Проблема соотношения обучения отношении .обучения (воспитания) и яз центральных.
РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ и развития. Вопрос о со-развнтия является одним БЗ В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения. Одна из них (ее поддерживают психологи женевского направления: Ж. Пиаже, С. Инельдер и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно. Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способах использования их, обучают ребенка. Обучение—это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми и т. д. Уровень актуального и зона ближайшего развития. Большой вклад в разработку вопроса о взаимосвязи обучения и развития внес Л. С. Выготский, подчеркнувший ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считавший их решающей силой развития. Принципиально важным явилось положение Л. С. Выготского о том, что обучение должно «забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития»'. Интересной и значимой для практики управления развитием явилась идея; Л. С. Выготского о двух уровнях развития детей: уровне актуального развития, характеризующем наличные особенности психических функций ребенка и сложившемся на сегодняшний день, и зоне ближайшего развития.
Л. С. Выготский писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития... Таким образом, зона ближайшего развития поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития... Таким образом, состояние умственного развития ребенка может быть определено по меньшей мере с помощью выяснения двух его уровней — уровня актуального развития и зоны ближайшего развития»2. Выдвинув это положение, Л. С. Выготский подчеркнул, что при обучении и воспитании, с одной стороны, нельзя предъявлять ребенку непосильных требований, не соответствующих * Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте.—Избранные психологические исследования. М, 1956, с. 449. 2 Там же, с. 447—448. уровню его актуального развития и ближайшим возможностям. Но в то же время, зная то, что ребенок сегодня может выпол-яить с помощью взрослого, наводящих вопросов с его стороны, примеров, показа, а завтра—самостоятельно, учитель может целенаправленно совершенствовать развитие детей в соответствии с требованиями общества. Это положение Л. С. Выготского нашло широкое отражение в психолого-педагогической науке. В идеях А. С. Макаренко о «перспективных линиях» также были заложены основы развивающего воспитания. А. С. Макаренко всей своей жизнью и деятельностью доказал необходимость «проектирования» нравственных качеств подрастающего советского гражданина и развития их в процессе специально организованной коллективной деятельности. Роль обучения в умственном развитии раскрыта во многих исследованиях советских ученых (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. А. Менчинская, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин н др.).
Исходя из требований общества о необходимости повышения умственного развития н связанной с этим перестройки всех остальных познавательных процессов, ученые выдвинули проблему повышения теоретического уровня обучения, ориентировку его на зону ближайшего развития школьников. Это дало положительные результаты при обучении учащихся по ныне действующей программе начальных классов, где введено значительное количество теоретического материала, требующего развития абстрактного мышления. Обучение организовано так, что и его содержание и методы являются развивающими. Работа ученых в этом направлении ведется и по другим периодам дошкольного и школьного детства. | 1. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ Принципы возрастной периодизации. В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании развивающейся личности. При этом советские психологи опираются на положение Л. С. Выготского о том, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития. Как указывалось выше, развитие ребенка—это присвоение им исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности н общения. Исходя из этого выделяются два основных принципа в подходе к развитию ребенка: принцип историзма и принцип разлития в деятельности. Эти принципы были выдвинуты и раскрыты советскими психологами 71. С. Выготским, П. П. Блон- 5? скнм, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др. Раскрывая сущность принципа историзма, Л. С. Выготский подчеркивал конкретно-историческую природу детства я его периодов. Периодизация детства и содержание каждого периода зависят от конкретно-исторических условий жнзнв • социальной обстановки, которые через воспитание и обучение, организованное обществом, влияют на развитие ребенка. Всякие изменения в общественной жизни, связанные с тех1 ническим и культурным прогрессом, изменяют и образовательно-воспитательный уровень работы в дошкольных учреждениях, и систему обучения подрастающего поколения в школе. Таким образом, изменения, происходящие в жизни общества, влияют на развитие детей, ускоряя его, и соответственно изменяют возрастные границы. Так, в связи с тем что пснхо-лого-педагогическая наука и практика обучения и воспитания вскрыла возросшие умственные и физические возможности ре-^бенка, стало возможнь м обучение детей с семилетнего возраста.
