Резюме. Список литературы. 2. Акмеологическое понимание личности
Резюме Индивиды генотипически и фенотипически уникальны по совокупности свойств и сходны по отдельным свойствам. Индивидуальные сходства являются основанием для типологии индивидов. Темперамент задан биологически и конституционально и является надежным критерием типологии. В основе темперамента лежат энергетические возможности организма. Психологическими проявлениями темперамента является активность, эмоциональность и экстраверсия. Сочетания этих свойств характеризуют четыре классических типа темперамента. Темперамент подчиняется законам непрерывного наследования и поэтому в популяции представлен не только четырьмя классическими типами, но и всеми переходными формами. Список литературы Анастази Л. Дифференциальная психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. Купер К. Индивидуальные различия. М.: " Аспект Пресс", 2000 Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. ©Шехтер Е. Д., 2002
2. Акмеологическое понимание личности План 1. Психологический подход к личности. 2. Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности. 3. Соотношение идеала (вершины) развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности. Ключевые слова: личность в психологии, личность в акмеологии, субъект. - личность в психологии – устойчивый психический склад человека, динамическая структура составляющих " хочу" (потребности, мотивы), " могу" (способности), " я сам" (характер) и семантический интеграл притязаний, саморегуляции, удовлетворенности, индивидуальные особенности которого определяют способ ее самореализации в жизненном пути (стратегия жизни) в соответствии с высшими жизненными способностями (сознание, активность, организация времени) и системой жизненных отношений и деятельностей;
– личность в акмеологии – модель соотношения реальных особенностей, способностей, способов самореализации и уровня развития с возможным, совершенным, идеальным уровнем, который достигается личностью как субъектом, путем использования своих психических, личностных, профессиональных и жизненных ресурсов для решения различного рода задач (социальных и др. ) или через оказание ей акмеологических поддержки; – субъект – категория, имеющая общефилософское, методологическое и конкретно-научное значение: – философское – субъект – источник активности, обладающий способностью самодетерминации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования (Гегель, С. Л. Рубинштейн); – методологическое – субъект – оптимальный способ самоорганизации путем саморегуляции своих особенностей, способностей, интеграции любых составляющих и решения различного рода противоречий человеком (личностью, группой), ведущий к его совершенствованию (К. А. Абульханова); – конкретно-научное (дифференциальное) – субъект деятельности, субъект общения, субъект познания, каждому из которых присуща качественная специфика способов активности, организации и осуществления деятельности, общения, познания (Б. Г. Ананьев); личность как субъект жизненного пути – оптимальный ценностный способ его организации, регуляции и координации событий, поступков, отношений в избираемом личностью направлении и способ разрешения жизненных противоречий, ведущий к построению жизненной стратегии и совершенствованию личности.
