Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Список литературы. 11. Целостность и неповторимое своеобразие - важные свойства людей и их групп




Резюме

Поставлена проблема изучения " акме" в художественно-творческой деятельности. Обосновано содержание объекта, предмета, целей и задач, ракурса акмеологических исследований в этой области. Обоснованы базисные критерии " акме" в художественно-творческой деятельности и особенности методологических принципов.

Список литературы

Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. 2-е изд. перераб. и доп. Калуга, 2001.

Васильев В. В. Путь к мастерству // Художественное творчество. Л.: Наука, 1983.

Конюхов Н. И., Шаккум МЛ. Акмеология и тестология. М., 1996.

Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

Фетисова Е. В., Зазыкин В. Г. Акме с художественно-творческой деятельности // Акмеология. 2001. N° 1.

                                                                                                                          © Зазыкин В. Г., 2002

                                                                                                                          © Фетисова Е. В., 2002

 

11. Целостность и неповторимое своеобразие - важные свойства людей и их групп

План

1. Существенные различия природных, технических и социальных объектов (людей, их групп).

2. Особенности обращения со стандартными и нестандартными объектами.

3. Нестандартность и нестандартизуемость социальных объектов (людей, их групп) – объективная реальность.

4. Стиль деятельности как средство согласования индивидуального своеобразия людей с требованиями их работы.

Ключевые слова: стандарт, индивидуальное своеобразие, индивидуальность, системные (интегративные) качества людей и групп, управление персоналом.

стандарт – типовой образец изделия, применяемый для сравнения с ним подобных объектов в целях достижения их единообразия, взаимозаменяемости;

индивидуальное своеобразие – неповторимость, невоспроизводимость предмета рассмотрения (набор признаков, делающих его нетождественным другим объектам);

индивидуальность (человека) – целостное единство свойств человека как индивида (особи, природного организма), субъекта (инициатора, зачинщика) деятельности и личности (общественного существа);

системные (интегративные) качества (людей, групп) – качества, возникающие при функционировании объектов как некоторых целостностей;

управление персоналом – вошедший в литературу термин, обозначающий то же, что и " руководство людьми" (в организациях).

Начнем с общепонятных сравнений. В данной главе человек и общности людей были рассмотрены с разных сторон. Так можно (и это полезно) рассматривать любой объект, например, техническое устройство, сооружение (ветряную мельницу, компьютеризованный робототехнологический комплекс и т. п. ). Мы можем отдельно обсуждать, из каких материалов это устройство сделано. Мы можем обсуждать имеющиеся в нем явления автоматики, " самодействия" (частично отвлекаясь при этом от вопроса об упомянутых выше материалов). Мы можем обсуждать вопросы назначения, применения, экономичности, экологичности данной техники в обществе (отвлекаясь от того, что у нее " внутри" ). В каждом случае это будут не просто разные стороны, свойства объекта, но группы свойств разных уровней. И эти уровни свойств достаточно разнородны, хотя и связаны тем, что характеризуют один и тот же объект. В самом деле, если продолжить приведенный пример, явления автоматики в техническом устройстве не жестко, а многозначно связаны со свойствами материала (автоматика может быть обеспечена разными материальными средствами, а использование того или иного материала еще не предопределяет полностью процессов автоматики). Назначение данного устройства в обществе не вытекает полностью из составляющих его материалов и взаимодействия частей, но задается потребностями общества. И в этом смысле машина, механизм оказываются в некотором роде явлениями социальными, их устройство и работа зависят от того, что нужно людям. Этот пространный пример мы привели не случайно, поскольку в нем есть полезное подобие тем фактам, явлениям, которые можно заметить в соотношении индивидных, субъектных и личностных свойств человека. Приведенный пример поможет нам понять вопрос об индивидуальности человека. В связи с этим примером нам важно осознать две общие идеи. Повторим их несколько иными словами. Во-первых, связи между свойствами объекта (системы) могут быть не обязательно жестко однозначными (типа " Если А, то Б и только Б" ). Во-вторых, устройство системы и ее свойства определяются не только ее внутренними особенностями, но и так называемыми объемлющими системами, средой. Например (продолжаем общепонятные примеры), то, что ветряная мельница превращает зерно в муку и работает хорошо, не зависит роковым образом только от того, что она сделана из дерева, камня, камыша и пр. Из подобных материалов делается многое другое. А функции, назначение и, следовательно, устройство этой системы заданы ей извне и не могут быть объяснены " стройматериалом".

Теперь обратимся к важным в контексте акмеологии вопросам о людях.

Свойства человека как индивида, субъекта деятельности и личности можно понять соответственно как некоторые группы свойств разных уровней. Уровень свойств человека как индивида характеризуется существенной природной обусловленностью (анатомо-физиологической, даже биохимической). Хотя эти свойства не предопределяют роковым образом все особенности человека как субъекта, но в то же время и влияют на них. Индивидные свойства могут, например, выступать в функции задатков, природных предпосылок способностей человека (а способности, как мы помним, это уже уровень субъекта деятельности). А именно, задатки могут облегчать или затруднять формирование способностей. То, какие именно наборы, " репертуары" способностей сформируются у человека, не зависит жестко от самих по себе задатков. Это зависит от того, в какие виды деятельности человек будет включен. Но вклад свойств индивидного уровня проявится все же в некотором индивидуальном своеобразии складывающихся у человека способностей. Отметим при этом, что, даже если наборы свойств индивида и субъекта у данного человека являются, предположим, во многом типичными, сочетание, " встреча" двух описываемых уровней свойств создаст уже эффект некоторого неповторимого своеобразия человека. Например, способности одного ярче проявятся в особом внимании к зрительно воспринимаемым явлениям внешнего мира, у другого – к восприятию мира звуков или запахов и т. п.

Уровень свойств личности (убеждения, идеалы, отношения к разным сторонам мира, самосознание) характеризуется существенной социальной обусловленностью. Но он не лишен и связей (нежестких, многозначных) с ранее рассмотренными уровнями. В результате вносится вклад в индивидуальное своеобразие личностных свойств и, следовательно, человека в целом. Надо признать и то, что индивидуальное своеобразие человека создается также за счет общественной среды. Она сложна. И даже дети, вырастающие в одной семье, не находятся в строго тождественных условиях (положение, скажем, старшего или младшего в семье это разные социальные ситуации развития). Точно также и взрослые люди, работающие даже рядом, могут находиться фактически в разных общественных условиях (один – новичок, и к нему относятся настороженно, присматриваются, контролируют; другой более опытен, и к его мнению прислушиваются, третий – оказался в " любимчиках" у руководителя, и с ним коллеги не вполне искренни). Мало ли тонкостей в сложной системе межлюдских отношений? В результате один становится более активным в " самоподаче", другой – замкнутым (не из-за характера, а " по ситуации" ), третий занимает позицию " борца за справедливость". И так без конца могут идти факты индивидуальных различий, обусловленных решающим образом не наследственностью, а тонкостями складывающейся (вокруг каждого! ) общественной среды. Разумеется, свобода мысленного расчленения (анализа) объекта (как множества взаимосвязанных составляющих, т. е. системы), свобода выделения его " тонкостей" не беспредельна. В мелочах можно и увязнуть – дойти до атомов и молекул. Но будем думать, что эта опасность нам пока не грозит. Ориентирами здесь могут служить усваиваемые вами понятия и положения акмеологии, представления о ее научных и практических задачах.

Приведенные выше пространные разъяснения мы позволяем себе потому, что в обыденном сознании часто воспроизводятся, " живут", " бытуют" схемы мысли, жестко, однозначно и, следовательно, неправильно сводящие индивидуальные особенности людей (и их групп) к какому-то одному уровню причинных обстоятельств (личностных или субъектных, индивидных или даже общебиологических).

Например, если видят, что человек нетороплив (индивидное качество), то, недолго думая, начинают полагать, что он будет не способен к работе, требующей принятия быстрых решений (субъектное качество). Или думают, что он будет необщителен (личностное качество) и, стало быть, непригоден к работе с людьми, и т. п. А это неверно. Неторопливость можно компенсировать особой стратегией наблюдения за ходом событий. Скажем, хороший водитель автомобиля (как и судоводитель, и пилот самолета) наблюдает не за тем, что " стряслось", а за тенденциями процессов на пути следования (" вот бабуля вышла из магазина и сейчас ринется переходить улицу... " ). И его реакции на события оказываются точными и своевременными. Неторопливость здесь компенсируется стратегией наблюдения. Но со стратегией наблюдения люди, понятно, не рождаются. Неинициативность в общении тоже можно компенсировать предварительным обдумыванием программ взаимодействия с людьми, предвидением вариантов хода событий в общении с ними.

Еще пример: если человек имеет " внушительную" внешность, зычный голос, то предполагают, что это непременно хорошо для выполнения функций педагога или руководителя. Хорошо-то хорошо, но не обязательно при всех прочих условиях. Вот перед нами учительница. Ростом она меньше своих шестиклассников, голос не " командирский", а работает хорошо, дисциплина учащихся на уроке такая, что ей и голоса повышать не надо. Как это возможно? В том стечении обстоятельств (внешних и внутренних), в котором она оказалась, она нашла некоторые приемы, правила, способы деятельности. В частности, проводит принцип " сказала сделала". И ученики это знают и чувствуют. Если она даже тихо скажет, что за невыполнение такой-то работы будет неприятная беседа с родителями учащихся, то это непременно произойдет, как по закону природы. И так далее в том же роде.

Итак, ни индивидные, ни субъектные, ни личностные особенности сами по себе и в отдельности не предопределяют роковым образом успеха или неуспеха деятельности, общественного положения (статуса) и подобных признаков человека. Учитывать особенности индивида, субъекта, личности совершенно необходимо, но недостаточно. В чем же тут дело? Ответ прояснится несколько позднее. А теперь снова вернемся к некоторым общим вопросам о свойствах сложных, многосоставных систем. Это необходимо для правильного понимания темы об индивидуальности человека и для усвоения правильного отношения к этой реальности.

Целостность сложного объекта как предмет рассмотрения. Едва ли кто не согласится с тем, что свойства любых объектов могут быть взаимно связаны, хотя эти связи для нас не всегда очевидны. Возможны достаточно неожиданные и " недоступные глазу" (умопостигаемые) цепочки таких связей. Это обнаруживается в том, например, что при изменении одних, казалось бы, " отдельных", " мелких", незаметных свойств объектов происходят (или требуются) изменения других, включая свойства общие и существенные. Так, например, изменение недоступных глазу свойств кристаллов черного металла делает его прочным, или хрупким, или ломким при " красном калении" и т. п. Еще поясняющий пример: представьте, что вы, проектируя здание, начинаете все увеличивать и увеличивать его высоту. Существуют незримые связи между высотой, весом и прочностью здания. Если вы не позаботитесь об использовании более прочных стройматериалов и " несущих" конструкций, то рано или поздно нижние этажи здания не выдержат веса верхних и ваша затея рухнет. Хорошо, если она рухнет " на бумаге", при обсуждении проекта.

Человек сложнее любой технической системы. И важно не просто что-то " выучить и знать" о взаимных связях его личных качеств (как индивида, субъекта, личности). Важно самостоятельно делать множество соответствующих предположений и проверять эти предположения. Основой для таких предположений (гипотез) являются ранее усвоенные общие знания о разнообразных свойствах, особенностях человека, изучаемых и доставляемых вам акмеологией. Но никакая наука не сообщит вам всего о " вот этом" конкретном человеке, о " вот этой" группе людей. Требуется не только усвоение, но и самостоятельное производство потребного знания о конкретных, индивидуальных ситуациях.

К чему предшествующий разговор? К тому, в частности, что да, трудно рассматривать человека как целостность, слагающуюся из множества свойств, которые и сами по себе сложны. Тем не менее такое целостное рассмотрение тоже необходимо (по соображениям, обусловленным не только логикой, но и моралью, и желательной практикой обращения с людьми, человеческими сообществами).

О системных (интегративных) свойствах сложных объектов. В природе и обществе происходит, в частности, следующее. Некоторые объекты по тем или иным причинам становятся взаимосвязанными, т. е. оказываются объединенными в целостность (начинают составлять единую систему, погруженную в какую-то внешнюю для нее среду). При этом возникшее новое целое приобретает (как бы " скачком", " хлопком" ) некоторые свойства, не присущие по отдельности его частям. Такие свойства называются системными или интегративными (от лат. integer – целый). Системные свойства присущи и социальным объектам – людям, группам. Соответствующие идеи отображены не только в философии, гуманитарных, общественных науках, но и в народном сознании. Пример указания на качество целого, в отличие от его разрозненного " стройматериала": " Согласное стадо и волк не берет". Пример указания на новое качество объекта, оказавшегося в составе целого, в измененной среде – " В подпечье и помело – большак", " В людях Илья, а дома свинья" и т. д.

Как отмечалось ранее, совокупность наличествующих у человека индивидных, личностных, субъектных свойств создает у него некоторую неповторимую, единственную в своем роде (уникальную) качественную определенность, именуемую индивидуальностью.

Хотя и не является привычным, удобным выражение " индивидуальность группы" (оно неприемлемо по чисто языковым соображениям), тем не менее общности людей, организованные группы их тоже характеризуются признаком уникальности. Этот вопрос, впрочем, недостаточно разработан в науке. Когда мы говорим об индивидуальности человека или уникальности группы, то не имеем, конечно, в виду, что эти объекты нашей мысли различаются решительно по всем признакам (такое утверждение было бы просто бредовым). Речь идет о том, что наряду с признаками, общими для некоторого широкого класса объектов, и признаками, общими для какой-то разновидности этого класса, всегда имеются заслуживающие внимания и уважения признаки единственности, уникальности.

Вы будете правы, если возразите здесь примерно следующим образом. То, что индивидуальность человек неповторима, единственна в своем роде, вовсе не специфично для человека. Да, строго говоря, любой объект неповторим (уникален). Любой камень, ручеек чем-то отличаются от прочих подобных объектов. Но согласитесь, что по отношению к камню, потоку воды и подобным реальностям можно, а иногда и целесообразно ставить задачи их преобразования, выравнивания, приведения к некоторому единообразию или даже задачи уничтожения. Это ничуть не затрагивает норм морали, высоких идеалов, созданных человечеством. Камни можно, если нужно, дробить в пыль, ручейки можно одевать в гранит или пускать по трубам под землей. По отношению к человеку подобного рода намерения и практические " технологии" в корне не годятся.

Индивидуальность человека, неповторимое своеобразие общности людей (например, национальности) предполагают совсем иные " ходы мысли", схемы решения задач, нежели те, которые пригодны применительно к объектам природы и техники. Обращение с людьми и их группами, основанное на неуважении к их неповторимому своеобразию, квалифицируется целым рядом слов и выражений с отрицательным значением (" бюрократизм", " шовинизм" и т. п. ). Вы можете возразить: а как же быть с идеей разработки и внедрения стандартов? Разве идеи стандартизации неприемлемы? Ведь стандартизация чего-либо -это есть род упорядочения, борьбы с нежелательным хаосом!

Стандарты. Об удобстве обращения с одинаковыми объектами. Действительно, разве плохо, если, положим, запасные части для данной модели трактора или компьютера одинаковы, вне зависимости от того, где они сделаны – в России или где-то еще? Это удобно потребителям и экономично, с точки зрения производителя. Со стандартными (одинаковыми) объектами легко обращаться в соответствии со сложившимися привычками. Они взаимозаменяемы.

Управляться со множеством одинаковых машин (пускать в ход, регулировать, ремонтировать), скажем автоматических станков, относительно легко. То же и в отношении одинаковых живых существ. Скажем, овцы в стаде тоже относительно одинаковы, стандартны (одно и то же едят, одного и того же боятся; самочинность их простирается лишь в пределах выбора растений для поедания, места, где можно прилечь, и пр. ). Пастбища, маршруты, водопои выбирает чабан. В управлении передвижением стада чабанам способны помогать даже собаки.

В технике (как области знания и практики), опирающейся во многом на естествознание, широко распространена идея стандарта, стандартизации объектов. Эта идея во многих отношениях полезна. В человековедении, в практике обращения с людьми – дело совсем иное.

Об ограниченной ценности идеи стандартизации в отношении людей и их групп. Что касается людей и их групп, то идеи стандарта и стандартизации здесь не проходят в качестве желательных с точки зрения высокой общечеловеческой морали. Конечно, надо признать, что в некоторых случаях (например, в военизированных структурах) некоторая однотипность людей является технологически необходимой. Сброд излишне самочинных людей не способен быть средством исполнения замыслов военачальников, средством защиты страны, ценных объектов от возможных врагов. Тенденция огульного подхода к людям и группам, чего греха таить, наблюдается нередко в складе ума и деловом поведении госслужащих. – " Закон для всех один! "; " Перед законом все равны! " – разве не верно? Верно. И все же желателен конкретный подход к рассмотрению людей и их групп. Если бы стояла задача культивировать лишь огульные подходы к людям, тогда окончательные административные, судебные решения можно было бы передать компьютерам. Но компьютеры, при всем нашем уважении к ним, должны и здесь рассматриваться лишь как вспомогательное средство в деятельности гуманистически ориентированных людей, решающих нестандартные задачи (административные и т. п. ).

Разумеется, в истории общественной мысли высказывались предложения построить общество как " инженерное сооружение". То, к какому абсудру ведет внедрение таких затей, хорошо показано в романе Евг. Замятина " Мы". Люди там живут в удобных, прозрачных (чтобы все всем было видно! ) жилищах по четкому и единому для всех режиму времени. Обязательно все ходят на прогулку (строем). Питаются хорошей пищей в столовых, где, в частности, полагается всем жевать под метроном (пятьдесят жевательных движений на каждый кусок: это полезно для пищеварения). Ну и так далее. Хотите жить в таком четко организованном обществе, где полностью игнорируется индивидуальность человека? Едва ли.

Стиль деятельности как средство согласования индивидуальности человека с требованиями его работы. Итак, всем это нравится или нет, но люди по ряду признаков существенно различны. Возможно, излишне властолюбивому менеджеру это не по душе, поскольку он рассчитывает на " мгновенное повиновение" подчиненных. И с реальностью индивидуального своеобразия людей приходится считаться. Но вот вопрос: как же привести в соответствие данного человека, с одной стороны, с так называемыми требованиями профессии – с другой? Ведь общеизвестно, что трудовые посты предъявляют к людям определенные требования. Одно дело – растениевод, другое – механик по точным приборам, третье – продавец, четвертое – программист для ЭВМ, пятое – художник-оформитель рекламы и т. д. Исторически сложились и некоторые пути согласования особенностей людей с требованиями профессий (подбор профпригодных, профессиональное обучение и воспитание и т. д. ). Правда, надо сделать следующую оговорку. Есть ли в действительности некоторые силы, которые откуда-то знают, какие профессии появятся в обществе (звездочеты, гадалки, сборщики микроэлектронной техники, космонавты), и производят на свет этих " подходящих" людей? Резервной армии " профпригодных" обычно нет. В типичном случае встает задача наилучшего приспособления " вот этого" человека к требованиям данного трудового поста. Вы возразите: трудовой пост связан обычно с некоторой обязательной технологией дела и более или менее четко заданными целями и ожидаемыми результатами. Технология – закон любого производства (материального и духовного). Как быть, если люди, как мы согласились, всегда очень разные?

Одна и та же трудовая цель может быть достигнута за счет разных внутренних средств деятельности. Если, например, руководитель хорошо знает своих подчиненных, если у него развита способность внутреннего диалога с ними, то он меньше нуждается в частых и долгих совещаниях с ними. Если же он затрудняется представить их позицию, мнения, он может компенсировать это более частыми внешними диалогами, " оперативками". Если человек имеет хорошую память, он может в меньшей степени прибегать к записной книжке. Если события, планы, данные поручения забываются, человек без ущерба для дела пользуется системой записей или хоть памятью компьютера. Если кто-то затрудняется выступать перед людьми " без бумажки", он может это делать не экспромтом, а более тщательно готовиться, прибегая к специальным средствам организации памяти. Например, может заранее продумывать " лесенку" вопросов, связывая каждую ее ступеньку с каким-то, скажем, наглядным образом, и т. п.

В результате требуемые цели достигаются за счет разных операционных составов деятельности у разных людей. Эти индивидуально своеобразные составы действий, построенные с учетом как индивидуальности человека, так и требований трудового поста, можно назвать проявлениями индивидуального стиля (" почерка" ) деятельности. Важно активно искать наиболее подходящий для себя стиль работы. И практикующий акмеолог должен содействовать в этом развивающемуся профессионалу.

Факт существования индивидуального стиля объясняет нам, в частности, то, почему успешный опыт одного человека не может быть просто " передан" другому. Все дело в том, что в построении индивидуального стиля работы учтены не только внешние условия работы, но и внутренние (уникальное сочетание индивидных, субъектных, личностных особенностей человека, т. е. его индивидуальность). В обслуживании техники существует весьма эффективный метод обеспечения работоспособности оборудования. В обиходе его иногда называют " метод тыка". Он состоит, в частности, в том, что при выходе из строя какого-либо узла его просто изымают целиком и заменяют новым. Такой привычный для технического мышления ход принятия решений не пригоден применительно к людям, как вам, полагаем, ясно из изложенного выше.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...