Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды методов социологического исследования




Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

  • анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значимым преимуществом анкетирования является принцип анонимности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь должен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной информации;
  • интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массовые опросы и специализированные, представленные в виде экспертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специализирующихся на изучении поведения людей, однако в социологии данный метод также нашел свое предметное полей позволяет с успехом решать многие вопросы социологического анализа.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности документов- протоколов, докладов, публикаций различного рода, писем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помогает уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В настоящее время применение этого метода связано с широким использованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, институты и государства. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, поскольку возникают вопросы о достоверности информации, полученной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сообщества.

Один и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование.

Точечное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития.

Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов).

В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.1

Рис. 1.1

Составление психолого-педагогической характеристики коллектива группы.

Количество учащихся группы – семнадцать человек. Возраст студентов – семнадцать-восемнадцать лет. Ребята знают друг друга недолго, так как учатся вместе один месяц, кроме того, все приехали из разных городов. Поэтому устоявшиеся традиции пока в группе выражены слабо.

Группа довольно активна, полна творческой энергии. Преобладают положительные духовные запросы, стремление к учебе. Все члены группы стремятся сотрудничать и помогать друг другу. Вместе с тем, у некоторых наблюдается потребность в самоутверждении и самореализации, стремление выделится. Более всего уважают коллективистов, делающих все ради группы, как, например, старосту.

Большинство студентов группы живут в общежитие, что сильнее сближает их, они стремятся постоянно общаться друг с другом, а также поддерживают дружеские отношения со студентами других групп.

В группе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого.

В группе имеются органы самоуправления в лице старосты, который поддерживает связь с руководством колледжа и ставит в известность всех членов группы о требованиях руководства колледжа. Староста активен, легко сходится с людьми, не испытывает трудностей в общении. Также все члены группы помогают старосте и поддерживают его. Он пользуется доверием и авторитетом у своих одногруппников.

Студенты могут сами выбрать своих представителей по различным видам деятельности, например, деятельности профсоюза, организации праздников: «Первокурсник» и т. п.

Группа доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоится.

Учащиеся легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласуют свои действия. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство.

Способные организаторы группы являются ее авторитетными и полномочными представителями. Группа умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. Ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместной деятельности.

Студенты заинтересованы своей будущей профессией. Никто не сожалеет о сделанном выборе, все очень рады, что учатся в Многопрофильном колледже.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...