Последователи Сета. Что произошло в Дахшуре
Последователи Сета
Религиозные верования древних египтян были достаточно стойкими, но их система всегда была уязвима, так как у фараонов оставался соблазн нарушить соотношение между Гором и Сетом, поскольку предания о них оставляли определенные сомнения, например, достоин ли осуждения Сет, который ввел свое семя в утробу Нут. Эта известная уязвимость Озириса – Ра (или в женском варианте – Нут – Изиды – Хатхор), вероятно, возникла в «период хаоса», т. е. до объединения Египта при Менесе. Поскольку понятие «хаоса» тесно связано с образом Сета, то возникает подозрение, что именно его культ мог господствовать при последних царях додинастической эпохи. Это подтверждает имя одного из этих царей – «Скорпион», чье изображение рядом с семилепестковым цветком Сета имеется на верхушке булавы (рис. 25).
Рис. 28. Именные эмблемы фараонов 3‑ й династии Скорпион был известен своим смертоносным жалом и ассоциировался более с Сетом, чем с Гором (Озирисом). Недаром существовала легенда, будто Орион (звездный символ Озириса) однажды был «ужален» созвездием Скорпиона. В течение первых пяти веков, разделявших правление Менеса и правление Снофру, была сделана попытка (по крайней мере одна) изменить равновесие сил в пользу Сета. Это произошло при фараоне 2‑ й династии Перибсене, который убрал с царской эмблемы изображение сокола (Гора) и заменил его псом (символом Сета) (ср. рис. 28а и 286). Иначе говоря, этот царь воплощал Сета, смирившего Гора, а не наоборот, как было принято со времен Менеса. Но данный религиозный переворот продолжался недолго: последний фараон той же династии Касекеми (Хасехеми) на своей эмблеме восстановил изображение сокола рядом с изображением Гора, сделав оба божества равными (его имя буквально означало «две власти») (рис. 28в). Следующие за ним фараоны восстановили старый порядок, когда Гор господствовал над Сетом. Так продолжалось весь период правления 3‑ й династии.
Что произошло в Дахшуре
Считается, что семья Снофру, основателя 4‑ й династии и отца Хеопса, происходила из Мейдума, где первая ступенчатая пирамида имела 7 ярусов (число Сета). Решение Снофру – построить свою пирамиду в Дахшуре по образцу пирамид в Гизе – выглядело как весьма радикальное деяние, как нарушение вековых традиций и вызов жречеству. Кроме того, он возвел пирамиду на уровне 29°49? с. ш., лишь несколько южнее особого района Гелиополя – Гизы‑ Мемфиса, контролируемого жрецами. Между царствующим домом и жречеством произошел разрыв. Возможно, жрецы считали отца Снофру или его самого недостойным ритуала «небесного путешествия» из Гизы, а может быть, он пытался силой изменить установления жрецов. Все же Снофру считался «добрым царем», и его культ на века пережил его самого. Не скрывал ли Снофру тайного пристрастия к злому божеству Сету? Его имя буквально означало «две силы», что заставляет вспомнить об обозначении имени фараона Ка‑ секеми, уравнявшего по статусу Сета и Гора как «две власти». Вместе с тем Снофру именовался как «Неб‑ маат» – «хранитель истинного порядка». Понимание «истинного порядка», конечно, не однозначно, и неизвестно, совпадало ли оно у фараона и жрецов, которые имели основание заподозрить Снофру в тайном тяготении к Сету. Если он действительно «уравнял» Гора и Сета, то у жрецов могли родиться подозрения, будто Снофру желает возродить культ Сета. Как бы то ни было, враждебность, которую Снофру чувствовал со стороны жрецов, должна была породить у него ответную реакцию, и вполне возможно, что Снофру проникся ненавистью к жречеству и стал испытывать скрытую приверженность к культу Сета.
Что заставило Снофру пойти на создание двух огромных пирамид, построенных под разным углом наклона стен? Почему одна намеренно была сооружена изогнутой? Что все это значит? В следующей таблице приведены основные характеристики пирамид Снофру.
Как отмечалось во второй главе, соотношение углов наклона стен в Изогнутой пирамиде было эквивалентно соотношению 3, 5 р, в отличие от Великой пирамиды, где это соотношение составляло 4?. Первое из чисел – 7: 2 (знак Сета), а не 8: 2 (знак Озириса). Угол наклона стен этой пирамиды в ее нижней части – 54°28? – соответствует сумме углов наклона ее внутренних ходов. Каково символическое значение этого угла? Ранее я уже продемонстрировал, что косинус угла наклона стен в Великой пирамиде (53°10? ) равнялся 0, 6, а синус – 0, 8. Шесть и восемь – значимые для египтян числа, символизировавшие Землю и планету Озирис (Изиду). Однако Снофру изменил при строительстве угол наклона таким образом, что соотношение 6: 8 между синусом и косинусом исчезло. Зато тангенс угла его пирамиды равнялся величине 1, 4. Это число, кратное 7 (символ Сета), хотя величина 1, 4 содержала также числа 6 и 8. Двусмысленность символики Изогнутой пирамиды состоит и в том, что у нее имелось 8 стен (число Озириса? ), но она также неявно содержала в себе величину, равную 3, 5?, то есть скрытое число Сета (7). По‑ моему, Снофру специально построил кощунственную для египтян «пирамиду Сета», но сделал это так, чтобы «посторонние» не могли заметить подвоха. Что касается Красной пирамиды, то угол наклона ее стен – 43°22? Он равнозначен трем?, что символизирует число Земли (б). Угол наклона единственного внутреннего хода в пирамиде – 28 градусов – число двусмысленное, кратное и 7 и 8. А вот размеры ее основания строятся на числе 420, которое получается перемножением 60 на 7 или 70 на 6, т. е. содержит символы Земли и Сета. Возможно, Снофру создал комплекс из двух пирамид, чтобы они могли выполнять все ритуальные функции, присущие комплексу Гизы, – и переход «Ка» к новому фараону, и «восхождение» усопшего фараона в небеса. Однако традиционно считалось, что новый фараон получает жизненную силу от царя Озириса, с которым отождествлялся прежний владыка, а Снофру, возможно, хотел, чтобы его сын воспринял «энергию» от подземного владыки – Сета.
Эти рассуждения привели меня к следующему заключению. Красная пирамида была построена для путешествия в Дуат самого Снофру. В ее устройстве было закодировано число 6 (3? ), символизирующее Землю до катастрофы. Однако вместе с числом 6 (в измерениях основания пирамиды) было закодировано и число 7 для того, чтобы фараон мог совершить подъем в небеса в качестве «Ба» и «Ка» Сета (7), а не Озириса (8). В пирамиде не имелось «саркофага», поскольку он ассоциировался обычно с заточением Озириса, но не Сета. Но есть признаки того, что в одной из внутренних палат сначала что‑ то находилось, но было убрано, и, возможно, разбито. Для чего служила Изогнутая пирамида? Ее основной характерный признак – две независимые системы внутренних помещений. Одна из ее палат была защищена двойным ограждением и камнями, которыми был заложен коридор, вторая же оставалась «открытой». После завершения строительства пирамиды две палаты соединили туннелем. Я полагаю, что эта пирамида предназначалась для «передачи жизненной энергии» сыну Снофру, Хеопсу, как это было принято во время мистерий, посвященных культу Озириса и Гора. Но в этом случае речь шла о гибели Сета‑ старшего и возрождении на Земле Сета‑ младшего. Несмотря на символику, связанную с величиной 3, 5?, эта пирамида также представляла собой модель Земли в миниатюре. В основании она имела по 360 локтей – число, кратное 6, и в наклоне ее верхней части оказалось закодировано число 3?, также связанное с числом Земли – 6. Да и высота ее была такой же, как и у более северной пирамиды, символизировавшей Землю. Подобно тому, как в период «изначального времени» «тела» Озириса и Сета вошли в Землю («гору»), мумия Снофру должна была быть «введена» в Изогнутую пирамиду через западный вход и ритуально «запечатана» (но не обязательно захоронена) в верхней палате. Палата осталась недостроенной, символизирующей «хаос» появления Сета на Земле, и здесь не имелось пустого саркофага.
Новому фараону Хеопсу предстояло принять царский сан в Изогнутой пирамиде. Ритуалы передачи власти от отца к сыну, возможно, продолжались символические три дня, после чего он должен был выйти из пирамиды с северной стороны и, возможно, ликвидировать проход из одной палаты в другую. Итак, Хеопс (Хуфу), согласно египетской традиции, считался новым воплощением Снофру, однако, в отличие от большинства фараонов, он был коронован как живое воплощение не Гора, а Сета, получив «жизненную энергию» в пирамиде «тайной семерки». С точки зрения мышления древних египтян, этот ритуал совершенно извращал смысл легенды об «изначальном времени». Религия могла меняться и до этого, но никогда прежде она не менялась столь драматично. Хеопс как человек посвященный в дела религии не мог этого не знать. Что до пирамиды‑ спутника, размещенной рядом с Изогнутой пирамидой, она, вероятно, представляла Луну или «третье око», необходимое Хеопсу. Но и тут ритуал был искажен: ведь «Око» получал не Гор‑ младший, а Сет‑ младший, планетарное божество, которое захватило «Око» Озириса в период «изначального времени».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|