Дальнейший прогресс в развитии нашего общества поэво-лил выявить новые возможности детей младшего школьного • возраста. В настоящее время XXVI съездом КПСС выдвинута новая задача — решить проблему обучения детей в школе с 6 лет. Таким образом, возросшая культура общества привела к изменению возрастных границ дошкольного и школьного дегства. Принцип деятельностного подхода к развитию психики глубоко разработан в трудах А. Н. Леонтьева. Сущность этого принципа заключается ч том, что личностью не рождаются, ею становятся. Ребенок рождается лишь индивидом, он имеет лишь биологические предпосылки стать личностью. И только в совместной деятельности с другими людьми он развивается как личнооь. Исходя из двух вышеизложенных принципов, советские психологи раскрывают качественное своеобразие каждого периода развития ребенка на основе таких 'понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность. Социальная ситуация развития, как' пишет Л. И. Божович, была определена Л. С. Выготским как «то особое сочетание внутренних процессов развития и. внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа я обус" ловливают и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу»'. | Божович Л. И, Личность • ее формирование • хетском возрасте. М, 1968, с. 152. Понятие ведущей деятельности раскрыто в трудах'А. Н Леонтьева. Каждому возрастному периоду, подчеркивает А Н. Лепн-тьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие н формирование всех черт личности ре бенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельное!н происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развишя
А Н. Леонтьев показывает, что именно в процессе ведущей деятельности ребенка возникают новые отношения с социальной средой, новый тип- •знании и способы их по.1)^еиня, чго изменяет позипватёльную сферу н психологическую сгруктуру личности. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возрасти качссг-венны/с особенностей, н.ш, как их наэывлют, новообразований возраста, а переход от одной ведущей дсяге.чьнос-ти к другой знаменует собой смену возрастного периода С учетом выделенных критериев, а также исторически сло-жившенсл спермы воспитания детей в практике советской педагогической науки широко принята следующая периодизация возрастов: Мпаденческнп ьозраст — 0—1 гсп,мини Ранний возр.-кг — 1—2 гота лшчн Дошксльпый возраст - 3—б чет Младший школьным возр.к-т — 7—10 лет Средний школьный inn подростковый ьозиаст — 11—14 лет Старший школьный возраст, или ранняя юность — 15—18 лет Механизмы психического развития. Переход от одно!о периода •к другому осуществлйсгся по диалектическому принципу развития, а именно: в процессе эполюциоиного развития возникают и иакаплнваючся противоречия, киторые приводят к скачку, к появлению, нового периода, причем каждый последующий период предполагает более высокий уровень развития, чем предыдущий. Прошворечпя (как уже говорилось в '§ I) возникают между новыми потребностями и старыми возможностями их удовлетворения. . Педагогу необходимо знать, что переход от одного периода развития к другому может протекать литически (спокойно) и критически (с кризисами). Кризис мqжcт возникать на разных этапах развития. Наиболее ярко проявляются кризисы новорожденности. трех лет и кризис при переходе к подростковому возрасту. «Кризис новорожденного, — пишет Л. Перну,—начинается с тяжелых минут... Подталкиваемый силой, равной давлению в 20 кг, он (ребенок — авт.) был выброшен из теплой водной среды с температурой 37°С, где, подобно космонавту, нребы- вал в состоянии невесомости, в холодную среду с температурой воздуха около 20 °С, где к тому же надо дышать»'. Советские психологи так характеризуют кризис новорож-депчости: «...периодизацию становления личности в онтогенезе мы начинаем с самого начала человеческой жизни, с кризиса новорожденностн, с величайшего страдания (ребенка.— Е. Г.. Т. М.)... Это самый настоящий и самый первый кризис, подлинный скачок в развитии, резкое изменение ситуации развития, переход с биологического типа развития к социальному»*.
