Этапы развития читателя школьника
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Литература как учебный предмет В системе образован и воспитан лит-ра заним особое место. С одной стороны она изучается как наука, а с другойй как искусство слова. Лит-ра способна влиять на мировоззрение, чувства учащ; развивать чувство прекрасн. Лит-ра влияет на «ум» и «сердце», т.е на интеллектуальн сферу и эмоциональн. Специфику рус лит как учебн предмета определяют цели и задачи лит-го образования. Цель: приобщен к искусству слова; развитие художественного мышления, эстетических чувств, творч способн, читательск и речевой культуры; формирован определенных нравственно-эстетических ориентаций. Реализац этих целей предполаг решен задач: развитие интереса учащ к лит-ре как искусству слова; воспитание нравственн, творческ личности. Содержание лит образования сост: знания (освоение разных историко, теоретика литературного матер); умения (воспринимать, анализировать, оценивать худож произвед, сопоставлять, обобщать, делать выводы); опыт творч деятельности (приобретается в рез работы над сочинениями; творч интерпретации текста: иллюстрирование, инсценирован и др); система норм отношения к миру, людям (обеспечивается отбором произведен, предлагаем для изучения. Произведен отбираются с учетом их художественных достоинств; общечеловеческ значимости, воспитательной ценности, доступности для учащихся, актуальности). Структура: Курс 5 кл явл-ся переходн от начальн шк к средн. Это определяет критерии отбора произведен для изучен, принципы расположен в программе и методику изучен. Произведен располаг-ся по разделам на основе проблемно-тематическ близости. Ведущ литературоведческ проблема – род лит-ры (лирич, эпическ, драматическ произв). Раздел «УНТ и лит-ра», «Писатели о детстве», «Писатели о природе», «Историческ прошлое в лит-ре», «Приключения. Фантастика».
6 кл: принцип построения– жанрово-хронологическ: былины, летопись, совр повесть, поэзия. Изучен худ жанров. Вперв изуч жанры: летопись, поучение. В 7 кл повтор-ся, систематизир-ся понятия род и жанр. Разделы соответствуют отдельн периодам р лит-ры. Хронологическ принцип расположен мат. Ведущ нравств проблема курса – человек и его поступки. 8 кл: хронологическ принцип – от античн лит-ры до нашего времени. С 9 кл принцип построен курса – линейный на историко-литературн основе с более глубоким анализом худ текстов. Охват больш мат – от пам древнерусск до лит-ры 19 в. У учащихся формируется понимание общих закономерн и осн этапов лит-го развития. Учащ должны знать осн особенности лит направлен (классицизм, романтизм, реализм). 10 кл изучен лит-ры связывается с общей характеристикой историческ эпох. У учащ формир-ся представлен об историко-литературн процессе. Изуч-ся реалистическ лит-ра 19 В 11 кл – завершающ этап лит-го образования. Систематизируются знания по теории и истории лит-ры. Предмет изучен – лит-ра 20 в. Мат для изучен располаг-ся с учетом укрупненной периодизации (по десятилетиям). Этапы развития читателя школьника Критерии лит развития: 1) начитанность школьн (любовь к чтению, постоянство потребности в книге); 2) актуальная для школьн нравственная проблематика худ произв, умение выдел-ть в тексте нравств проблемы; 3) объем теоретико-лит-ых знаний и способность применять их при анализе худ текста; 4) уровни развития разн сторон читательского восприятия: воображен, эмоциональн отзывчивость, умение сопереживать, анализир поступки героев, события; 5) умения, связ с анализом худ произв: определ-ть осн проблему, настроение; проследить развитие сюжета в эпическ произв, смену чувств в лирическ; сопоставлять героев разн произв; выдел-ть общие св-ва произв одного жанра; 6) способности и умения, связ с творч деят-стью учащ (умен мысленно рис портрет героя, сравнивать произв с его экранизац, иллюстрацией, умен составить киносценар).
Осн периоды лит-го развития учащ определ-ся по классам: 5-6; 7-8; 9-11. Это обусловлено тем, что осн сдвиги в лит развитии происх под влиянием обучения. По наблюден психологов ученик в своем развитии проходит ряд стадий: младш подростков возр (10 – 12 лет); старш подростков (13-14); период ранней юности (15 – 17). Это деление условно, т.к развитие чел-ка происх неравномерн. В одной возрастн группе можно встретить учеников с разн уровнем лит-го развития. Младш подросток как читатель – повышен эмоциональность; интерес к искусству, к кино и лит-ре приключенческ, о подвигах, о смелых и благородн людях; хорошо работает фантазия, склонны «исправлять» писателя, наприм, при изучен «Муму» негодуют, почему Герасим убил собаку, а не барыню; категоричность оценки героя; не готовы раскрывать символы, анализир детали. Характерно наивно-реалистическое отношение к тексту – воспринимают всё как правду. Им не доступен язык худож условности. Старший подросток. В этот период происх значительн сдвиг в литературн развитии учащ. Отношение ученика к искусству приобр осознанный эстетическ хар-р. Книга восприним-ся не только с точки зрен содержания, но как худож ценность. Расшир-ся круг произв, волнующих школьника. Любимыми книгами стан-ся те, где раскрываются чувства, переживан героев, школьн сопоставл себя с героем. В этом есть и негативн особенность: школьн оценив произв в завис от того, насколько оно совпад с его личн переживаниями, т.е субъективное отношен к лит-ре. Т.е воспитан читательских качеств должно включать формирован теоретико-литературн знаний и объективных критериев подхода к произведен. Уже понимают художестаенную условность. Старшеклассники (юношеский период). В этот период происх духовный и физическ расцвет чел-ка. Особенно интенсивно формир-ся мировоззрение, складывается система взглядов, убеждений. Чтение для многих станов-ся устойчивой потребностью. Старшеклассников уже не удовлетвор острый сюжет без глубокой мысли, его привлекает серьезная лит-ра. Эмоциональн переживан в старшем школьн возрасте немного ослабевают. Особенно интенсивно идет развитие абстрактного мышления. При анализе произв часто у них возник потребность обобщить свой жизненный опыт, авторский замысел отодвигается на второй план. Они более сдержанны в проявлении эмоций. Внутренняя близость к герою-критерий оченки.
Три уровня читат развития: 1) низкий (констатирующий, наивно-реалистический), 2) средний (анализирующий), 3) высокий (идейно-худож, целостный, оценка произвед в единстве формы и содержания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|