Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Список литературы. 8. Этническая акмеология




Резюме

Информационная акмеология как одно из направлений прикладной акмеологии разрабатывает пути достижения специалистом высоких уровней информационной деятельности, способствуя человеку в его активной жизнедеятельности в современном информационном обществе, в овладении человеком приемов сбора, хранения, переработки, доставки, защиты информации, способов обитания в новой информационной среде. Информационная акмеология выявляет условия достижения человеком разных видов компетентности, включающих сочетание специфических профессиональных знаний, умений, качеств личности.

Список литературы

Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. № 1.

Блэкнер Ф. Информационные технологии и организации: уроки 80-х и перспективы 90-х. // Психология труда и организационная психология / Под ред. А. К. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М., 1995.

Лепский В. Е. Проблемы информационно-психологической безопасности. //Психологический журнал. 1996. № 3.

Поляков В. П., Буров С. П., Ефимов A. M. Информационная подготовка и проблемы защиты информации: Применение информационных технологий в военном деле. Вып. 4. 1995.

Райков А. Н. Информационные системы поддержки государственных решений // НТИ. Сер. 2. 1995. № 10.

© Беспалов П. В., 2002

 

8. Этническая акмеология

План

1. Сущность этнической акмеологии.

2. Этноэкологический аспект акме.

3. Этнопсихологический аспект акме.

4. Этнополитический аспект акме.

Ключевые слова: этническая акмеология, этничность, символьная личность, национальный лидер, патриотизм, государственник.

этноакмеология – это наука о путях становления личности как выдающегося представителя этнотерриториальной общности, как яркого носителя и творца самобытной национальной культуры, как лидера национальных интересов народа и как государственника;

– этничность – природно-биологический феномен, выражающийся в самоопределении личности как мировоззренческая и гуманитарная ценность исторического развития культуры и способ концептуализации социального бытия как представителя определенного этноса;

– символьная личность – личность, знаковые действия которой воспринимаются как выражение духовных ценностей этнической общности;

национальный лидер – организатор особой формы социальных действий людей с целью расширения своих прав – движения за реализацию национальных интересов, представляющих собой реальные мотивы действий, свершений людей, стимулы, присутствующие у различных национальных групп в связи с их различиями по их роли и месту в обществе;

патриотизм – высоконравственное свойство гражданина: высокая степень эмоционального положительного отношения к своим согражданам, своей стране, ее исторически сложившимся ценностям;

государственник – государственный деятель, целенаправленно занимающийся обустройством государства. Это служение высшим целям нации-государства.

 

Сущность этнической акмеологии

 

" Акме" человека – вершина, которую он достиг в своем развитии как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельности. Выделяются физическое, гражданско-личностное и субъектно-деятельностное " акме". Оздоровление, сохранение, возрождение и развитие народа возможно только при условии осознания своего состояния и аккумуляции жизненной энергии до акматической фазы. Акматическая фаза развития народа может быть достигнута при наличии пассионарных личностей, достигших осознающих себя национальными лидерами и ответственно управляющих государством как патриоты. Проявление акматического состояния этноса обнаруживается в национально-государственном строительстве, культурном возрождении, в восстановлении национальной памяти и освобождении от стереотипов психологии зависимого народа. Укрепляет этническое самосознание признание другими народами национальной самобытности и ярких дарований национальных лидеров.

Формирование национального достоинства, национальных чувств осуществляется в современных реалиях как противоречивый процесс внутренней этнической консолидации и интеграции в более широкий социум. Закономерности и механизмы проявления ценностных ориентации и мотивов поведения представителей того или иного этноса формируются всем опытом проживания и культурных традиций единого геоисторического пространства.

Акмеология ставит задачей проследить взаимозависимости, которые существуют между особенностями " акме" человека с социально-экономическими условиями общества, членом которого он является; историческим временем, в которое он живет; его социальной принадлежностью; конкретной социальной ситуацией, которое существует в данный момент в обществе; возрастом человека; его полом.

В выделенных аспектах отсутствует одна из основных детерминант человеческого развития – этнонациональное происхождение как социобиологическое и аксеологическое обоснование его личностного становления. Нет людей без этноса. В современном человеческом сообществе фактор этничности начинает приобретать характер глобального распространения. Этничность исторична. Ее глобализацию обычно связывают со становлением мирового рынка и последовавшим за этим " втягиванием" огромного числа периферийных обществ в то дифференцированное единство, которое и стало затем восприниматься как этническая картина мира. Доминирование этничности, ее выход на первый план в системе других индентификаций также рассматриваются как результат становления индустриального общества, повлекшего за собой распад традиционной общины, атомизацию массы и становление " массового индивида" с его чувством отчуждения и с присущим ему способом преодоления этого отчуждения – этнизацией и национализацией.

Учет этнической самоидентификации и этнического самосознания особенно важно для профессионального развития личности как специалиста. Например, в научном обеспечении и практической регламентации государственной службы в Российской Федерации пока отсутствует национальный фактор. Профессиональные требования к подготовке государственных служащих не включают в себя набор качеств личности, свидетельствующих о ее компетентности в области национальных отношений, владения языками, обеспечивающих рост государственного служащего в качестве национального лидера или государственного деятеля, государственника. Согласно Федеральному закону " Об основах государственной службы Российской Федерации" государственный служащий – это лицо, профессионально осуществляющее деятельность по обеспечению исполнения государственных органов. Государственный служащий обязан содействовать реализации этнонациональной политики в области реализации интересов граждан всех национальностей, обеспечения межнационального согласия и уважения к традициям народов и их социально-экономического и культурного развития, предотвращения и мирного регулирования межэтнических конфликтов. Необходима компетентность государственного служащего в сфере национальных и федеративных отношений.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации единственным источником государственной власти является многонациональный народ. Следовательно, акматической фазой государственной службы является осознание своей деятельности как служение многонациональному народу Российской Федерации. В таком случае стратегия жизни личности совпадает со стратегией развития народа. Стратегичность жизни – это ее соответствие реализованным в жизни ценностям, принципам человечности и народности.

Подготовка государственных служащих поднимется до такого уровня только в том случае, если они будут целенаправленно ориентированы на высокое служение родному государству и народу, т. е. если они будут выразителями национальных ценностей народов, образующих Российскую Федерацию. Стремительный успех Японии, Китая и других стран Азии определяется, прежде всего, их национально-самобытным управлением государством, интегрированностью государственных служащих, менеджеров с ценностями государствообразующего народа.

Этноакмеология ставит своей задачей подготовку национального лидера и государственника. Это высшая ступень гражданско-личностного и субъектно-деятельностного " акме" человека, личностного аспекта его профессионализма в области государственной службы. Государственный служащий, достигший уровня " акме", должен стать национальным лидером, патриотом и государственником. Высший уровень патриотичности – это глубокое осознание руководителем своего патриотического долга, своей личной ответственности за судьбы Родины и народа.

Этноакмеология изучает становление личности как представителя этнотерриториальной общности, как носителя и творца самобытной национальной культуры, как выразителя национальных интересов народа и, наконец, как деятеля государственного строительства на конкретной территории. " Акме" личности в этническом контексте развивается в нескольких аспектах, из них наиболее значимыми для профессионального и личностного роста государственного служащего являются эт-ноэкологический, этнопсихологический и этнополитический.

 

Этноэкологический аспект " акме"

 

Известно, что биосоциальная эволюция человека продолжается. Вместе с тем происходит отбор генофенотипических свойств людей, адекватно адаптированных к современным психофизиологическим, социальным условиям жизни. Такие характеристики человека, как функциональные свойства нервно-психической организации, динамика психических процессов, психоэмоциональные качества, становятся все более значимыми для современной адаптации.

Главный принцип эволюции – принцип преемственности и постепенности в сферах общественного производства, форм психобиологической, социальной и духовной организации – выражается в воспроизводстве национальных интересов народа в духовных ценностях его лидера.

Неблагоприятные экологические условия среды обитания выступают одним из определяющих факторов цивилизации и, безусловно, оказывают влияние на процесс самобытного развития нации и ее представителей. Л. Н. Гумилев вводит понятие " этноландшафтные регионы", подчеркивая биоценоз этноса с жизнеобеспечивающей средой обитания*.

* См.: Гумилев Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993

 

Особенности типов темперамента, мышления и памяти, в частности, специфика логического мышления обусловливаются исторически сложившимся образом жизни этнических общностей и могут быть расценены как элементы социокультурной адаптации в процессе этноценоза. Под этноценозом Л. Н. Гумилев понимает геобиоценоз, к жизни в пределах которого адаптировалась этническая система, выступая в качестве его верхнего, завершающего звена. Конкретно-исторический тип хозяйствования и духовного слияния с природой кормящего ландшафта способствовал формированию многовариантных способов приспособления, выживания и развития этнических общностей.

Следовательно, мозг как орган приспособления у представителей различных этнических общностей должен был тоже развиваться особым образом у представителей различных этнических общностей. В данном случае речь может идти о степени изменчивости и инвариантности развития типов мышления.

По мнению М. М. Муканова, своеобразие этноса состоит в том, что все его представители имеют те же ассоциативные связи, которые присущи данному этносу. Особенно четко это своеобразие проявляется в особенностях мышления*. Плюрализм природно-географических условий вносит разнообразие в этнические особенности общественной и индивидуальной психики, социальной организации сообществ людей.

* См.: Муканов М. М. Образ жизни и этнопсихология интеллектуальной деятельности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 10О-102.

 

В условиях дезориентации и деперсонификации личности актуализируются ценности этнической идентичности, имеющие как бы незыблемое социобиологическое основание. Именно поэтому, вероятно, в так называемый переходный период Российской Федерации, появляется социальный заказ на осмысление исторических судеб отдельных народов, поиск места и роли этничности в структуре национального самосознания, в межнациональных отношениях*. В последнее время в отечественной гуманитарной науке и общественной практике понятие " народ" приобретает сугубо этнический характер. Причем нередко, в зависимости от цели идеологии и степени конфликтности взаимодействующих этносов, подчеркивается приоритет или второстепенность этнического фактора над гражданскими правами и интересами.

1 См.: Дробижева Л. М. Этническое сознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991. № 1. С. 3 – 13; Мусаев Б. Взаимоотношение этнополитики и этнопсихологии // Социально-психологические исследования межнациональных отношений. М, 1993. С. 124 - 152; Этнополитическая мозаика Башкортостана: В 3 т. М., 1992 - 1993 и т. д.

 

Изменение среды жизнедеятельности субъекта вызывает внутренние противоречия личности, которые претерпевают локальные изменения под воздействием новых ценностей и социальной среды. В таких случаях используются два вида этнических стереотипов поведения: один – соответствующий традиционным социально-культурным особенностям этноса на территории его традиционного расселения и второй - изменяющийся в другой этнической среде в соответствии с особенностями этикета, обычаев и стереотипов поведения в данном культурном контексте.

 

Этнопсихологический аспект " акме"

 

Место и роль этничности в ценностном сознании личности остаются слабоизученными. В системе ценностных предпочтений выражается целеполагание личности по всем сферам жизнедеятельности в этносоциальной среде. Это положение приобретает особую актуальность в современных реалиях переходного периода, характеризуемого усиленным влиянием эпохи этнического ренессанса XX в. на пути прорыва из советской политики тотальной интернационализации образа жизни народов Российской Федерации.

Ценности этнических общностей пронизывают всю структуру общественного сознания и соответственно все компоненты взаимодействия общностей определяются иерархической структурой ценностей, выработанных в результате вербализации отношений взаимодействующих этносоциальных общностей.

Ценностное сознание этнической общности, выполняя интегрирующую, социализирующую, регулирующую и мировоззренческую функции, призвано сохранять духовные способности, развивать духовное наследие, управлять выбором приоритетов жизнедеятельности на определенном историческом этапе и конструктурировать стратегию поведения в грядущей судьбе этноса. Ценностные ориентации могут нести заряд как конструктивный, так и деструктивный, их востребованность зависит от направления деятельности государственных деятелей и знаковых действий символьных личностей с позиций детерминации будущим.

Детерминация будущим проявляется в реальном контексте образа жизни этнической общности в различных модификациях стратегии жизненного пути в зависимости от множества факторов, определяющих историческую судьбу данного народа. Будущее представляется позитивным и актуализирующим высшие социальные потребности в том случае, если этнос находится на стадии поступательного развития и обнаруживает в себе потенции для дальнейшего расширения ареала своего доминирования и внутреннего духовного самовоспроизводства. Этносы же, испытывающие на себе сильные ассимиляционные процессы и исчерпывающие пределы генотипической устойчивости, идут к своему исчезновению как самостоятельной этнической общности. Борьба идеологий и подавление идеологии меньшинства – это борьба за ценностную направленность поведения сограждан, независимо от их этнической принадлежности. В таких условиях люди маргинального происхождения и образа мыслей начинают исповедовать идеологию большинства и в своем усердии могут дойти до крайнего экстремизма, игнорируя такие общечеловеческие ценности, как право на безопасность человеческой жизни, гарантию на ее благосостояние и духовных ценностей свободы, справедливости и равенства.

Равновесие между старой и новой системами ценностных ориентации усиливает маргинальное состояние субъекта, продолжительность которого зависит от интеллектуального и социального потенциала субъекта, его активности в освоении изменившейся среды, оценки ее перспектив, а также от степени активности среды, оказывающей давление на субъект. На этой стадии из-за неприобщенности индивида к продуктам культуры данной социальной среды или из-за отчужденности личности от референтной этносоциальной среды ослабляется регулирующая функция ценностного сознания на его поведение. Происходит разрушение многих идентичностей личности. На фоне сохраняющейся тенденции к межличностному сравнению возникает маргинальный механизм категоризации: противопоставление " Я" другому. Это, как отмечалось ранее, свидетельствует о специфике индивидуализации через противопоставление " Я" другому, которая раньше существовала как противопоставление " Мы (наш народ, страна, государство) – Они" (враги)*.

1 См.: Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 52.

 

Искусство адаптации к социально-культурным эталонам поведения при общении с представителями разных этносов состоит в умении сочетать собственные этнические стереотипы с другими, не внося дискомфорта в национальное самосознание и достоинство. Высшим уровнем акме человека в данном контексте является толерантность, подразумеваемая, во-первых, как выдержка, самообладание, миролюбие, во-вторых, как высокие способности приспособления к окружающей природной и социальной среде, в-третьих, как способ  мирного выхода из       острых,          конфликтных     ситуаций,  

в-четвертых, как философия сохранения, выживания этносов в условиях длительного воздействия неблагоприятных факторов. Толерантность – свойство личности, общности, воспитываемое всей совокупностью социально-культурных детерминант их ценностного сознания.

 

Этнополитический аспект " акме"

 

Процессы модернизации Российской Федерации сопровождаются сложными этническими процессами в мультиэтническом государстве. Одни народы переживают период этнического ренессанса, другие испытывают этнические дезинтеграцию и стадию вторичного самоопределения, третьи находятся на грани этнической катастрофы. Поиск моделей федерального обустройства осуществляется во взаимно исключающих друг друга направлениях.

Этнодемократическое обустройство государства предполагает учет этнического фактора в строительстве федерации как формы организации для всех граждан и в политико-правовом смысле выражается в праве народа на самоопределение, сочетании общечеловеческих и национальных ценностей в строительстве демократического правового государства. Полиэтнический характер России не нашел четкого правового закрепления при определении статуса субъекта федерации, не разработан механизм самоуправления национальных меньшинств, нет содержательного раскрытия понятия многонационального народа России как носителя государственного суверенитета.

Критерием демократичности государства выступает правовое обеспечение условий развития всех этносов, населяющих территории федерации. Каждый народ имеет право на свою территорию и самоопределение. При этом регионализм понимается с различной степенью связи с федеральном центром. Из разных видов проявлений регионализма наиболее конструктивным представляется стремление решать региональные проблемы через призму федеративных отношений. Подобное делегирование власти федеральными органами региональным развивает ответственность регионов за государственные дела.

Перед региональной политической элитой сформулирован социальный заказ – способствовать восстановлению не только утраченных прав или традиций, но и сосредоточиться на развитие экономики и улучшение социальных условий жизни людей, обустройство поселений, на модернизацию образа жизни и быта в соответствии со стандартами достойной человека жизни. Усилия национальной элиты по воспроизводству национальной культуры и морально-нравственных ценностей происходят в столкновении идеологом и стереотипов разных ценностей. На уровень государственного управления поднимаются проблемы защиты неотъемлемых коллективных прав человека на уникальное этнокультурное сообщество своим языком, традициями, ценностями, права на физическую целостность, права на самобытную национальную культуру, религию, а также права на безопасную и территориально нерасчлененную среду обитания. При этом народы рассматриваются как целостный национальный организм. Реализация этих прав возможна только при условии повышения социальной ответственности государственных служащих как национальных лидеров и государственников. Акматический рост государственного служащего может развиваться в трех разных направлениях в зависимости от сферы властного влияния на общественное сознание: светский путь исполнителя управленческих функций, духовный путь символьной личности, национального лидера и путь государственника - патриота.

Сводной целью этноэкологического, этнопсихологического и этнополитического аспектов " акме" государственного служащего становится деятельность по защите территориальной целостности Родины, духовная преемственность с наследием предков и личная ответственность за свои деяния перед народом – единственным источником государственной власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...