Эти же авторы так описывают течение кризиса трех лет: «От двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей «самости», осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности: «Я сам»3. Потребность в утверждении своей самостоятельности может приводить ребенка к целому ряду конфликтов. Иногда конфликт возникает потому, что ребенок хочет получить в своем утверждении помощь от взрослых, а иногда, наоборот, старается противопоставить себя им. Кризис при переходе к подростковому возрасту возникает как результат качественной перестройки личности подростка, когда появляется потребность по взрослости. При учете взрослыми новых чогрсбностей ребенка и соответствующей помощи по формированию возможностей нх удовлетворения кризисов можно избежать, обеспечив бескризисное, литическое развитие личности. Педагогу следует также знать, что в каждом возрасте существуют оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1—3 года жизни) является благоприятным, или, как называют в психологии, сснзитивным. для развития речи ребенка. Младший школьный возраст—благоприятен для развития учебных навыков и т. д. Это связано с определенной готовностью психофизиологического аппарата для развития именно этой психической функции. Характеристика возрастных периодов в трудах Д. Б. Эль-конина. С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют работы Д. Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л. С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел ' Перчу Л. Маленький мяр вашего ребенка. — Болгарская женщина, 1978, № 18, с. 24. * Моргун В. Ф„ Ткачева Н. Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. М., 1981, с. 45. ' Там же, с. 49. к выводу «об исторически возникшем расщеплении единого процесса усвоения общественного опыта на две взаимосвязанные стороны—усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-технической стороны деятельности». Оказывается, что в пределах одной ведущей деятельности и соответственно определенного возраспюго периода имеются свои типы деятельности и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время активность ребенка направлена на действия с предметами н объектами окружающей действителыюсгн, на нх познание. Этой активности соответствует прсдметно-манипуллтивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Раз-, вивается личностная сфера. Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если п младшем дошкольном возрасте в процессе игры ребенок больше внимания уделяет по-знанню вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр он поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности. Вот как выглядит периодизация Д. В. Эльконина в целом (см. также таблицу). 1. Младенческий возраст— 0—1 год. Ведущий вид деятельности— непосредственное эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятнвные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышеч-ио-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми н определенное эмоциональное отношение к ним. «В своей основе,—подчеркивает Д. Б. Элькони",—потребность субъекта в общении с другим человеком е^ть потреб;-ность в оценке, которую субъект от него получает и которую еам ему дает»'. 2. Раннее детство— 1—3 года. Ведущая деятельность— предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления. 3. Дошкольный возраст— 3—7 лет. Ведущая деятель- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития • nu «nin»(~r» - - Rnnn пгмтплпгнн 1971. JA 4. е, 9. детском возрасте.--Вопр. психологии, 1971, № 4, с. 9. Б9 ность— ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундачснтальнымн смыслами человеческой дсятельнгсш». Здесь же формнруюгся такие новообразования, как стремление к общественно значимой ч общественно-оцениваемой деятельности, что хараюернзует готовность ребенка к начальному обучению. •< Младший шко.нный возраст—7— II лет. Ведущая деятельность— учение В процессе учения формируется намять, усваиваются знлння о предметах и явлениях внешнего миран чслоасчсскнх отношении Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлении, внутренний план Осй-ааия, рефлексия. 5. Подростковый возраст— 11—15 лет. Ведущая деятельность— общение в системе общественно полезной деятельности (учсбноч, общественно-организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружаю-1цим людчм, стремление к «взрослости» и самостоятельности ц умение подчиняться нормам коллективной жизни. 6. Старший школьный возраст— 15—17 лет. Ведущая деятельность— учебно-.профксчональная, в процессе которой формируются такие нозообразопання, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы. Данная классифнклцня позволяет раскрыть механизм смены возрастных периодов, исходя из диалектнко-материалнсги-ческого положения о движущих силах развития как борьбы пр01ивоположиостей между новыми потребностями и старым» возможностями их удовлетворения. Механизм смены периодов, как показывает Д. Б. Эльконпн, заключается в изменении соответствия между уровнем развития oi ношении с окружающими и уровнем развития знаний, способов действия. Например, взаимодействие уровня развития познавательной сферы младшего школьника и овладение новыми действиями приводит к появлению у подростка потребности в изменении содержания ч способов отношений с окружающими п к необходимости со стороны взрослых изменить отношение к подростку.., Вопросы и задяни* 1. Раскроите сущность диалектико-натерналистического учения о дви-жушит силах псичнчсского развития. 2. Охарактеризуйте биологически» фактор и его роль в развитии психики ребенка. 3. Какова роль социальной среды в развитии личности ребенка? 4. Что гакое свнутренияя позиция» ребенка я какова ее роль в развитии психики? 5. РаскроЛте основные положения учения Л. С. Выготского о зонах развития, а также взгляды советских психологов на соотношение обучения и развития.
В. Каковы основные принципы возрастной периодизации м их суш-яость» 7. Осветите основные положения возрастной периодизации Д. В. Эль- КОН HI«. 8. На основе наблюдений во время посещения школы или в процессе педагогической деятельности проанализируйте: сформированы ли новообразования возраста у учащихся класса. Если сформированы не в достаточно!! мере, то какие причины задерживают по* явление новообразований? Для развития каких психических особенностей сензитнвен возраст младшего школьника? Литература Ленин В. И. К вопросу о диалектике.—Полн. собр. соч., т. 29. Биологическое н социальное в развитии человека. М., 1977. Выготский Л. С. Проблема обучения и умственного развития • школьниц возрасте. — Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 447—449. Гальперин П. Я.. Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. At., 1980. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972, гл. Ill, раздел «К теории развития психики ребенка». Элькочин Д. Б. К проблеме периодизации психическою разонтвя • детском возрасте. — Вопр. психологии, № 4, 1971, с. 6—20.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|