Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие биографические справки




Лев Семенович Выготский (1896-1934) - выдающийся совет-
ский психолог, занимающий исключительное место в истории
советской психологии, заложил те основы, которые стали исход-
ными для ее дальнейшего развития и во многом определили ее
современное состояние. Автор многочисленных работ по общей,
детской, педагогической и патологической психологии. Окончил
ис10ри«о-философС1<ий факультет МГУ и одноьремсинй Универси-
тет шанявского в 1917 г. Начал научно-педагогическую деятель-
ность в Гомеле. В 1924 г. приглашен в Москву. Работал в институте
психологии, в Академии коммунистического воспитания им. Н. К.
Крупской, во 2-м МГУ.

Л. С. Выготскому наряду с другими крупнейшими советскими
учеными (в первую очередь С. Л. Рубинштейном) принадлежит
заслуга разработки принципиальных основ марксистской психоло-
гии, опирающейся на теорию диалектического и исторического
материализма. Исходя из материалистического понимания явле-
ний психики, Выготский разработал систему оригинальных теоре-
тико-методологических воззрений, оказавшуюся Б-сьта.юнст-
руктизной и составившую фундамент сббДоГ.гихологи^&сксй тьэрмн
деятельности.

Хотя Л. С. Выготский проработал в области психологии всего
около 10 лет, можно сказать, что "нет проблемы этой науки, которой
он ни занимался. Об этом свидетельствует неполный перечень его
основных трудов:

Исторический смысл психологического кризиса (работа напи-
сана в 1927 г.); Мышление и речь (опубликована в 1934 г.); Лекции
по психологии (прочитаны в марте-апреле 1932 г. в Ленинградском
педагогическом институте); „История развития высших психиче-
ских функций" (работа написана а 1931 г.); „Вопросы детской
(возрастной) психологии" (1932-1934), многочисленные работы по
вопросам дефектологии. „Орудие и знак в развитии ребенка" (труд
написан в 1930 г.), „Учение об эмоциях" (работа написана прибли-
зительно в 1931-1933 гг.); „К вопросу о психологии творчества
актера" (статья написана в 1932 г.) и т. д.

Александр Романович Лурия (1902-1977)-профессор, доктор
педагогических наук (по психологии), доктор медицинских наук,
действительный член АПН СССР, выдающийся советский психолог,
основоположник нового направления в психологии - нейропсихо-
логии.

Окончил факультет общественных наук Казанского универси-
тета в 1921 г. С этого года он начал работать в области экспери-
ментальной психологии. Его первые исследования были посвяще-
ны проблемам прикладной психологии- психофизиологии труда. В
1923 г. переезжает в Москву и становится сотрудником Института

психологии: в этот период он занимался изучением аффективных
состояний человека. Результаты этих исследований вошли в содер-
жание его первой докторской диссертации. Психофизиология
аффективных процессов", защищенной в 1936 г. В 20-е годы А. Р.
Лурия вместе с Л. С. Выготским и рядом других советских психо-
логов (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконик и др.) начинает разработку
теории культурно-исторического развития психических процессов.
В эти же годы А. Р. Лурия занимался изучением роли наследствен-
ных и средовых факторов в психическом развитии ребенка (см.:

Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у
ребенка. М., 1956). В 1930-1931 гг. А. Р. Лурия - первый из совет-
ских психологов - предпринял сравнительное изучение влияния
культурно-исторической среды на развитие психических процес-
сов.

С 1926 г. А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским начал прово-
дить исследования в неврологической клинике. Эти первые иссле-
дования были посвящены изучению нарушений психических про-
цессов у больных паркинсонизмом и афазией и положили начало
новому направлению в психологии-нейропсихологии. С 1937 по
1941 г. А. Р. Лурия работал в Институте нейрохирургии АМН СССР,
продолжая изучать главным образом различные проблемы афазио-
логии. В этот период закончил 1-й Московский медицинский инсти-
тут (в 1936 г.). В 1942 г. защитил вторую докторскую диссертацию,
посвященную проблемам афазии. В годы Великой Отечественной
войны А. Р. Лурия был научным руководителем восстановительно
го госпиталя (на Урале). В начале 50-х годов А. Р. Лурия вновь
обращается к изучению психических процессов у детей и особенно
к формированию у детей регулирующей функции речи. В 1957- 1958
гг. А. Р. Лурия возвращается к нейропсихологической тематике, и
до конца жизни нейропсихология становится основной сферой его
научных интересов.

