Резюме. Список литературы. Глава X. Основные виды акмеологических технологий совершенствования личностного и профессионального развития человека
Резюме Использование методов качественной оценки или количественного измерения личностного и профессионального развития определяется по меньшей мере двумя обстоятельствами: уровнем теоретических знаний и методической проработки соответствующих измерительных процедур (определяющих методико-познавательный аспект), а так же стоимостью проведения оценочных процедур (экономический аспект). Тем не менее основная тенденция развития инструментария для проведения оценки состоит в постепенном переходе к методам количественной оценки. Кроме того выделяются еще две тенденции, позволяющие получать все более достоверную информацию об объекте оценки. Первая из них состоит в использовании не отдельных изолированных процедур, а специальных их комплексов, обычно включающих как качественную оценку, так и количественные измерения различных моментов профессионального и личностного развития. Вторая тенденция связана со стремлением получить в ходе оценки не просто " моментальный снимок" состояния объекта оценки, а понять его генезис, для чего используется последовательный и сопоставимый набор достоверных сведений о нем, получаемый в ходе специальной процедуры мониторинга личностно-профессионального развития специалиста. В основе выделенных тенденций лежит то обстоятельство, что жесткие и во многом противоречивые требования производства и управления к развитию личности профессионала в современном обществе делают актуальными специальные действия, направленные на гармонизацию развития ее различных сторон и оптимизацию реализации в профессиональной деятельности и личной жизни возможностей каждого человека. Однако в настоящее время широкое практическое использование таких процедур ограничивается их значительной сложностью, трудоемкостью и высокой стоимостью.
Список литературы Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 1999. Конюхов Н. И., Шаккум МЛ. Акмеология и тестология. М., 1996. Магура М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. М., 2001. Марков В. Н. Особенности социальной мобильности как фактор управленческой успешности. // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М., 2001. Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995. © Марков В. Н., 2002 Глава X Основные виды акмеологических технологий совершенствования личностного и профессионального развития человека
1. Обучающие технологии
План 1. Акмеологические технологии в процессе обучения. 2. Этапность и уровни обучения. 3. Информационные технологии в обучении. 4. Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы. 5. Системы интенсивного автоматизированного обучения. 6. Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий. Ключевые слова: обучение, обучающие технологии, интенсивное обучение, обучающие системы, дистанционное обучение, автоматизированные системы интенсивного обучения, интенсификация учебного процесса. - обучение – процесс приобретения новых знаний, умений, навыков; - обучающие технологии – система действий с носителями информации, основанная на единой концепции и обеспечивающая достижение цели обучения; - обучающие системы – совокупность технических средств и носителей информации, обеспечивающих функционирование обучающих технологий; - дистанционное обучение – система обучения, использующая опосредоственную передачу информацию от преподавателя к обучаемому; - автоматизированные системы интенсивного обучения – обучающие системы, использующие обучающие технологии, основанные на концепции интенсификации процесса обучения;
- интенсификация процесса обучения – система технологических приемов, позволяющих задействовать резервные возможности личности обучаемого для повышения эффективности учебно-познавательного процесса. В акмеологической практике для обучения целесообразно использовать современные информационные и акмеологические технологии. Они должны опираться на опыт исследований в области психологии, психофизиологии, кибернетики, педагогики и других наук о человеке. Реальное использование современных средств информатизации требует комплексного системного подхода с учетом специфики самой науки. Ведь сегодня в связи с научно-техническим прогрессом в понятии " профессионализм" появились новые виды творческой деятельности: использование резервных возможностей личности, владение информационными технологиями, комплексное использование научных разработок на стыке разных наук. Все это ставит практические задачи освоения профессионалами современных технологий обучения.
Акмеологические технологии в процессе обучения
Акмеологические технологии обучения подразумевают интенсификацию процесса обучения, что основано на создании в учебном процессе психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого, которые скрыты в обычной жизни и недоступны для использования из-за существующих психологических барьеров. Однако иногда человек может спонтанно преодолевать их в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации (" второе дыхание" ) в спорте. Аналогичное явление в спорте известно как. Один из этих барьеров, открытый Г. Лозановым, составляет массив около 50 смысловых единиц за один прием предъявления, другой – около 500 понятий. При традиционном обучении предъявление учебной информации в объемах сверх барьера вызывает множество трудностей, создавая почти стрессовую реакцию. Преодолевать барьеры возможно на основе акмеологического подхода к интенсификации процесса обучения. Для этого учебная информация предъявляется в течение одного урока в таких больших объемах, которые превышают субъективные психологические барьеры усвоения. Поэтому в реальном уроке интенсивного обучения информация может предъявляться сразу в объеме всего учебника. Преодоление этих барьеров без стресса возможно, если учебная информация предъявляется в необычной форме: на высоком уровне эмоций, в развлекательной игровой форме, с использованием неосознаваемых видов психической деятельности и акмеологических методик управления состоянием. Все это и обеспечивается в игровых приемах интенсивного обучения, когда на сознательном уровне обеспечиваются условия игры, а на бессознательном – условия непроизвольного запоминания больших массивов учебной информации. Г. Лозанов назвал это явление гипермнезией – " сверхзапоминанием".
Для преодоления психологических информационных барьеров конструируется акмеологическая ситуация: создается информационная " перегрузка" в сочетании с одновременной психологической компенсацией (нейтрализация дистрессовой реакции) в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной " разгрузки". Информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала использовать невозможно. Однако подсознательная информационная база (аналогично забытому прошлому опыту) при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс " всплывания" ранее загруженной информации. Стимулом для этого может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, творческие соревнования учебных коллективов и т. д. Таким образом, выгодно на начальных этапах использовать весьма пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т. е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в глубине (уровне) ее усвоения. Все этапы обучения строятся в форме игровых занятий. Учебные игры создают разнообразие форм учебной деятельности, содержат элементы развлекательности, включают элементы психотренинга, рациональной работы с текстами, ролевые игры, приемы самосовершенствования, творческие соревнования, аутогенную тренировку, взаимную оценку текущих результатов усвоения учебной информации и состояния обучаемых, элементы генерации идей и т. д.
Автоматизированные системы интенсивного обучения учитывают все принципы акмеологического подхода, при этом информация предъявляется техническими средствами с использованием всех перечисленных выше элементов интенсификации.
Этапность и уровни обучения
Владение учебным материалом возможно на разных уровнях. По системе В. Беспалько, уже начальный уровень " готовности" к обучению создает психологическую установку на обучение и обеспечивает саму возможность интенсивного обучения. Такая готовность необходима и преподавателям и учащимся. Для обеспечения уровня " готовности" необходимо освоить в игровых формах приемы психосаморегуляции состояния и приемы преодоления " информационной перегрузки", исключающие дистрессовую реакцию. Достижение уровня " готовности" выражается в желании учащихся приступить к интенсивным занятиям. Система интенсивного обучения на основе акмеологических технологий – это поэтапное восхождение по уровням усвоения. Уровень " узнавания" достигается путем использования системы приемов ускоренного чтения; уровень " воспроизведения" – рациональной работы с текстом в виде составления опорных конспектов; уровень " применения" – системы ролевых игр; уровень " творчества" – системы игровых соревнований учебных коллективов и " генерация идей". Игровое обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации: формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие коммуникативные игры, соревнования и коллективное творчество. Методика интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам имеет хорошую преемственность с традиционными методами, так как для всех этапов обучения можно использовать обычные дидактические материалы традиционных курсов.
Все приемы интенсивного обучения легко реализуются техническими средствами с помощью аудиовизуальной и компьютерной техники. Созданная автоматизированная система интенсивного обучения позволяет проводить полидисциплинарное интенсивное обучения в игровых формах.
Информационные технологии в обучении
Профессионализм современного специалиста при быстром обновлении информации требует использования самых современных технологий. Для профессионала информационные технологии – это способ экономии времени. Сегодня наиболее современными являются технологии с представлением информации в электронном виде - на дискетах, видеокассетах, магнито-оптических и лазерных дисках. На одном лазерном диске CD ROM, читаемым любым современным компьютером, умещается целая библиотека книг, содержащая сотни томов. Кроме того, лазерный диск позволяет записывать не только тексты, но и графику в цвете и стереоизображении, видеосюжеты со звуковым сопровождением, целые музыкально-литературные программы с многоканальным звуком. Но особо перспективной системой обмена информацией является Интернет. В настоящее время ее абонентами являются все крупнейшие библиотеки мира, многие правительственные, научные, коммерческие, культурно-просветительские, научно-исследовательские, учебные и производственные организации, а также просто частные лица – специалисты в своей области знаний. Практически любую информацию абонент Интернета может получить не отходя от своего компьютера. Для коллективных учебных и творческих процессов сейчас все большее распространение получают автоматизированные аудитории с большим проекционным экраном, где может демонстрироваться информация с компьютера, который в свою очередь возможно соединить с местной (корпоративной) или глобальной (мировой) компьютерными сетями и соответствующими им источниками информации. Такие проекционные системы позволяют как бы объединить аудитории, находящиеся на тысячи километров друг от друга, проводить коллективные видеоконференции и организовывать дистанционное обучение даже в игровых формах. Используя современные методы интенсивного обучения компьютерная сеть открывает новые возможности в плане использования приемов управления состоянием и познавательной деятельностью при помощи средств суггестивности информационной стимуляции, преодоления психологических барьеров усвоения информации, использованием многоплановой и полимодальной передачи информации и поэтапной организацией учебного процесса с учетом конкретных индивидуальных показателей каждого обучаемого. Качественно новый уровень информационного взаимодействия человека с машиной открывает технология " виртуальной реальности", которая применительно к состоянию творческого подъема и активности профессионала позволяет максимально абстрагироваться от реальности в случае, когда речь идет о новых идеях, нетрадиционных подходах, принципиально новых решениях. Суггестивное подкрепление приемов психосаморегуляции, выполненное средствами " виртуальной реальности", имеет даже более значительное эмоционально-психическое воздействие, чем личное воздействие психотерапевта-суггестолога. Перспективы дальнейшего развития информационных технологий связаны те только с увеличением объемов, быстродействия и совершенствования программных возможностей, но особое значение имеет переход на принципиально иной уровень возможностей общения человека с машиной. Речь идет прежде всего о том, что машина начинает понимать не только сигналы осознанной деятельности человека (набор команд с клавиатуры), но и проявление его непосредственной эмоционально-психической деятельности. Примерами уже существующих систем могут быть названы системы распознавания речи, детекторы эмоционального состояния, позволяющие вводить в компьютер фактически психо-физиологическую информацию. Появилась и возможность вывода из компьютера информации, минуя психологические механизмы человека, связанные с необходимостью ее сознательной переработки и осмысления. Уже сейчас компьютерные системы позволяют воздействовать на подсознательную сферу человека. Современные методики интенсивного обучения с использованием подсознательной сферы человека дают возможность осваивать ему гигантские массивы информации. Развитие информационных технологий открывает возможность увеличения пропускной способности компьютерных систем за счет преодоления информационных психологических барьеров человека (использование резервных возможностей психики), а также введения информации в компьютер непосредственно из подсознания человека и возвращения ему ее также в подсознание. Человек получит доступ к самой важной кладовой творческих ценностей – в глубинах подсознания находится самая значимая для творчества информация. Применительно к процессу совершенствования личностных возможностей человека, в том числе профессиональных, можно выделить основные элементы акмеологических технологий, к которым относятся методики: - выявления и исследования скрытых психофозиологических возможностей и резервов личности профессионала, условий их проявлений и активизации. - активизации резервных возможностей личности (активизации неосознаваемых процессов психической деятельности, применения приемов саморегуляции и самосовершенствования с использованием обратных связей по показателям результативности саморегуляции). - комплексной активизации творческой деятельности (с использованием психологических приемов коллективной психологии, в том числе суггестивных и игровых форм творчества). Указанные методики, воплощенные в алгоритмы с обеспечивающими их техническими средствами представляются в виде соответствующих акмеологических технологий. В последнее время появились новые виды представления информации, обеспечивающие повышенное эмоционально-психологическое воздействие на психическую сферу человека: системы стереоскопического широкоформатного кино и телевидения, квадрофонического и объемного звуковоспроизведения, суггестивного подкрепления аудиовизуальных сигналов (с помощью запахов, инфракрасного облучения, инфрачастотных вибраций и т. д. ), голографических изображений, средств виртуальной реальности. Появились и специальные средства воздействия на подсознательную сферу личности в виде использования подпороговых (маргинальных) стимулов. В интерактивных информационных технологиях информационное взаимодействие человека и машины осуществляется по алгоритму, создаваемому в процессе такого общения. Такие системы стали возможными благодаря развитию последнего поколения компьютерной техники. Машина в данном случае проявляет элементы " искусственного разума". Эти устройства позволяют вести диалог с ЭВМ на языке, близким к естественному. При этом, информация предъявляется пользователю на экране дисплея, большом проекционном экране или с помощью виртуального шлема. Пользователь при обмене с машинной информацией набирает информацию на клавиатуре, может сообщать ее в виде звуковых речевых сигналов. Имеются системы, позволяющие вводить информацию о пользователе, минуя его осознанную деятельность. Сигналами такой информации являются психофизиологические реакции испытуемого, регистрируемые с помощью специальных контактных или даже бесконтактных датчиков. Аналогично технические системы позволяют воздействовать на подсознательную сферу. Сюда можно отнести воздействие субсенсорными аудиовизуальными сигналами, инфрачастотными и ультразвуковыми звуковыми сигналами, электромагнитными полями в различных диапазонах и т. д.
Педагогические системы и автоматизированные обучающие комплексы
Автоматизированные обучающие системы и комплексы используют сочетание аудиовизуальных средств для предъявления аудиовизуальной информации, средств контроля и управления познавательным процессом (включающем средства организации различных видов учебной деятельности, в том числе творческой) и формирование обучающей программы в ходе процесса обучения за счет коллективной творческой деятельности, управляемой автоматизированной системой интенсивного обучения. В отличие от известных технических систем обеспечения учебного процесса, автоматизированные системы интенсивного обучения имеют средства управления состоянием обучаемого путем использования суггестивных средств (аутогенная тренировка, ввод информации в неосознаваемых формах в игровой деятельности, преодоление психологических информационных барьеров, использование функционального фона, аудиовизуальной среды и т. д. ). Процесс интенсивного обучения осуществляется автоматизированно, включая входное тестирование, поэтапное восхождение по уровнем усвоения учебной информации (от уровня " готовности" через " узнавание", " воспроизведение", " применение" и " творчество" ). Это организуется в учебной технологии различными видами учебной деятельности (психическая саморегуляция состояния, информационная стимуляция с использованием неосознаваемых механизмов психической деятельности, динамические чтение, ролевые игры и соревнования творческих коллективов). Такое обучение осуществляется особенно эффективно в условиях искусственной психологической среды, стимулирующей учебно-познавательный процесс.
Системы интенсивного автоматизированного обучения
Интенсивное автоматизированное обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации: от уровня " готовности" к уровням " узнавания", " воспроизведения", " применения" к " творчеству". Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие коммуникативные игры, соревнования и коллективное творчество. Такая методика интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам имеет хорошую преемственность с традиционными методами, так как для всех этапов обучения используются обычные дидактические материалы традиционных курсов. Дистанционное интенсивное автоматизированное обучение осуществляется за счет активизации самостоятельной учебной деятельности на основе современных акмеологических и информационных технологий. В отличие от традиционного заочного обучения, интенсивное обучение включает целый ряд новых видов учебной деятельности, направленных на самосовершенствование и гармоничное развитие личности. Дистанционные занятия требуют умений преодолевать информационные барьеры с помощью приемов психосаморегуляции состояния, владеть такими видами учебной деятельности, как динамическое чтение, приемы рациональной работы с текстом, организацию ролевых игр, творческих соревнований и т. д. Эти приемы обучаемые осваивают на начальном этапе обучения, а затем их используют во всем курсе автоматизированного обучения. Но достижимость этих приемов требует регулярного контроля и корректировки. Весь текущий оперативный контроль от начального до завершающего этапа обучения осуществляется непосредственно компьютером или через Internet в режиме Chat-конференции или видеоконференции. В этом режиме каждый обучаемый имеет возможность видеть и слышать в реальном масштабе времени не только инструктора, ведущего курс, но и всех обучаемых данного курса. Расписание учебного курса автоматизированного и дистанционного обучения составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и включает как самостоятельные занятия, так и сеансы связи через Internet для общения с инструктором-преподавателем и всей учебной группой. Интенсивное обучение требует весьма интенсивных занятий, которые необходимо сочетать с активным отдыхом и приемами психосаморегуляции состояния. Курс обучения начинается с освоения приемов психосаморегуляции состояния. Это осуществляется с помощью прослушивания дикторских инструкций под специальную релаксирующую и тонизирующую музыку. При автоматизированном интенсивном изучении описательных текстов обеспечивается поэтапное восхождение по уровням владения информацией. Так, на первом этапе теоретического обучения используются приемы скорочтения, при этом обучаемому предъявляются большие массивы учебной информации в виде большого раздела или целого учебника, а время на просмотр каждой страницы текста жестко дозируется. От учащихся требуется понять лишь смысл каждой страницы, что позволяет учащимся выйти на уровень " узнавания". Второй этап обучения, создающий уровень " воспроизведения", обеспечивается работой с опорными конспектами. Обучаемым предлагается разбить лист на четыре вертикальных полосы – графы. В первой полосе обучаемый пишет ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста страницы учебника на заполнение каждой графы отводится всего несколько секунд. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конепекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне " воспроизведения". Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне " применения". Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся в ситуации автоматизированного обучения разбиваются на пары. Сидя у своих компьютеров, будучи даже в разных городах, в каждой паре один из учащихся играет роль " учителя", другой – роль " ученика". " Ученик", пользуясь конспектом, " пересказывает" постранично текст, набирая его на клавиатуре. " Учитель", глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу " ученика". В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают, пользуясь своими опорными конспектами, различные роли (" невежи", " оппонента", " незнайки" и т. д. ). За каждую страницу " учитель" ставит " ученику" оценку. Допускается только две оценки – " хорошо" или " отлично". Других отметок нет – все остальное представляется как отсутствие оценки. При наборе текста на клавиатуре время на работу с каждой страницей дозируется и составляет несколько минут. Ученики и учителя постоянно меняются и в процессе сеанса каждый сможет перебрать все роли и пообщаться с каждым участником обучения. При общении в форме видеоконференции каждый ее участник видит и слышит своего напарника, ролевое общение максимально приближено к реальной ситуации. Для достижения уровня " творчества" учащиеся условно делятся на две команды. Предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него ведущий начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов – наподобие команд КВН. Вопросы собираются по всему тексту и каждым участником Chat-конференции набираются на клавиатуре. В сеансе видеоконференции все участники соревнующихся команд видят и слышат друг друга. На этом этапе используется и приемы " мозгового штурма". Ведущий курс оценивает правильность каждого ответа и начисляет каждой команде очки. При завершении игры и в процессе каждого этапа подводится итог соревнования. Как правило, структура каждого сеанса автоматизированного обучения включает последовательность фрагментов аутотренинга, информационной стимуляции, игрового занятия с текущим тестированием и взаимным контролем, ускоренного чтения, конспектирования, ролевых игр и творческих соревнований по генерации идей. Во всех фрагментах даются дикторские инструкции по организации соответствующих видов деятельности, но в разных сеансах используется только часть упомянутых здесь видов учебной деятельности. Для каждого курса преподавателю курса предлагается специально подготовить учебный материал. Можно использовать и обычный учебник, но лучше учебную информацию представить в виде отдельных листов с достаточно автономным содержанием. Желательно, чтобы каждая страница (экран) начиналась заголовком. Хорошо иметь подзаголовок в виде нескольких фраз, в которых указана расшифровка названия раздела. Первый абзац должен представлять введение в содержание страницы с указанием места данного материала в общей проблеме. Последующие абзацы должны быть построены по принципу " от общего – к частному", т. е. частности и подробности приводятся в конце страницы. В тексте желательно выделить наиболее важные ключевые слова, подчеркнуть основные мысли. Можно сделать пометки на полях, лучше – эмоционального характера в виде комических рисунков. Содержание каждой страницы по возможности хорошо иметь автономным, чтобы усвоение материала не пострадало бы от перемены последовательности страниц. Подготовленные дидактические материалы включаются в учебный курс и служат для формирования библиотеки обучающих программ. Каждый из упомянутых этапов теоретического обучения имеет и самостоятельное значение и представляет отдельную методику интенсивного автоматизированного обучения. Так, из этапа обеспечения " готовности" к обучению создана методика суггестивного управления состоянием и активизации резервных возможностей личности; из этапа ускоренного чтения – методика обучения приемам скорочтения; из этапа конспектирования – методика рациональной работы с текстовой информацией; из этапа ролевых игр – методика обучению искусству общения; из этапа творчества - методика " генерации идей". Методика автоматизированного интенсивного обучения скорочтению включает различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения. Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями. На основе второго этапа обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обсуждение этих конспектов в ролевых играх. Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения, содержащая приемы освоения искусства общения, которые реализуются в игровых ситуациях тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям. Заключительным этапом дистанционного теоретического обучения является коллективное творчество типа " КВН" или " мозгового штурма" на основе Chat-конференции или видеоконференции. Из этого этапа образовалась методика " генерации идей", в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность.
Компьютерные системы подготовки учебно-наглядных пособий
Современные информационные технологии позволяют интенсифицировать процесс издательской деятельности путем использования технологии " типография на столе". Раньше процесс подготовки учебника в значительной степени определялся временем подготовкой самой рукописи, т. к. она писалась вручную. Сегодня специалист, хорошо владеющий своим материалом, может с помощью диктофона всего за один день надиктовать до двухсот машинописных страниц текста и при помощи имеющихся компьютерных программ для распознавания голоса, автоматически ввести надиктованный текст с диктофона непосредственно в компьютер. Затем автору остается отредактировать текст с помощью компьютера. Таким образом, весь процесс черновой работы по подготовке рукописи берет на себя компьютер, включая проверку лексики и грамматики в тексте. Любой современный компьютер позволяет распечатать на лазерном принтере не только оригинал-макет книги, но и изготовить на прозрачной кальке диапозитивы страниц книги (текст в зеркальном отражении), пригодные для непосредственного изготовления типографских форм. Мелкие тиражи (до 3000-5000) современная технология позволяет печатать с помощью офисной типографии – ризографа. Это настольное устройство обеспечивает весь технологический процесс изготовления книги от изготовления форм с оригинал-макета до брошюровки и переплета. Таким образом, весь технологический процесс создания книги уже сегодня может измеряться несколькими днями, что безусловно имеет значение для практического обеспечения профессионального уровня современного специалиста – акмеолога и подготовки им содержательной части курсов обучения, использующих современные технологии. Но основная перспектива подготовки учебных материалов относится к сфере высоких информационных технологий – изготовлении лазерных дисков с мультимедиа учебными курсами. На таких дисках можно записывать как обычный текст, так и все, что требуется для современной учебной технологии: тесты, программы тренажеров, фильмы, фонограммы, базы данных, программы для осуществления дистанционного образования и т. д. Современный пишущий лазерный рекордер CD-R сегодня уже вполне доступен по стоимости владельцу компьютера, однако весь комплекс необходимых для изготовления мультимедиа диска программ и технологий пока требует весьма разносторонних знаний и умений. А техническое оснащение учебных аудиторий требует наличия в них современного мультимедийного оборудования и выхода в компьютерную сеть Интернет. С помощью различных видов коммуникации, в том числе волоконно-оптических кабелей, радиорелейных линий, спутниковой связи через компьютера, соединенный с такой сетью, например через телефонный модем, набором определенного номера своей городской АТС, абонент попадает на узел Интернет, через который можно в считанные минуты установить связь с любым абонентом, находящемся даже на другом континенте. При этом в отличие от междугороднего или международного телефона, тариф на работу в сети Интернет никак не зависит от расстояния до абонента. Сеть Интернет в последнее время значительно расширена за счет многих радиостанций мира, дублирующих свою программу через Интернет. Многие телевизионные компании вещают через Интернет, при этом даже интерактивно. Практически каждое солидное учреждение имеет свой собственный сайт в Интернете и электронную почту, такие же сайты и адреса электронной почты имеют многие специалисты – владельцы компьютеров. По электронной почте можно послать практически любые электронные сообщения (в виде текста, рисунка в цвете и стереоизображении, видео или звукового фрагмента, а также компьютерной программы). Для дистанционного обучения используются специально предназначенные для этого узлы Интернета – сайты и электронные адреса. Интернет позволяет проводит удаленное общение типа видеоконференции или телемоста. В новых информационных технологиях для коллективных творческих процессов получили распространение автоматизированные аудитории с большим проекционным и или просветным экраном, на котором могут демонстрироваться видеосигналы с видеомагнитофонов или с компьютера. Такие проекционные системы позволяют как бы объединить аудитории, находящиеся на тысячи километров друг от друга. С помощью таких технологий можно проводить коллективные конференции, организовывать дистанционное обучение в игровых формах. В ситуации телеконференции коллектив специалистов может передать другому коллективу информацию различных видов и модальностей: голосовую, в виде рисунков, фильмов. С помощью телеконференции можно проводить дистанционное обучение, при котором преподаватель может находиться в другом городе или даже в другой стране. Поэтому процесс творчества сегодня может объединять профессионалов, удаленных друг от друга на громадное расстояние. Использование новых обучающих технологий на основе достижений акмеологический науки и развития современной компьютерной техники позволяет сделать резкий скачек в области образования. Специалисты, имеющие постоянную информационную подпитку, в большей мере обеспечены возможностью создания новой информации, отражающей их профессиональную деятельность и поддерживающих состояние " акмэ" – вершины их профессионального мастерства. Качественно новый уровень информационного в
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|