СМИ и духовный мир человека.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, очевидна. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значимых материальных и духовных ценностей, в ходе которой происходит развитие общества и личности. Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Специфика деятельности этих средств состоит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художественные вкусы, ориентирующие личность в том, что важно и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно инизменно, что с чем и каким образом взаимосвязано. Воздействуя через многообразие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных условий, формирования идейнозрелой, нравственно развитой, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека представляют собой сложноструктурированную, многогранную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной организациидеятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизньобщих принципов, имеющих большое значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социологическом анализе эффективности этой деятельности, меры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.
Первый принцип связан с последовательным применением методологии системности как необходимого исходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соединения их в единую, четко скоординированную и действующую во имя достижения общих целей систему. Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей реализуется в комплексном подходе к исследованию места и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординированной деятельности по пропаганде общечеловеческих идеалов. Третий принцип - принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств влияния. Рациональное применение именно специфических для каждого средства массовой информации приемов и способов воздействия на личность повышает эффективность влияния всей системы средств на на гармонизацию духовной жизни людей. Четвертый принцип — это необходимость понимания того, что значение информационного потока не сводится лишь к информированию читателя, слушателя, зрителя, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и личности. Пятый принцип - это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного. Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы духовной жизни общества и всей системой информационных средств, функционирующих в современном обществе.
Современная, сложившаяся сегодня в России система массовой коммуникации была построена на элементах отжившей советской. Одновременно в нее внедрились и особенности западных буржуазных СМИ. Их взаимодействие, взаимовлияние, а также влияние факторов реальной действительности способствовали тому что система российских средств массовой информации всё в большей степени стала приобретать свое оригинальное лицо, объединяя характерные особенности русской традиционной журналистики и лучшие достижения зарубежных СМИ.
Коммерциализация СМИ наряду с положительными результатами - появлением новых видов изданий, теле- и радиопрограмм, финансовонезависимых от власти - принесла и негативные явления. Это рождение "теневой журналистики" - подкуп отдельных журналистов бизнесом для скрытой рекламы, антирекламы, интервью, использование сотрудников СМИ в качестве орудия для достижения неблаговидных, корыстных целей. Это также снижение критериев журналистской деятельности, увлечение СМИ эпатажем, скандалами, бульварными темами; пропаганда потребительства, распространение буржуазной массовой культуры; дегуманизация СМИ, падение духовности. Коммерциализация дала толчок и такому явлению, как непрофессионализм сотрудников СМИ, который получил широкое распространение винформационно-коммерческой прессе, радиовещании, на телевидении. Он проявляется в слабом владении молодыми журналистами литературным языком, его замену вульгарно-просторечной, а то и ненормативной лексикой. Кроме того, в ряде случаев, их материалы грешат недостоверностью.
В тоже время, надо отметить, что Российская журналистика вновь стала многопартийной, какой она была до Октябрьской революции. Каждая новая партия, общественное движение стараются заявить о себе через собственный печатный орган. Несмотря на небольшие тиражи, партийная печать представляет собой довольно значительную часть общеполитических изданий. Регионализация средств массовой информации - тоже одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к суверенизации отдельных автономных республик, краев и областей. Он сопровождается существенным типологическим расширением местных СМИ, повышением их влияния на социально-политическую жизнь регионов.
По степени влияния журналистов сегодня можно сравнить с духовными пастырями, за которыми, как и раньше, следует наш доверчивый русский народ. Используя всеохватность, непрерывность воздействия СМИ, особенно телевизионного вещания, они обладают большим влиянием на умы людей, чем пастыри прошлых лет. На этом фоне СМИ остаются одним из немногих социальных институтов, который имеет достаточно сил продолжать сеять разумное, доброе, вечное. В нынешних непростых (кризисных) условиях очень важно, чтобы журналисты чувствовали и понимали всю меру своей гражданской ответственности за каждое написанное и произнесенное ими слово. Только высокие созидательные, гуманистические цели и правильно выбранные средства для их достижения могут способствовать процессу стабилизации нашего общества, И СМИ могут сыграть в этом ведущую роль.
Учебные пособия Актуальные проблемы совершенствования СМИП. –Свердловск, УрГУ, 1986 Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. –М: Изд-во МГУ, 1976 Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. –М: Изд-во Ун-тадружбы народов, 1986 Грабельников А.А. СМИ постсоветской России. –М: Изд-во Российского Ун-та дружбы народов, 1996 Любивый Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития/АН Украины, Ин-т философии.–Киев: Наукова думка, 1993 Основы телевизионной журналистики. –М: Изд-во МГУ, 1987 Поваляев С.А. Научная информация: деятельность, потребности, мотивы. –Минск: Университетское, 1985 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –М: Изд-во «РИП - холдинг»,1998 СМИП. –М: ИНИОН, 1985 СМИ в современном обществе: тенденции развития, подготовка кадров. –М: Изд-во Российского Ун-тадружбы народов, 1995 СМИ в социалистическом обществе. –М: Политиздат, 1989
Социологические проблемы общественного мнения и деятельности СМИ. –М: ИСИ, 1979 Социология журналистики. –М: МГУ, 1981 Социология и пропаганда. -М: Наука, 1986 Шкондин М.В. Организация СМИП. –М: Изд-во МГУ, 1985 Литература. Багдикян Б. Монополия средств информации. –М: Прогресс, 1987 В зеркале критики: из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. –М:Искусство, 1985 Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. –Тбилиси: Ганатлеба, 1987 Вильчек В.М. Под знаком ТВ. –М: Искусство, 1987 Горшков М.К. Общественное мнение. –М: Политиздат, 1988 СМИП. –М: Политиздат, 1984 Телеэкран - неограниченное господство? –М: Прогресс, 1987 Чачановский А.А. Инстанция истины: СМИ и жизнь: возможности, поиск, ответственность. –М:Политиздат, 1989 Пресса Сальникова Ю. "Свободная пресса в России состоялась" //Сегодня - 1995.- 19 января. Брутенц К. Кризис доверия? Почему мы вновь почти не верим прессе//Независимая газета. - 1994.-1февраля. Сомнительный капитал на нечистой игре. Заявление Комитета Российской Федерации по печати// Российская газета. 1994.- 30 марта. Крюков М. Неугодный корреспондент// Правда.1986.- 25 августа Расправились с критикой // Правда.-1986.- 13 июня Новоплянский Д. Как шлифовали критику// Правда.1986.- 22 марта, Без борьбы нет победы// Независимая газета - 1993.- 27 октября; Шкляр В.И. Политика, пресса, власть: стереотипы и новые технологии//Политология исоциально-политические процессы в советском обществе - Одесса, 1991. - С.38. Реформирование России: мифы и реальность. - М.,1994.-С.27,53. Климов С. В России можно украсть даже телесигнал//Известия.-1994.-9 декабря. Руденко Б. Гибель четвертой власти/Совершенно секретно - 1995.-., №4. Батыгин А. Пресса, к ноге?//Российская газета.1995.- 21 января. Коц И. Почему живучи слухи//Советская Россия. 1986.- 1 февраля. Бовкун Е. Клевета как средство борьбы за потребителя // Известия- 1994.- 23 ноября. Карамьян Е. От народного информбюро. Поклонникам слухотерапии посвящается//Московский комсомолец -1994.- 5 ноября. Сокольников В. Не верь ушам своим. По распространению слухов можно судить о настроенияхлюдей//Столица.-1994, №40.- С.44-45. Кива А. От паники до предательства - один шаг//Российские вести. 1994. - 15 декабря. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.,1980
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|