Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коллизия подзаконных нормативно-правовых актов законодательству




Признание в непродуманности и необоснованности многих важных государственных решений прозвучало в Послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию (2000г.). Трудности реализации многих действующих законов (а это в равной мере относится к указам и другим подзаконным актам) объективно требуют либо пересмотра данных документов, либо принятия неординарных мер для обеспечения их исполнения. Неэффективность принятых законов Президент объяснил также тем, что само государство во многом способствует диктату теневой экономики, разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж. В.В. Путин убежден в том, что неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса.

Значительное число нормативных указов Президента издано фактически в режиме конкурирующей компетенции с законодательной властью и Правительством. Объяснение тому находят в якобы особой роли Президента, его обширных полномочиях, касающихся не только исполнительной, но и законодательной власти. Заметим, что подобные акты были типичны для конституционных монархий и включались в массив чрезвычайно-указного законодательства, основанного на праве главы государства в известных случаях принимать меры и предписывать нормы, относящиеся к компетенции законодательных органов.

Искажение конституционных принципов верховенства федеральных законов и разделения властей становится особенно очевидным, поскольку на основе указов законодательного характера происходит фактическое соединение в одном лице власти законодательной и исполнительной. При подобной организации власти, как утверждал Монтескье, свободы не будет, так как весьма вероятно, что обладающий такими правами монарх (применительно к российской ситуации - Президент) "станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их".

Исходя из этого, право издания нормативных указов и правительственных постановлений в соответствии с духом и буквой Конституции и без противоречия законам является неизбежной функцией главы государства и центрального Правительства. Для таких указов, по мнению В.М. Гессена, не требуется и поручения со стороны законодательной власти, поскольку оно "не только не предоставляет правительству новых, ему не принадлежащих полномочий, но, напротив, ограничивает полномочия, принадлежащие ему. Оно обязывает правительство к изданию указа, который мог бы быть издан по его усмотрению. Поручение может иметь или не иметь места; во всяком случае, все то, что не должно быть регламентировано законом, может быть регламентировано правовым указом". Собственно, такой доктринальный подход во многом разделяет и Конституционный Суд Российской Федерации, но в своем толковании президентских указов.

Как правило, широкий диапазон правотворческой деятельности Президента его сторонники объясняют целесообразностью, ибо государственная жизнь, особенно на этапе реформаторских преобразований, не может жить только ожиданиями закона. Учитывая потребности общества, высшие государственные органы должны своевременно решать не только насущные социальные проблемы, но и задачи стратегического направления в развитии государства. Президент, Правительство, исполнительная власть по своей природе весьма подвижны, они представляют как бы постоянную творческую доминанту государственной власти.

К сожалению, проблема разрешения коллизий между указом и законом путем отмены незаконных указов до сих пор остается открытой. Она решена пока лишь в отношении оценки конституционности указов[7].

Необходимость "опережающего нормотворчества" Президента мотивировалась Б. Ельциным в Послании Федеральному Собранию 16 февраля 1995 г. главным образом масштабами законодательства. "Объем предстоящей законодательной работы настолько громаден, что парламент еще не скоро удовлетворит потребности практики в качественных законах. В этих условиях Президент обязан своими нормативными указами восполнять правовые пробелы". Иначе говоря, на первое место выдвигался фактор целесообразности, что, естественно, не встретило активной поддержки среди большинства правоведов. "Вне всякого сомнения, предложенная концепция ничего общего не имеет ни с Конституцией, ни с конституционностью. Под фактом восполнения пробелов при желании можно принять такой указ, который вступит в противоречие с демократическими устоями государства".

К тому же в результате подобной интерпретации само понятие пробела в законодательстве при кажущейся ясности этого явления стало весьма неопределенным, так как неясно, где границы пробелов, в рамках которых Президент издает указы законодательного свойства. Что подразумевается под пробелом - фрагментарная правовая норма, которая объективно необходима для полноты закона и его реализации, но отсутствует в связи с недосмотром законодателя, или полноценный федеральный закон, который пока не принял парламент?

Российская Конституция определяет, что федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст.105), а также что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории государства (ст.76). Следовательно, принятие вместо законов указов, действующих впредь до принятия закона (т. е. неопределенно долго, поскольку сроки принятия законов не указаны), - явление в принципе недопустимое.

Коллизия подзаконных нормативно-правовых актов Президента РФ законодательству можно рассмотреть на конкретном примере.

5 апреля 2016 г. Президент РФ подписал Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Конституции РФ образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации. Данный указ в подп.«б» п.6 возлагает на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации задачу по участию в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции. Однако Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности" в ст.8 устанавливает, что борьба с терроризмом основное направление деятельности органов Федеральной службы Безопасности.

В данном случае просматривается явная коллизия указа Президента РФ с федеральным законом. По своей сути Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации будет дублировать полномочия других служб и ведомств, осуществляющих обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. На наш взгляд, целесообразно для обеспечения необходимого функционирования данных служб и ведомств исключить конкуренцию правомочий, четко разграничить сферы их деятельности.

 

 


 

Заключение

Президент РФ в соответствии с конституцией страны, обладает широким кругом полномочий, необходимых для реализации его функций как главы государства. Эти полномочия затрагивают, по сути дела, все стороны государственной деятельности, и резидент, в конечном счете, ответственен за слаженную и сбалансированную работу всех государственных структур.

В настоящее время роль Президента РФ в системе органов государственной власти чрезвычайно высока, заметна также его роль в законодательном процессе, которая представляет собой исключительное для российского права явление. Участвуя в законодательном, а при наличии полномочий по изданию правовых актов, Президент РФ обладает широким диапазоном средств и форм участия в правотворческом процессе. В сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса.Право на правотворчество высшего органа исполнительной власти – Правительства РФ установлено нормами Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», процессуальные аспекты реализации итого права – Регламентом Правительства РФ.

Правительство РФ как исполнительный орган общей компетенции вправе издавать постановления и распоряжения по широкому кругу вопросов, входящих в его компетенцию, а нормы отдельных федеральных законов и указов Президента РФ уточняют характер его правотворческих полномочий, содержат предписания о принятии постановлений по конкретным вопросам. Реализация Правительством своих полномочий в различных сферах предполагает принятие не только «вторичных» по отношению к закону и указам Президента РФ актов, но и установление новых норм права (прямо не предусмотренных законом), в пределах его компетенции.

Список использованных источников и научной литературы:

Нормативно-правовая база:

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; с попр., внесенными Законами о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6 ФКЗ и №7- ФКЗ//Российская газета. 1993. 25дек., 2008. 31 дек.;

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации"// Российская газета;

3. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Федеральной службе безопасности"// http://www.consultant.ru/search;

4. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/search;

5. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// http://www.consultant.ru/search.

Учебная литература, книги:

1.Волкова С. В., Малышева Н. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники // Правоведение. 2006. № 2.;

2.Иеринг Р. фон. Юридическая техника. М.: Статут, 2008. 231 с.;

3.Капустина М. А. Юридическая техника: предмет, структура, методы (тезисы доклада) // Юридическая техника: вопросы теории и истории / Под общ. ред. Д. И. Луковской. СПб. 2005. С. 6-7;

4.Кашанина Т. В.. Юридическая техника: учебник. 2-е изд., пересмотр. М.:Норма: ИНФРА-М. 496 с., 2011;

5.Раянов Ф. М. Теория правового государства. М.: Юрлитинформ, 2014.272 с.


[1] См.: Ларина О.Г., Ламанов Е.Н., Шевцов А.Л., Чапчиков С.Ю., Емельянов А.С. Теория государства и права. Учебное пособие// ЗАО "Университетская книга", Курск, 2015. 188 С.

[2] См.: Волкова Н.С.
В сборнике: Правительство Российской Федерации [монография]. [Е. А. Юртаева и др.]; под ред. Т. Я. Хабриевой//Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ. Москва, 2005. С. 479-496.

[3] См.: Шилина С.А. Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 2. С. 231-236.

[4] См.: Новоселов С.Ю. Современные проблемы правотворчества и правоприменения материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2016. С. 70-72.

[5] См.: Приймак Д. Закон и право. 2007. № 7. С. 71-72.

[6] См.: Гогаева А. Закон и право. 2010. № 3. С. 36-38.

[7] См.: Тихомиров Ю.А. Юридическая коллизия. М., 1994. С. 97.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...