Психологический подход к личности
Данный подход включает в себя методологические принципы: – Личностный принцип, согласно которому все психические процессы, состояния, способности представляют собой не изолированные функции, а в широком смысле способности личности, имеющие ее в своем основании. Например, не просто восприятие, память, мышление, а способность личности воспринимать мир (видеть, слышать и т. д. ), запоминать, думать о решении встающих перед ней жизненных задач. – Принцип развития, согласно которому личность развивается в следующих направлениях: а) возрастном; б) индивидуальном; в) социальном и социально-психологическом; г) культурно-историческом; д) духовно-нравственном; е) субъектном – как субъект деятельности, общения, жизненного пути; подразумевает, что личность проходит определенные, последовательно развертывающиеся во времени стадии, следующие одна за другой или отрицающие одна другую, на каждой из которых в личности возникают новые качества (новообразования) или она сама выступает в новом качестве, что дает ей возможность перейти на новый уровень развития. Деятельностный подход, согласно которому личность проявляется и развивается в деятельности; в отличие от поступательного и необратимого характера развития личности, декларируемого предыдущим принципом, в данном подходе одновременно выявляется и обратимость развития личности, результатом деятельности является не только ее продукт, но и сама личность. Впоследствии вариант деятельностного подхода был разработан А. Н. Леонтьевым применительно к внутреннему строению психики и сознания. - Принцип соотношения биологического, природного и социального, согласно которому: - или абсолютизируется одна из детерминант – осуществляется биологизация или социализация личности; - абсолютизация социальной детерминации личности – игнорирование ее генетических, врожденных особенностей, задатков и способностей, сведение ее социализации к адаптации, рассмотрение личности как tabula rasa, как единицы социума; - абсолютизация биологического начала человека – признание ведущей роли низших потребностей, инстинктов и т. д. и отрицание социального способа развития человека как личности;
- или рассматривается диалектическое соотношение природной и социальной детерминации в развитии личности (" опосредованное психологической наукой", Б. Ф. Ломов) – в каждом из гуманитарных и естественно-научных направлений пропорции той или иной детерминанты различны. - Принцип соотношения индивидуального и общественного, согласно которому: - или абсолютизируется одна из детерминант – при социологизации, личность рассматривается лишь как единица, " атом" общества, " совокупность общественных отношений" (К. Маркс); при абсолютизации индивидуального подчеркивается неповторимость, врожденность личностных особенностей; – или рассматривается их диалектическое соотношение: на разных этапах социализации имеет место индивидуализация (процесс индивидуализации/идентификации и интеграции личностных составляющих); – илирассматривается их единство – общество заинтересовано в развитии личности (Э. Эриксон); – или рассматривается их противоречие – общество находится в противоречии с индивидуальными инстинктами, влечениями (Супер-эго – Эго-Ид – З. Фрейд). – Принцип детерминизма, согласно которому: – внешнее преломляется через внутреннее; – личность активная, саморегулятивная, специфическая система, избирательно относящаяся к внешним воздействиям; – личность самовыражается, самореализуется в соответствии со своей индивидуальностью, способностью сознания, особенностями активности и т. д. в жизненном пути, в деятельности, в общении, строит жизненную стратегию. – Системный подход (" как методологический принцип в психологии", Б. Ф. Ломов), согласно которому личность рассматривается как: – иерархическая система; – саморегулирующая система; – самоорганизующаяся в соотношении с внешним миром (жизненным путем, деятельностью, другими людьми и т. д. ); – проективная система, т. е. не исчерпывающаяся ее данным, актуальным состоянием, а проявляющая свои потенциальные возможности и личностную перспективу (будущее, смысл жизни);
– вписанная в социальную систему и ее структуры, в зависимости от чего складывается соотношение социализации и индивидуализации (Б. Г. Ананьев); – система жизненных и ценностных отношений (В. Н. Мясищев). Теории личности в мировой психологии представлены различными авторскими концепциями, моделями, подходами, имеющими разные основания. В отечественной психологии личность определялась на основе: – установки; - отношений; - как интегральная индивидуальность; - как превращенная форма деятельности; - как триединство отношений к миру, другим людям, себе и единство мотивов, способностей и характера. Наряду с авторскими теориями существуют следующие направления изучения личности: - личность ребенка; - возрастная периодизация личности; - в деятельности, труде, профессиональном самоопределении; - в жизненном пути; - в норме и патологии; - типологический подход. - В зарубежной психологии концепции личности группируются по направлениям: - диспозициональное – теории личностных " черт"; - психодинамическое (психоаналитическое); - когнитивное; - социально-когнитивное; - аналитическое; - социально-психологическое; - эпигенетическое; - гуманистическое; - феноменологическое; - бихевиоральное. Можно выделить несколько ведущих оснований, по которым они различаются, – структурные модели личности, теории поэтапного развития личности, функциональные теории личности. Принципиальным отличием отечественной теорий личности от зарубежных является деятельностный подход. В ней преобладает четырехуровневая система изучения личности и наиболее разработан высший методологический уровень, охватывающий методологические принципы. Второй уровень представлен отечественными и зарубежными авторскими теориями. Теории личности среднего уровня построены на эмпирических или психосоциальных исследованиях и определяют личность в контексте конкретно-исторической эпохи, социальной (в том числе национальной) принадлежности, характера семьи (воспитания и отношения поколений), обучения и образования (с учетом возраста, пола и т. д. ). Теоретико-эмпирический уровень изучения личности в отечественной психологии преимущественно охватывает исследования отдельных личностных образований: способностей, оценок и самооценок, самосознания, мотивации. Интегрируя эти уровни и подходы и опуская специфику некоторых, можно сказать, что личность в психологии исследуется в качестве объекта и в качестве субъекта. Структурный подход (по-разному понимаемая авторами структура) или устойчивые, характерные черты личности отвечают способу изучения личности как объекта.
