.- 5 ноября.

Сокольников В. Не верь ушам своим. По распространению слухов можно судить о настроенияхлюдей//Столица.-1994, №40.- С.44-45.

Кива А. От паники до предательства - один шаг//Российские вес­ти. 1994. - 15 декабря.

Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.,1980

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...