С 1966 по 1977 г. А. Р. Лурия возглавлял кафедру нейропсихо-
логии и психофизиологии, позже - нейро-и патопсихологии факуль-
тета психологии МГУ. Он автор более 300 работ, в том числе 30
книг.

Основные сочинения: Этюды по истории поведения (совм. с
Л.С.Выготским). М., 1930; Травматическая афазия. М., 1947;-8ос-
становление функций мозга после воэнной травмы. М., 1948;

Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномаль-
ного ребенка (отв. ред.). М., Т. I. 1963; Т. II. 1970; Лобные доли и
регуляция психических процессов/Под ред. А. Р. Лурия, и
Е. Д. Хомской). М., 1966; Нейропсихологический анализ решения
задач (совм. с Л. С. Цветковой). М., 196Р; Высшие психические
функции человека и их нарушения при локальных поражениях
мозга. М., 1969; Основы нейропсихологии. М., 1973; Основные про-
блемы кейролигкнгвистики. М., 1975; Язык и сознание. М., 1979.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979)-выдающийся
советский ученый, академик АПН СССР, лауреат Ленинской пре-
мии, доктор психологических наук, профессор.

По окончании в 1924 г. отделения общественных наук Москов-


ского университета работал в Институте психологии и в академии
коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской в Москве.
Магистральное направление его научных исследований определи-
лось, когда во второй половине 20-х г. он сблизился с Л. С. Выгот-
ским и вместе с ним и А. Р. Лурия приступил к разработке теории
общественно-исторического происхождения высших, специфически
человеческих психических функций. К этому времени относится
ег" исследование произвольной памяти и произвольного внимания,
опубликованное в книге „Развитие памяти" в 1931 г. В 30-х г.
(одновременно с С. Л. Рубинштейном и независимо от него)
А.Н.Леонтьвв приступил к газработке важнейшей для марксист-
ской психзлогяи г^облемы материальной, чувственно-предметной
деятельности как основного источника происхождения и развития
психических процессов и свойств человека. Уже в начале 30-х г.
в Харькове а. Н. Леонтьев предпринимает совместно с группой мо-
лодых ученых (Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец,
П- И. Зинченко и др.) новый цикл теоретических и эксперименталь-
ных исследований, посвященных изучению структуры и генезиса
человеческой деятельности, прежде всего практической, и ее роли
в формировании различных психических процессов на различных
ступенях онтогенетического развития. В 1934-1940 гг. А. Н. Леон-
тьев выполнял экспериментальные исследования генезиса чувст-
вительности у человека, представленные в его докторской диссер-
тации „Развитие психики". В 1942-1945 гг. А. Н. Леонтьев возгла-
вил научную работу Опытного восстановительного госпиталя. С
1944 по 1950 г. заведовал отделом детской психологии Института
психологии АПН РСФСР в Москве, с 1945 - зав. кафедрой психоло-
гии философского факультета, а с 1966 г. - декан и зав. кафедрой
общей психологии психологического факультета МГУ. В разрабо-
танной А. Н. Леонтьевым концепции деятельности получили осве-
щение прежде всего наиболее принципиальные и фундаментальные
теоретические и методологические проблемы психологии.

Основные сочинения: Восстановление движений (совместно с
А. В. Запорожцем). М., 1945; Проблемы развития психики (первое
издание опубликовано в 1959 г. и удостоено Ленинской премии
1963 г.); Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 (за эту работу
А. Н. Леонтьев был удостоен Ломоносовской премии первой сте-
пени).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...