Концепция учебной деятельности и практики школы
<...> Результаты этих исследований оказывают определенное
стимулирующее влияние на практику школы. Могут быть наме-
чены, по крайней мере, следующие линии этого влияния.
1. Экспериментальное подтверждение значительных познава-
тельных резервов учащихся начальной школы (наряду с экспери-
ментальными данными Л. В. Занкова) является одним из оснований
обновления и теоретического усложнения программ для начальной
школы.
2. Разработка основ психологии учебной деятельности, психо-
логических требований к учебному предмету позволила создать
новые оригинальные курсы по нескольким учебным предметам для
начальной и средней школы (по математике, русскому языку, ли-
тературе, биологии, физике, изобразительному искусству, музыке).
В ходе многолетней экспериментальной проверки этих курсов
накоплены данные, свидетельствующие о возможности более
качественного усвоения школьниками предлагаемого им учебного
материала, а также о возможности значительной экономии време-
ни за счет иного, чем принято, способа расположения материала в
программах.
3. Экспериментальное изучение отдельных компонентов учеб-
ной деятельности (принятия учебной задачи, учебных действий,
контроля и оценки) позволило выделить критерии и показатели
уровней их сформированности у школьников. Они могут быть
использованы методистом, учителем при построении методики
самостоятельной работы, при формировании приемов самостоя-
тельной учебной деятельности и самообразования школьников [14].
После дополнительной систематизации они смогут применяться;
также для диагностики отдельных сторон учебной деятельности •''
учащихся, при подготовке методических разработок для учителей и
пособий для школьных психологов.
4. Проведенные предварительные обследования доступности
учебного материала для школьников позволяют считать полноцен-
ное формирование учебной деятельности одним из возможных
путей преодоления перегрузок учащихся, одним из способов повы-
шения субъективной доступности для них материала школьных
программ. Намечена разработка конкретных рекомендаций школе
в этом направлении.
5. Обобщенные характеристики сформированности учебной
деятельности школьников и ее психологических новообразований
могут стать некоторыми качественными показателями интеграль-
ной оценки эффективности учебного процесса в практике школы
[12], применяться при подготовке пособий для руководящих работ-
ников и инспекторов школы.
р цс."о?л а ходе исследованы учебной деятечьности использу-
ются качественные показатели эффективности труда учителя и
школьников:
а) Уровни выполнения школьниками отдельных компонентов
учебной деятельности (учебной задачи: понимание задачи учителя,
принятие ее „для себя", самостоятельная постановка учебной за-
дачи, постановка системы задач; учебных действий: способы выде-
ления всеобщих отношений в учебном материале и их конкретиза-
ции, записываниэ этих отношений в виде разных графических и
знаковых моделей; контроля и оценки: виды самоконтроля школь-
ников - прогнозирующий - до начала работы, пошаговый - по ходу
работы, итоговый - после завершения работы; виды самооценки -
адекватная и неадекватная, глобальная и дифференцированная,
прогнозирующая, итоговая и т. д.). Наряду с развернутостью каж-
дого компонента учебной деятелвности можно фиксировать само-
стоятельность обращения ученика к его выполнению, умению
школьника перейти от одного компонента к другому.
Все названные характеристики компонентов учебной деятель-
ности могут быть прослежены в их возрастной динамике от I до
Х класса.
б) Уровни сформированности активной позиции школьника в
учебном труде, зрелости школьника как субъекта осуществляемых
им видов деятельности, субъекта взаимодействия с другим челове-
ком в ходе совместной работы, субъекта своей мотивационной
сферы и др.
в) Уровни сформированности отдельных сторон мотивации -
качественные характеристики мотивов, целей, эмоций школьников,
особенности смысла и значимости учебной деятельности для
школьников и т.д.
Показатели сформированности учебной деятельности и лич-
ностных особенностей учащихся в ходе ее выполнения ложатся в
основу разрабатываемых нами критериев обучеиности школьни-
ков.
