Развитие читательского интереса
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В наст время заметно сниж интерес к чтению худож лит. Оно замен телевиз, комп. Преподав лит приходится в услов чтен массовой лит, развлекат искусства и легкого чтения. Перед учителем стоит нелегкая задача-привить любовь к чтению. Чтобы книга восприним как необходим элемент жизни-она должна жить в доме и в школе, быть востребована взрослыми. Поэтому уроки лит сегодня играют особо важную роль. Если школа не научит понимать худож произвед, обращаться к ним, то после школы желания обратиться к худож произвед не будет. Нужно развивать интерес шк к чтению. В широком смысле интерес отождествляется с направленностью личности, когда внимание сосредотачивается на определенном объекте. В более узкой трактовке интерес рассматривается, как мотив, познавательное отношение, эмоционально выраженная потребность. Читательский интерес – избирательное отношение личности к художественной литературе как к искусству слова. Существует 3 уровня чит интереса: низкий, средний, высокий. Показатели сформированности чит интереса: 1) познавательная активность, 2) самостоятельное мышление, 3) сформированность чит умений. Приемы развития чит интереса: 1. «дамоклов меч» - не прочитал, получишь плохую отметку 2. учёт и контроль – заранее даются списки лит-ры 3. выразительное чтение 4. комментированное чтение (истолкование произведения в процессе его чтения вслух)-не только помогает истолковать произвед, но и активизир чит интер путем открытий для ученика с пом комментария (историч, бытовой, литературоведческ, лингвистическ). 5. создание эмоциональной атмосферы (использов других видов искусства-музыка, кино, иллюстрации). 6. поиск в тексте лично значимого смысла для школьника
7. привлечение внимания к ярким, заметным и не очень заметным, но ведущем деталям в тексте 8. раскрытие особенностей творч манеры писателя 9. организация дискуссии (? проблемного характера) 10. придумать интересные творческие задания 11. создание литературной атмосферы в школе и классе (широко использ внеклас формы) 12. создание ситуации успеха для каждого ученика (учить не укоряя, адекватно оценивать учебн достиж школьн, ожидание радости от предстоящ успеха-это источник движения вперед).
Современный урок литературы Урок – осн звено в лит образован и воспитании учащ; форма обучения, кот облад больш возможностями не только для усвоения знаний по предмету, но и для воспитан и развития личности ученика. В наст время к совр уроку лит-ры предъявл-ся оч высок требован: - урок лит-ры многофункционален – взаимосвязь образоват, воспитат, развивающ задач. - Урок им творч хар-р: требует тв-ва читателей и тв-ва учителя в процессе провед урока. - Урок должен быть содержательным и логически выстроенным. - Урок должен быть целостным, достигается взаимосвязанностью всех компонентов ур. - Неповторимость урока определ-ся содержанием изучаемого материала и методическим тв-вом учителя (ур по одной теме может пройти по-разн в разн кл). - Изучен худ текста определ эстетическ хар-р урока. - Урок лит-ры призван АПД школьников, формировать интерес к изучению лит произв. - Необход учит возрастн и инд особенности школьн, соблюдать принцип доступности, постепенного усложнения материала. И поэтому есть возможность диффиренцир обучен. Основные компоненты ур: 1) тема (формулир кратко, четко, понятно для учащ) 2) цель (сверхзадача урока, представлен об идеальн результ раб, триедина: образоват (чтобы сформулир ее, нужно отв на? чему учить? Что раскрывать в произв?); развивающ (развивать умения, связан с восприятием текста; аналитическ умен; умен, связ с оценкой, анализом – брать конкретное умение); воспитат (в связи с воспитат потенциалом темы)
3) содержание (отбор мат, его интерпрет в соотв с особ произв, классом, целями урока) 4) структура (построение урока, его компоненты, всегда гибкая) 5) формы организ ПД учен (индивидуальная, групповая, коллективная/фронтальная) 6) методы и приемы обучен (творч чтен, репродукт, эвристич, исслед + приемы кадж мет) Так как уроки литературы имеют свою специфику, то общепринятая классификация уроков, используем для РЯ (ур нов знан, ур закрепл, ур формир ЗУН, ур повтор, ур контроля, комбинир ур) НЕ ПРИЕМЛЕМЫ!!! Нет общепринятой классификац уроков лит-ры. 1. Голубков (от этапов изуч лит): чтение произв-вступ зан; анализ; обобщение-закл зан. 2. От рода и жанра произведения (урок по изучению лирики, драмы, эпоса). 3. Способ провед, форма подачи мат (урок-лекция, беседа, экскурсия, диспут, викторина, самостоятельная работа и др). 4. По дидактич цели (обуч сочин, выразит чтен, обучен словесн творч и др). 5. Кудряшев (от специф предм): урок изучен худ произв; теории и истории лит-ры; уроки развития речи. В современ практике 1, 2, 3, 4 классификации сочетаются. Т.о. учитель учитывает этап узучен произвед (вступит, анализ, заключит), род и жанр произв (эпос-мал, ср, боль форма, лир, драма), способ провед урока и дидактическую цель. Например: Заключительное занятие по эпическому произведению большой формы (лекция учителя с элементами эвристической беседы) или Анализ драматического произведения (аналитическая беседа) или Восприятие лирических произведения (обучение выразительному чтению). Модель урока – вариант взаимодействия основных компонентов урока (или возможный вариант урока). Моделирование всегда зависит от: темы, цели, содержания, типа, структуры урока, его места в системе других уроков, методов и приемов, формы организ ПД, возраста и различ учен (1 тема по разн в 2-х кл), системы раб учит в классе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|