Резюме. Список литературы. 6. "Акме" в контексте развития индивидуальности человека
Резюме Индивидуальность в системе качеств человека занимает одно из центральных мест, выступая как интегральный феномен, своеобразно проявляющийся на разных ступенях личностной зрелости человека. Продвижение человека к вершинам его личностного и профессионального развития сопряжено с постоянными процессами интеграции, с одной стороны, индивидуально-психологических особенностей человека – с другой, интеграции его индивидуальности с совокупностью условий среды, профессиональной деятельности в частности, и формирования его индивидуального стиля (деятельности, жизнедеятельности и др. ). " Деятельностная" и " поведенческая" линии развития человека взаимосвязаны; " внешние" условия проявляются через " внутренние" (С. Л. Рубинштейн). Интегрируясь и синтезируясь в " стиль", психические качества субъекта сами выступают как его новые " внутренние" условия, как новая причина дальнейшего развития личности и субъекта деятельности. Список литературы Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1990. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2000 Кн. 2. Мерлин B. C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000 © Толочек В. А., 2002
6. " Акме" в контексте развития индивидуальности человека План 1. Понятие индивидуальности. 2. Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития акме в контексте индивидуальности. 3. Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности.
4. Типологии личности и характера. 5. Виды психологических защит. 6. Типология стилей мышления. Ключевые слова: индивидуальность, аутопсихологическая компетентность, аутопсихологическая деятельность, интропсихическое (внутриличностное) пространство, индивидуально-личностный стиль, внутриличностная защита, стиль мышления. - индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость; - аутопсихологическая компетентность – готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик; - аутопсихологическая деятельность – внутриличностная деятельность, предметом которой является человек, его развитие, самосовершенствование; - интрапсихическое (внутриличностное) пространство – взаимосвязанная совокупность индивидуально-личностных характеристик человека (особенностей характера, стиля мышления, типа эмоционального реагирования, структур индивидуального бессознательного и т. д. ); - индивидуально-личностный стиль – ставший привычным способ переживания и поведения, цепочка последовательно возникающих реакций на стимулы окружающей среды; - внутриличностная защита – способ разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности за счет сохранения позитивного образа Я при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире; - стиль мышления – индивидуальные психологические особенности сбора и обработки информации.
Понятие индивидуальности
Индивидуальность человека проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей человека и определяется как своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Предпосылкой формирования индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, социального воздействия, саморазвития, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Особое место в формировании и развитии индивидуальности занимает аутопсихологическая компетентность личности, обеспечивающая не только осведомленность о собственных сильных и слабых сторонах, особенностях характера, мышления, эмоциональных реакций, но и позволяющая индивиду компенсировать негативные проявления и слабые стороны (например, людям холерического типа темперамента развить эмоциональную саморегуляцию), усовершенствовать имеющиеся способности (руководителю развить лидерский потенциал), сформировать в себе новые качества и умения. Аутопсихологическая компетентность позволяет актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, развитию креативности, формированию эффективных стратегий карьерного и жизненного развития.
Сущность аутопсихологической компетентности как способа развития " акме" в контексте индивидуальности
Одним из главных психологических условий активизации личностного потенциала человека является его аутопсихологическая компетентность, обеспечивающая оптимальные модели самоорганизации жизни и профессиональной деятельности. Изучение аутопсихологической компетентности предполагает получение ответов на ряд вопросов. Каков алгоритм познания себя, что необходимо знать о себе и в каком объеме? Определяет ли тип профессии уровень необходимой аутопсихологической компетентности? Какие существуют барьеры на пути самосовершенствования? С точки зрения достоверности и объема информации о себе можно выделить зоны " Я": открытое " Я" (я - знаю, другие -знают), скрытое " Я" (я – знаю, другие – не знают), слепое " Я" (я - не знаю, другие – знают), неизвестное " Я" (никто не знает). Аутопсихологическая компетентность определяется как готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик. Это умение личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния за счет приобретения, закрепления, контроля знаний, умений и навыков, преодоления непредвиденных обстоятельств, создания волевой установки на достижение значимых результатов.
Аутопсихологическая компетентность является результатом особого рода психологической деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию. Данный вид деятельности относится к классу внутриличностной деятельности. Предметом этой деятельности является человек, его развитие, самосовершенствование. Аутопсихологическая деятельность может иметь непроизвольный, произвольный и постпроизвольный характер. Непроизвольный характер проявляется в спонтанных, неконтролируемых аутопсихологических действиях, часто имеющих неосознанный и спонтанный характер. Произвольность аутопсихологических действий характеризуется осознанностью, контролируемостью, мотивируемостью. Постпроизвольная стадия в развитии аутопсихологической деятельности характеризуется наличием сформированных аутопсихологических умений и навыков, их отработанностью, внутренним контролем, т. е. внутренним интериоризированным планом деятельности. Анализ аутопсихологической компетентности в парадигме данного подхода позволит технологизировать процесс ее формирования, сделать его контролируемым и управляемым. Исходя из этого аутопсихологическая компетентность рассматривается как способность ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве. Обобщение полученных в ходе психолого-акмеологических исследований данных и систематизация научных акмеологических разработок позволили определить структуру самопреобразующей акмеологическолй деятельности, включающей субъекта данной деятельности – '^" -развивающееся, реализующего потребность в саморазвитии и обладающего необходимыми психологическими средствами самопомощи.
В качестве объекта внутренней акмеологической самопреобразующей деятельности выступает какое-либо внутриличностное образование: часть Я-концепции (например, управленческое " Я" ), индивидуальная особенность или свойство характера (управленческие, личностные качества, характеристика памяти, мышления), объективно и субъективно препятствующее эффективному протеканию жизнедеятельности человека, в том числе и в профессиональной сфере. На субъективном уровне объект акмеологической деятельности осознается как наличие внутренней проблемы, желание что-то изменить, несистематизированные попытки реализовать это желание. В качестве предмета внутренней акмеологической деятельности выступает конкретное психологическое образование, на которое направлено действие самопомощи (акмеологическое самовоздействие). Например, если это релаксирующие действия, то предметом выступает мышечная система (при аутотренинге и медитативных упражнениях).
Акмеологические компоненты аутопсихологической деятельности
Внутренняя акмеологическая деятельность направлена на творческое саморазвитие личности, самостроительство, самопреобразование и самосозидание. Собственные подструктуры личности, психические процессы и качества становятся объектом психологической работы, что требует выполнения ряда принципиальных условий, выделенных как акмеологические компоненты деятельности: – способность видеть, чувствовать, понимать и самокритично относиться к внутренним психологическим структурам и образованиям, что возможно при развитой внутренней ролевой позиции наблюдателя – субъекта самопреобразующей деятельности – рефлексивный компонент деятельности; – способность осуществлять планирование внутренней самопреобразующей деятельности – проективный компонент; - способность осуществлять внутренний самопреобразующий диалог – интрокоммуникативный компонент; - способность осуществлять внутренние перестройки и изменения внутри личности – нейтрализовать негативные психологические образования и активизировать позитивные – конструктивный компонент; - способность наращивать арсенал внутренних психологических действий и осуществлять акмеологические самовоздействия – организаторский компонент; - способность не только корректировать, но и предотвращать неблагоприятное внутреннее психологическое развитие - прогностический компонент. Таким образом, развитие аутопсихологической компетентности происходит в интропсихическом пространстве, включающем ряд интегративных параметров. Данные параметры охватывают, прежде всего, индивидуально-психологические различия – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. Данные различия характеризуют как частные психические свойства и отдельные психические процессы (время реакции, особенности восприятия памяти, внимания, мышления, эмоциональной реакции и т. п. ), так и целостные личностные образования (интересы, способности, характер).
При этом аутопсихологическая компетентность включает понимание типических черт, их классификации. Например, знание типологии характера или видов мышления, памяти позволяет человеку идентифицировать (сравнить и опознать) свой индивидуальный тип характера или преобладающий стиль мышления. В данном параграфе затронем три основных класса типологических особенностей, влияющих на уровень аутопсихологической компетентности: типологии личности, классификацию защитных механизмов личности – как индивидуальных структур бессознательного и стили мышления.
Типологии личности и характера
Теоретические разработки проблемы развития характера, выделения личностных черт и тенденций связаны с целостным подходом к исследованию личности и охватывают три ее уровня. Первый из них отражает врожденные особенности, которые определяют темп психической активности, силу и подвижность психических процессов, преобладающие константные характеристики эмоциональной сферы и другие параметры, имеющие отношение к темпераменту. Второй уровень выявляет совокупность, устойчивость признаков, сформировавшихся в процессе накопления индивидуального социального опыта, которые проявляются как в виде автоматизированных компенсаторных и адаптивных механизмов, так и в сознательной деятельности индивида, в преобладающем типе социального поведения. Этот уровень ближе к тому, что называют характером человека. Третий уровень касается социальной направленности личности, иерархии ценностей индивида, его отношения к морали, вопросам совести, долга, общественно полезной деятельности. Данные уровни пересекаются и представлены в поведении личности в виде эмоционально-динамического паттерна, объединяющего одну или несколько ведущих тенденций. Ведущая тенденция представляет собой устойчивое, стержневое качество личности, уходящее корнями в тип нервной деятельности, в конституционально заданные свойства нервной системы. Эта тенденция придает индивидуальную окраску стилю переживания, мышления, межличностного поведения, мотивации, типу реакции на стресс, особенностей адаптационных механизмов. Устойчивые индивидуально-личностные тенденции создают определенное русло, ограничивающее количество степеней свободы при формировании более высоких уровней организации личности – социальной направленности, иерархии ценностей, осознаваемой мотивации, морально-нравственных ориентиров. Разработанная на этой методологической основе индивидуально-личностная типология базируется на сопоставлении контрастных свойств: интроверсия-экстраверсия, тревожность – агрессивность, лабильность – ригидность, сензитивность – спонтанность. Эти свойства соотносятся со свойствами нервной системы: активированность–инактивированность, лабильность – инертность, динамичность возбуждения – динамичность торможения и с типами нервной деятельности - слабым и сильным. Индивидуально-личностный стиль, ставший привычным способ переживания и поведения, цепочка последовательно возникающих реакций на стимулы окружающей среды. Стиль формирует некий личностный портрет, определяет отношение индивида к окружающему его миру. Тип реагирования в значительной степени определяется типом ВНД (высшей нервной деятельности). Отсюда деление на гипертипов (людей с высокой внешней реактивностью, но значительно меньшей рефлексивностью, т. е. внутрипсихической активностью – экстраверты, оптимисты, неконформные и стремящиеся к лидированию, эмоционально яркие личности) и гипотимов (людей внешне более пассивных и сдержанных в эмоциональных проявлениях, с напряженной интропсихической активностью – интроверты, пессимисты, зависимые и конформные личности). Дальнейшая градация предусматривает следующую типологию. Высокотревожные, неагрессивные, склонные к страхам, ориентированные на общепринятые нормы поведения, значительно зависящие от воздействия среды, мотивированные внешним влиянием – гетерономные личности. Низкотревожные, агрессивные, спонтанные, независимые от внешнего воздействия, ориентированные на собственное мнение субъективно-мотивированные личности. Промежуточные типы реагирования – смешанные: 1) лабильные (эмоционально неустойчивые общительные личности - результат смешения тревожности с экстравертированностью); 2) ригидные малообщительные – смешение эмоциональной устойчивости с интровертированностью. Установлено, что каждый тип реагирования представляет собой продолжение той индивидуально-личностной ведущей тенденции, которая базируется на типе высшей нервной деятельности и свойствах нервной системы. В свою очередь, сам тип реагирования представляет собой основу для формирования того или иного личностного свойства, проявляющегося как определенная черта характера и индивидуальная склонность, но в рамках все той же тенденции.
Виды психологических защит
Внутриличностная защита является вторым не менее важным внутренним параметром и предполагает диагностику и понимание личностью преобладающего типа внутриличностной защиты как способа разрешения конкурирующих или конфликтных взаимодействий подструктур личности. Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа " Я" при любых угрожающих ему изменениях во внешнем и внутреннем мире. Функциональное назначение интропсихологической защиты и ее цель заключаются в ослаблении интропсихического конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречием между инстинктивными импульсами бессознательного и интериоризованными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Выделено 16 защитных механизмов. Наиболее распространенные из них следующие. Двигательная активность – понижение беспокойства, вызванного запретным побуждением, путем разрешения его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины. Компенсация – интенсивная попытка исправить или найти подходящую замену реальной или мнимой, физической или психологической несостоятельности. Отрицание – отсутствие осознания определенных событий, элементов жизненного опыта или чувств, болезненных в случае их осознания. Замещение – высвобождение скрытых эмоций, обычно гнева, на предметах, животных или людях, воспринимаемых как менее опасные для индивида, чем те, которые действительно вызвали эмоции. Фантазия – бегство в воображении с целью ухода от реальных проблем или во избежание конфликтов. Идентификация – бессознательное моделирование отношений и поведения другого лица, как путь к повышению самоценности или совладанию с возможным разделением или утратой. Интеллектуализация – бессознательный контроль над эмоциями и побуждениями путем чрезмерного полагания на рациональное истолкование событий. Проекция – бессознательное отражение собственных эмоционально неприемлемых мыслей, свойств или желаний и приписывание их другим людям. Рационализация – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами. Регрессия – возвращение в состоянии стресса к ранним или более незрелым паттернам поведения и удовлетворения. Подавление -исключение из сознания смысла и связанных с ним эмоций или опыта и связанных с ним эмоций и др. Личности с сильно выраженными чертами характера имеют тенденцию пользоваться определенными механизмами защиты как средствами совладания с различными жизненными проблемами. Например, личность с сильным самоконтролем будет, возможно, использовать интеллектуализацию, как главный механизм совладания.
Типология стилей мышления
Стиль мышления определяется тем, каким образом человек собирает информацию и как он ее обрабатывает. Стилевые особенности мышления принадлежат к индивидуальным особенностям человека. Знание существующих типологий стилей мышления позволит определить свои особенности мышления и тем самым повысить свою аутопсихологическую компетентность. Выделяются два основных типа восприятия информации: сенсорный и интуитивный, а также два типа ее анализа и принятия решений: аналитический и нормативный. Если человек относится к сенсорному типу, то он воспринимает информацию через факты и совокупность своих ощущений, если к интуитивному – то восприятие осуществляется через идеи и образы. Люди аналитического типа обрабатывают информацию и принимают решения, основываясь на логике, а люди нормативного типа – на моральных нормах и принципах. Знание перечисленных индивидуальных особенностей, характеризующих личность, характер, особенности когнитивной сферы, а также знание внутренних неосознаваемых механизмов позволит человеку лучше понять, чем он отличается от других людей, каковы его сильные и слабые стороны, индивидуальные особенности. Это приведет к совершенствованию самоуправления, развитию аутопсихологической компетентности профессионала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|