Даже возрастная периодизация, учитывая изменчивость и развитие личности, чаще строится без учета ее качественных изменений и развития, зависящих от нее самой. Динамический подход, преодолевая ограниченность структурного, в поисках " движущих сил" развития личности также не выявляет ее субъектность, поскольку движущими силами оказываются либо влечения, либо врожденная способность к самоактуализации, либо напряжение в поле. Индивидуально-биографический подход к личности решает принципиально важную задачу определения ее сущности в контексте времени-пространства жизненного пути. Однако попытка определить его периодизацию в безличных характеристиках (таких, как событие и т. д. ) также не раскрывает его изменений, его этапов, зависящих от личности. Сведение личности к структуре или выявление ее черт в равной мере ограничивает личность некоторым контуром, отделяющим ее от мира, в лучшем случае обнаруживая внутреннее строение (уровневое) и ортогональные связи. Парадигма классического фрейдистского подхода (стадии психосексуального развития) также не выдерживает критики, так как эти стадии распространяются на ограниченный временной отрезок развития личности, преимущественно этап становления личности, и не учитывается весь период развития и функционирования зрелой личности. Но сущность личности есть (конечно, зависящий и от ее структуры) способ ее функционирования, самовыражения, самореализации (объективации по Д. Н. Узнадзе) в жизни, деятельности, общении. Это способ связи внешнего и внутреннего, организации их взаимодействия или разрешения их противоречий, который определяется личностью, ее притязаниями, сознанием, ее проекцией в будущее. Последнее понимание и есть определение личности как субъекта (общения, познания, деятельности и жизненного пути), требующее каждый раз раскрытия его качественной определенности.
Соотношение акмеологического и психологического подходов к личности
Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако он рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку, разработанного Б. Г. Ананьевым и философской антропологии, предложенной С. Л. Рубинштейном (последняя есть философское учение о специфике бытия человека в мире).
Соотношение психологического и акмеологического подходов к личности
Личность (как предмет акмеологии и само понятие личности) определяется в континиуме других качеств человека как индивида, как субъекта, и как индивидуальности. (Хотя психология также оперировала этими понятиями, в силу разнобоя трактовок разных авторов их не удавалось выстроить в единой логической системе. ) Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Вторым – и в зарубежной, и в отечественной психологии развитие личности рассматривается преимущественно в определенных пределах, т. е. как развитие личности ребенка (в отечественной психологии это имело место в силу идеологических причин – минимизации роли личности в обществе, а поэтому отрицания необходимости изучения личности взрослого. В зарубежной психологии – в силу методологических причин – фрейдизм и целый ряд концепций под влиянием принципиального ограничения всего периода становления личности периодом детства). Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека. В силу этого он опирается на те психологические концепции личности, которые связывали и развитие, и самую сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути личности. В отечественной психологии – это теории жизненного пути С. Л. Рубинштейна и жизненного цикла Б. Г. Ананьева, в зарубежной – теория жизненного пути Ш. Бюлер (хотя она также, поддаваясь влиянию фрейдизма, акцентировала решающую роль детства в развитии личности), теория жизненного развития Э. Эриксона, выявившего важнейшие качественные новообразования каждого жизненного этапа (развития индивида, личности) и особенно подчеркнувшего роль и качество личностной зрелости (аналогично на этапах развития телесности, самости и т. д. останавливается Т. Г. Олпорт; более того, Олпорт в порядке альтернативы минимизирует прошлое, отдавая главенствующую роль будущему). В рамках феноменологического подхода " гештальт–терапия" также не абсолютизирует роль прошлого, поскольку на первый план выходит само переживание и процесс преодоления противоречий " здесь и теперь", что закрепляется как паттерн поведения в будущем. Аналогом акмеологического подхода к личности оказывается и теория К. Роджерса, поскольку он рассматривает индивида в его развитии и взаимодействии с реальностью, " руководствующегося" врожденными тенденциями организма к развитию своих возможностей, обеспечивающими его усложнение и сохранение. Сам Роджерс так формулирует гипотезу своего подхода: " Человек обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения " Я-концепции", целенаправленного поведения, а доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат благоприятных психологических установок". Таким образом, Эриксон, Олпорт, Роджерс и Перлз, оставаясь в рамках психологических теорий, разработали некоторые принципы, соответствующие сущности акмеологического подхода в личности. Отметим, что акмеология учитывает не только прогрессивные, потенциальные возможности при определении развития личности, но и его регрессивные варианты и выявляет (диагностирует) наличное состояние личности с целью его оптимизации самой личностью (или с помощью акмеологической поддержки). Если речь идет о разрыве наличного и идеального состояния, то с помощью критериев последнего строится схема уровней развития и диагносцируемое состояние личности относится к определенному уровню, чтобы можно было определить не только то, какие этапы, но и то, какие уровни развития она должна еще пройти и каковы средства осуществления этого движения по иерархии. Если, как отмечалось, в основном в психологии развитие рассматривалось как поступательные этапы, стадии, как носящее необратимый характер (за исключением формулы С. Л. Рубинштейна о развитии личности в деятельности), то в акмеологии имеет место совершенно другая временная характеристика (модель) развития, которая будет раскрыта ниже. Наконец, и это главное, если в психологии развитие и даже обучение и воспитание рассматриваются как совершенствование, то акмеология, отвечающая принципу оптимальности, изучает индивидуальные и личностные особенности под углом зрения оптимизации процессов развития, как продвижение личности к вершинам зрелости, как имеющее восходящий характер. Акмеология учитывает закономерности, выявленные психологией, чтобы развитие личности осуществлялось не стихийно-эмпирически, а целенаправленно, с учетом этих закономерностей. В этом акмеология сближается с педагогикой: она не просто исследует процессы развития, но как операциональный, оперативный тип знания включает практику развития и совершенствования личности в качестве центральной научной задачи. В ней разрабатывается целая совокупность рефлексивных, игровых, тренинговых практик, сочетающих обучение, научение и развитие личности. Но в отличие от педагогики, акмеология ставит своей целью не только и не столько получение личностью знаний, но совершенствование ее самой, ее мышления, способностей, навыков и умений (самого широкого профиля). В акмеологию включаются понятия психологической, духовной, профессиональной культуры, раскрывающие наиболее совершенные способы жизнедеятельности личности. Однако если в культурологии акцент преимущественно ставится на сущность культуры и ее влияние на общество, массы и отдельную личность, то акмеология вскрывает сами механизмы культурного развития личности. Однако принципиальным основанием сравнения психологического и акмеологического подходов к личности является категория субъекта. Как уже отмечалось, понятие личности в психологии определяется в контексте понятий " индивид", " индивидуальность", " субъект". Однако в силу различий трактовок разными авторами этот контекст не был представлен в системе. Следует напомнить, что в психологии понятие " индивид" употребляется в двух противоположных значениях: для обозначения природных, биологических, психофизиологических качеств человека и одновременно в его Марксовом понимании как общественного индивида. Эти два значения взаимно исключают друг друга, но по традиции марксистской психологии сохраняются во всех ранее написанных текстах. Для акмеологии адекватно понятие индивида в его природном и биологическом качестве (под биологическим качеством индивида имеется в виду организм, пол, возраст, здоровье и т. д. ) Понятие " индивидуальность" употребляется в психологии в трех разных значениях. Первое обозначает неповторимую сущность личности (уникальную, согласно Г. Олпорту), второе, напротив, мало существенные индивидуальные особенности (как раз не затрагивающие ее сущности). Третье значение, которое разделяли и Б. Г. Ананьев, и С. Л. Рубинштейн, связывает индивидуальность с высшим уровнем развития личности. В акмеологии в настоящее время точно определились понятия индивида и личности, но еще существует многозначность и связанные с нею дискуссии относительно понятий индивидуальности и субъекта. Последнее является не только понятием и даже не только категорией, а оказывается новой парадигмой, которая была сформулирована С. Л. Рубинштейном на основе принципа детерминизма в плане философско-методологическом и разработана в психологии как методологический принцип сначала применительно к предмету психологии, затем – применительно к личности. Суть этой парадигмы, более детально раскрываемая ниже, заключается в изменении самого способа познания человека. Изучаемая в качестве объекта, личность всегда конечна, представлена своими наличными данными, свойствами, " чертами", даже если рассматриваются ее изменения и развитие - они определяются психологом, т. е. извне, а не ею самой. Субъектный подход в самом общем и принципиальном виде утверждает, что детерминация поступков, деятельности, самой жизни осуществляется личностью. Субъектный подход к личности в настоящее время разработан в психологии как субъектно-деятельностный подход в противоположность безличному бессубъектному " деятельностному". Изменение способа познания, согласно новой парадигме, заключается в том, что исследование строится по принципу взаимодействия между исследуемой личностью и исследователем. Далее, при выдвижении гипотез об особенностях личности (если именно она рассматривается в качестве субъекта) всегда предполагается, что она проявит свои новые, на данном этапе не только не исследованные, но и ею самой не обнаруживаемые возможности, способности. Именно эта парадигма стала переходным мостом от психологии к акмеологии в трактовке личности, поскольку акмеология в полной мере реализует новый способ познания, при котором исследование соединяется с практикой взаимодействия с субъектом. Целым рядом психологов личность изначально (с рождения) считается субъектом. Между тем, на наш взгляд, качество субъекта - это качество, связанное со становлением, развитием и, более того, достижением личностью высшего уровня своего развития. Тогда занимает свое определенное место и поддерживаемое Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном понимание индивидуальности как высшего уровня развития личности. Личность как субъект достигает высшего уровня развития, который не имеет стандартного для всех людей значения (" порога" ), и высшего уровня своего развития, который " измеряется" возможностями ее индивидуальности. Для каждой личности высшим будет разный уровень. Однако одного этого уточнения для акмеологии как комплексной науки недостаточно: личность рассматривается ею в контексте жизненного, профессионального, духовного пути. Этот контекст не просто устанавливает свои " планки", согласно которым личность становится субъектом профессиональной деятельности или духовно-нравственным субъектом. Развиваясь и совершенствуясь не как " вещь в себе", а для умножения в конечном счете всего лучшего, созданного человечеством, касается ли это духовной или материальной культуры, личность не просто усваивает культуру, но и сама начинает развивать эту культуру, опираясь на высший уровень возможностей. И здесь она опять выступает как субъект нового качества и уровня.
Соотношение идеала " вершины" развития личности, ее реального состояния и способа совершенствования как акмеологическая модель личности
Предметом акмеологии является совершенствование личности в жизни, деятельности (профессии, общении), приводящее к максимальной самореализации личности и оптимальному способу осуществления – стратегичности жизни, высокому профессионализму, компетентному осуществлению деятельности в качестве субъекта. Совершенствование сущности личности достигается оптимальной интеграцией ее психологической, духовно-нравственной, профессиональной культуры, что обеспечивает оптимальность осуществления жизни, деятельности и высокий уровень достижений. Методологически специфика предмета акмеологии раскрывается на основе моделирования одновременно реальных и идеальных объектов. Модель носит целевой характер, поскольку должен быть осуществлен переход от реального, наличного к идеальному, желательному состоянию. Предмет акмеологии представляет собой сложную модель, выявляющую исходное состояние реального объекта (" оригинала", по терминологии Вартофского), способ его изменения и развития от " стартового" к идеальному, " вершинному" качеству. Модель выявляет не уровневое строение объекта, а изменение способа его организации от наличного к более оптимальному уровню (по М. П. Сетрову). Желательное идеальное целевое состояние (качество) проектируется согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и одновременно достигается по практически заданным критериям и алгоритмам, определяемым системой функционирования личности в качестве участника и субъекта всех сфер социальной и личной жизни, в том числе профессиональной (руководителя, преподавателя и т. д. )- Методологическая модель предмета акмеологии представляет собой интеграл наличного состояния личности (определяемого на основе диагностики), способа его практического преобразования (самой личностью и акмеологом) и идеального " вершинного" качества. Акмеология включает в свой предмет все пространство функционирования и развития личности, отправляясь от наличного, данного, диагносцируемого уровня ее развития, включая оптимальный способ ее самовыражения, саморегуляции, рефлексии и завершаясь высшим уровнем совершенствования – достижением акме (вершин развития) в жизнь. Акмеологическая модель личности имеет макро - и микро масштаб. В макромасштабе она объединяет и культурологический подход к изучению человека и цели его духовного, социального, личностного, профессионального развития и осуществляет эту интеграцию применительно к самореализации личности в ее жизненном пути. В этой модели акмеология интегрирует и культурное, и историческое, и социальное, и деятельностное, и жизненное пространство и контексты развития личности. Акмеология в своем микромоделировании интегрирует и возраст, и педагогический, и ценностно-этический, и, конечно, психологический аспекты изучения человека и соответствующие им способы его развития. Комплексный и интегральный характер макромодели соответствует и позиции Б. Г. Ананьева, рассматривавшего личность в контексте своей исторической эпохи, ее событий, присущего ей способа воспитания, соотношения поколений и т. д., а также культурно-исторической теории Л. С. Выготского, точке зрения Э. Эриксона и С. Московичи, разрабатывающих психосоциальный и психоисторический подходы. Комплексный подход, заключенный в этой модели, дает ориентацию на установление связей полидетерминированных качеств личности, ее разноаспектных модальностей – реальное и идеальное состояние, стихийно сложившихся и оптимально совершенных способов развития. Самое сложное в акмеологической микромодели состоит в том, что диагностическим исследованием выявляется отправной этап (" стартовое" состояние, по Б. Г. Ананьеву) развития личности, позволяющий определить операционально-практический способ ее самосовершенствования (т. е. осуществляемого ею самой развития, личностного роста) и характер акмеологической поддержки для достижения оптимального состояния – высшего уровня развития личности. А. Адлер, введя и определяя свой психодиагностический принцип, считал, что личности присуще стремление к совершенству, росту и развитию. При этом, утверждал он, люди не отталкиваются от внешних и внутренних причин, а имманентно движутся к цели. Последнего положения придерживался и А. Маслоу в своей теории самоактуализации, и Ш. Бюлер, рассматривая потребность в самоактуализации практически как врожденную. Однако никак нельзя согласиться с отрицанием внешних причин этого стремления. Микромодель акмеологически определяется на основе концепции М. Вартофского, выделяющего ее следующие существенные функции: – воссоздание и умножение знаний об оригинале; – конструирование его новых свойств; – управление им и развитие его. Модель задает перспективы, средства и цели развития оригинала. " Оригинал" – это наличное, данное состояние (" стартовое", по терминологии Б. Г. Ананьева) личности, группы, организации и т. д. Модель в акмеологии проектирует соотношение настоящего состояния оригинала и будущего, которого еще нет в реальной действительности, по Вартофскому – способ движения к этому будущему, который определяется внешней и внутренней детерминацией. Внешней является акмеологическая поддержка (различные гуманитарные технологии), содействующая развитию, внутренней – самосовершенствование субъекта. (Эти идеи актуализированы Е. Б. Старовойтенко, А. А. Деркачом, Г. С. Михайловым. ) Модель акмеологии включает интеграл наличного состояния личности, способа его изменения (развития) и его идеальное финишное, по Б. ГАнаньеву, оптимальное состояние. Финишное состояние должно отвечать критериям, которые выявлены акмеологией. В деятельности высший уровень – это компетентность, профессионализм, самовыражение, " акме" (в относительном смысле они инварианты). Переменным является наличное отправное состояние (" оригинал" ), которое должно диагносцироваться по критериям, характерным для разных уровней развития – дефицита, нормы, оптимальности и т. д. Опираясь на психологические теории и исследования личности, акмеология имеет предметом своего изучения весь континуум ее качеств и реальных состояний от регрессивных (деформаций и т. д. ), нормальных до оптимальных (высшего уровня развития), теоретически обосновывая и практически осуществляя акмеологические способы содействия совершенствованию личности (нравственному, профессиональному и т. д. ). Следует отметить, что ни один из психологов, работавших с уровневыми или стадиальными моделями (А. Маслоу – уровневая иерархия потребностей, Э. Эриксон – восемь стадий развития личности через кризисы и др. ), не ответил на вопрос, что же происходит с личностью, как осуществляется ее дальнейшее восхождение по уровням или стадиям, если один (одна) из них не реализован. Ответ на эту загадку невозможно получить вне акмеологического подхода – без участия активной роли самой личности и ее внешней акмеологической поддержки. В свое время и Л. С. Выготский в теории " зоны ближайшего развития" выдвинул идею " небольшой помощи взрослого", но не конкретизировал ее характера, должна ли она быть универсальна для всех или индивидуальна для каждого. Решение этого вопроса является перспективной акмеологической задачей. Однако в предварительном порядке можно предположить, что, чем в большей степени личность выступает как субъект самодвижения и саморазвития, тем меньшая поддержка извне ей необходима, и наоборот. Таким образом, первым основанием этой дифференциации роли внешнего и внутреннего в развитии личности является принцип субъекта Вторым основанием служит типологический подход, до сих пор мало разработанный в психологии. Некоторые специалисты (Г. Олпорт) считают главным критерием личности независимость от оценок, поддержки и т. д. окружающих, т. е. абсолютную автономию, а некоторые (А. Адлер), напротив, - чувство общности и способность к сотрудничеству. Каждый считает свой критерий характеристикой любой личности, в то время реально у разных типов преобладает то одна, то другая особенность. Типологические различия (К. Юнг) также определяют открытость-закрытость личности для оказания ей акмеологической поддержки, способ, наиболее адекватный для того или другого типа. Третьим условием оптимизации развития личности является уровень развития ее " Я-концепции", психологической зрелости, интегрированности личности, соотношение притязаний и достижений. Главный вопрос, который возникает: в какой мере и в каких сферах жизни личность нуждается в акмеологической поддержке? Выражением или симптомом наличия этой потребности является неудовлетворенность личности собой, своей жизнью, окружающими, своими профессиональными достижениями. Разумеется, активное обращение за акмеологической помощью в сфере личной жизни реально происходит преимущественно в связи со сложностями самой жизни (проблемами супругов и родителей – детей), тогда как в профессиональной сфере (профессионализация, карьера и т. д. ) оно обеспечивается самим наличием акмеологической службы (и информации о ней).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|