Результаты исследований формирования учебной деятельности
и его возрастных особенностей донесены до учителя массовой
школы в ряде брошюр серии „Знание", цикле методических реко-
мендаций для институтов усовершенствования учителей и т. д.
17-593
8. Некоторые перспективы дальнейшего изучения
учебной деятельности
1. Необходимо продолжить экспериментальное изучение струк-
туры учебной деятельности, ее связей с психологическим разви-
тием школьника.
2. Нужно развернуть исследование путей и условий формиро-
вания учебной деятельности школьника в разные возрастные
периоды.
3. Важна разработка теории формирующего эксперимента и его
реализации.
4. Целесообразны накопление и апробация конкретных мето-
дик, предназначенных для определения уровней сформированности
учебной деятельности, ее компонентов, а также ее психологиче-
ских новообразований.
5. Необходимо создать исследовательскую программу, направ-
ленную на развернутое изучение связей формирования учебной
деятельности и ее психологических новообразований с всесторон-
ним развитием личности школьника.
6. Чрезвычайно актуально использование различных форм и
средств внедрения результатов исследований учебной деятель-
ности в широкую практику системы народного образования в
СССР.
ки //Под ред. В. В. Давыдова. М„ 1969.288 с.
17. Психологические проблемы учебной деятельности школьника/Под ред.
В. В. Давыдова. М„ 1977.310 о.
18. Рвпкин В. В. О понятии учебной деятельнооти//Веотн. Харьк. ун-та. 1976.
N'132. Вып.8. С. 6-10.
19. РепкшВ.В. Строение учебной деятельности//Там же. С. 10-16.
20. Репкин В. В. Формирование учебной деятельности как психологическая про-
блема/УВеотн. Харьк. ун-та. 1977. № 166. С. 32-38.
21. Эльконин Л Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте (в наот. об. см. стр. 79).
22. ЭльконшД.Б. Опыт психологического изучения в экспериментальном
классе//Вопр. психологии. 1960. № 6. С. 29-40.
23. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. С. 64.
24. Эльконин Д. 5. Психологические вопросы формирования учебной деятель-
ности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания.
Киев.1961. С. 12-13.
26. Юдин Э. Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет науч-
ного изучения // Вопр. психологии. 1976. № 6. С. 66-78.
ЛИТЕРАТУРА
'\.Выготский Л. С. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте//Вопр.психологии.1971.№ 4. С 14-23.
2. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)/Под ред.
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М., 1966.442 с.
3. Гальперин П. Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории поэтапного
формирования умственных действий // Вести. Моск. ун-та. 1979. № 4. С. 54-63.
4. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 423 с.
5. Давыдов В. В. Категория деятельности психического отражения в теории
А. Н. Леонтьева//Вести. Моск. ун-та. 1979. N' 4. С. 25-41.
6. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии
на современном этапе развития образования//Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 3-15.
Т.Давыдов В. 5. Психическое развитие в младшем школьном возрасте//Возраст-
ная и педагогическая психология. М., 1973. С. 66-97.
S. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте//Прин-
цип развития в психологии. М., 1978. С. 295-316.
9. Давыдов В. В., Эльконин Д. В., Маркова К. К. Основные вопросы современ-
ной психологии детей младшего школьного возраста//Проблемы общей, возрастной
и педагогической психологии. М., 1978. С. 180-206.
Ю.Деонгьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.304 с.
11.Леонгьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.575 с.
12.MapKoeaA.JC. Психологические критерии эффективности учебного процес-
са//Вопр. психологии. 1977. N" 4. С. 40-51.
13. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школь-
ников/УВопр. психологии. 1980. № 5. С. 47-59.
14. Маркова А. К. Самообразование школьников//Вопр. психологии. 1980. № 3.
С. 149-164.
15. Психология обучения и воспитания (Вопросы организации формирующего
эксперимента)/Под ред. В. В. Давыдова и А. К. Марковой. М„ 1978.42 с.
16. Психологические возможности младших школьников в усвоении математи-
Воспользуйтесь поиском по сайту: