Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правотворчество Правительства РФ




Правовую основу органов исполнительной власти как субъектов правотворчества определяют нормы Конституции, Федеральный Конституционный Закон "О правительстве РФ", указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", "Временное положение о законопроектной деятельности Правительства РФ", концепция "Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов".

А. П. Алехин писал, что органы исполнительной власти имеют две стороны. Одна сторона, то, что эта разновидность органов государственной власти, другая сторона, именно субъекты исполнительной власти, призванные обеспечить ее формальную и фактическую реализацию, а именно органы исполнительной власти получили возможность влиять на правотворческую деятельность представительных органов, то есть обладают законодательной инициативной.

Некоторые ученые определяют орган исполнительной власти как орган государственной власти, который осуществляет задачи, функции государства и выступает от имени государства, наделен государственно - властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения. Целесообразно вводится новый юридический термин "юридические акты", однако точного смыслового значения не дает. Надо полагать, что автор имел ввиду нормативные акты как синоним юридических актов. Кроме этого автор называет одним из признаков органов исполнительной власти то, что они наделены государственно-властными полномочиями.

Н.А. Игнатюк, исследуя компетенцию федеральных министерств Российской Федерации, пришел к выводу, что министерства обладают правотворческими полномочиями. И нормотворчество федеральных министерств можно классифицировать на: нормотворчество как участие в законопроектной деятельности Правительства РФ; нормотворчество для реализации общей и специальной компетенции министерств.

На уровне субъектов Российской Федерации в лице губернатора, Правительства субъекта, а также на уровне местного самоуправления правотворческая деятельность очень важна. Это связано с тем, что именно эти уровни сравнительно близки к народу, к их потребностям и интересам. И на локальных уровнях, с целью урегулирования частных проблем необходимо правотворчество исполнительных органов как гарантии своевременного и качественного разрешения вопросов и разногласий.

Проанализировав теоретический аспект органов исполнительной власти как субъект правотворчества, выявив основные его признаки следует дать анализ законодательства органов исполнительной власти в области правотворчества. В этой связи законодательство понимается как законы и нормативно-правовые акты, которые регулируют правотворческую деятельность органов исполнительной власти. К Федеральным законам регулирующим правовую основу органа исполнительной власти как субъекта правотворчества относится Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ". В названном Федеральном законе содержится статья, позволяющая принимать нормативно-правовые акты органами исполнительной власти. Основную правотворческую работу органов исполнительной власти выполняет Аппарат Правительства РФ. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ, а также Правительство РФ приняло основные требования к разработке проектов федеральных законов, утвердив их постановлением, постановление по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства РФ, а также методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов.

Таким образом, в отношении исполнительных правотворческих органов можно сделать ряд выводов. Во-первых, орган исполнительной власти для целей правотворчества является государственным органом, наделен от имени государства функциями и полномочиями по созданию нормативно-правовых актов.

Во-вторых, орган исполнительной власти является частью государственного аппарата, наделен государственно-властными полномочиями для организации и исполнения законов, нормативно-правовых актов.

В ст. 115 Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконных характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу. Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Конституция определяет. Что формами правовых актов Правительства России являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Постановлениями Правительства Российской
Федерации должны оформляться решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановление принимается на заседаниях Правительства при наличии кворума и путем голосования. Постановление Правительства подписывается Председателем Правительства или его первым заместителем.

Кроме того, в качестве постоянного органа Правительства в его аппарате действует Президиум Правительства, который призван решать текущие и оперативные вопросы. Заседание его проводятся по мере необходимости, а принятые решения оформляются в форме постановлений и распоряжений Правительства, однако они не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства
Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, т.е. на всей ее территории и всеми субъектами и органами местного самоуправления. Обязательность распространяется на всех граждан и должностных лиц, на все общественные объединения, государственные и частные предприятия. Таким образом, конституционный статус актов Правительства ставит эти акты по их обязательности в один ряд с законами и указами Президента РФ. Хотя по юридической силе они стоят ниже, чем последние, так как принимаются на основании и во исполнении выше стоящих актов.

Интересен вопрос о том, могут ли акты Правительства РФ отменять или приостанавливать акты исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77
Конституции РФ определила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти[5]. Кроме того, из установленного Конституцией РФ обязательного характера актов Правительства РФ ясно вытекает вывод о том, что в случае расхождения этих актов с актами исполнительной власти субъектов РФ приоритет отдается постановлению или распоряжению
Правительства РФ.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ. Такое правило выглядит совершенно естественным, так как Президент РФ, во–первых, является гарантом Конституции РФ, а во–вторых, по существу возглавляет исполнительную власть[6]. Хотя инициатива отмены неконституционного и незаконного акта Правительства находится в руках у главы государства, ясно, что и без его решения любой акт Правительства, противоречащий Конституции РФ и федеральным законам, юридически ничтожен с самого начала. Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в
Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступает в силу не ранее дня их опубликования.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...