Проблема периодизации психическою развития в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Д.В. Эльконина, А.Н. Леонтьева.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Специфика предмета возрастной психологии. Методы возрастной психологии. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Предмет - изучение и формирование представлений о психическом развитии человека каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. Каждая возрастная стадия имеет свои неповторимые характеристики и внутренние условия развития. Возрастная психология занимается изучением динамики процессов психики. Для возрастной психологии интересно понятие «возраст», которое Л. С. Выготский описал как некий цикл в развитии человека, который имеет собственную структуру и динамику. В процессе каждого цикла развития происходят психологические и физиологические изменения, которые не зависят от индивидуальных отличий и присущи всем людям (учитывая норму их развития). Разделами возрастной психологии являются следующие: 1) детская психология 2) психология 3) психология зрелого возраста 4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь. Понятие «возраст» разделяют на психологический и хронологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т. е. зафиксированную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.
Задачи возрастной психологии. 1. Изучение влияний наследственных и социальных факторов на развитие; 2. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет, семья, улица, школа?); 3. Соотношение и влияние задатков и способностей; 4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка; 5. Изучение кризисных и стабильных периодов в развитии; 6. Влияние семьи на психическое развитие; 7. Проведение психодиагностической работы; 8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы. Методы возрастной психологии. 1. Метод срезов 2. Сравнительный метод – сравниваются данные по каждой группе. Так же: 1. Наблюдение 2. Эксперимент 3. Анкетирование 4. Анализ продуктов деятельности 5. Тестирование
Движущие силы и условия психического развития личности. Механизмы развития личности. 1. Теория спонтанного развития личности. · Теория рекапитуляции (биогенетическое направление). В его основе закон «Онтогенез есть сокращенное повторение филогенеза» (Геккель, Стэнли Холл, К. Гросс) · Теория Карла Бюллера. Учение о ступенях развития (инстинкт, дрессура, интеллект) Вывод: в организме ребенка все задано, оно только развивается в течении жизни. 2. Теории воспитания исключающие влияние наследственности. · Ассоциативная Ψя (гештальт теория) Развитие понимается как накопление ассоциаций из которых складывается жизненный опыт человека. На образование ассоциаций влияют (смежность во времени или пространстве; ритм, повторение; порядок ит.д.) · Бихевеоризм. В основе S→ R. Развитие понимается как накопление реакций.
· Теория конвергениции 2х факторов: наследственность и среда. В развитии Штерн отмечает 2 процесса: созревание и приспособление к среде. Эти процессы рассматриваются каждый по отдельности и не описан процесс их взаимодействия. Врожденное стремление к самосохранению и саморазвитию, а научение питает это саморазвитие (Анна Анастази, Г. Крайг, Дж.Вулвилл) Вулвилл выд 4 модели взаимодействия среды и субъекта: - больничная койка (вечно болен) - лунопарк. Сводится к поиску удовольствий -соревнование пловцов. Пытается что-то кому-то доказать. -тенисный мяч. Следует обстоятельствам · Теория активного развития. Активность рассматривается как врожденная составляющая процесса развития и выступает в стремлении к разным вещам. - стремление к удовольствию или компенсации. (Фрейд) - стремление к самоактуализации, самопреодолению, самореализации. Франкл: Учение о смысле жизни. В течении жизненного пути постоянно происходит смена смыслов. В переломные моменты человек испытывает кризисы связанные с потерей смысла жизни. Его логотерапия направлена на лечение логоневрозов (неврозов связанных с потерей смысла жизни). Фромм: В основе - стремление к любви. Маслоу: В основе процесса развития лежит стремление к самоактуализации. Черты самоактуализирующейся личности: - умение брать ответственность на себя -отказ от защитных механизмов и от манипуляции другими людьми -принятие себя и других такими какие они есть - конформизм (приспособление к мнению окр-щих) - нонконформизм (быть честным, до конца отстаивать свое мнение для всех и для себя) ранний Пиаже: предложил метод клинической беседы вместо м-да тестов. Он задавал вопросы на кот. реб-к не мог ответить в силу нехватки опыта, пришел к выводу, что детск. мыш-ие эгоцентрично. поздний Пиаже: движущая сила развития адоптация, т.е. ребенок пытается приспособится. Ассимиляция – включение новых объектов в старые схемы поведения. Аккомодация – изменение схем поведения под воздействием объектов. Адоптация – равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Выготский: предложил использовать понятие социальная ситуация развития – это место ребенка в системе общественных отношений и его отношение к этому месту. Развитие понимается как процесс в результате которого появляются новые качества или новообразования.Специфика закл в след: 1- у человека в результате общественно-исторического опыта образуются высшие психические функции; 2 – ВПФ образуют систему.
Проблема периодизации психическою развития в трудах отечественных ученых: Л.С. Выготского, Д.В. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Периодизация Выготского. Выделяет 2 осн периодизации: 1 возрастные новообразования; 2 динамика процесса через кризисы. Каждый возрастной этап состоит из 2 фаз: критическую и литическую. Структура периодизации Выготского: 0-2 мес – кризис новорожденности; до 1 года младенчество; 1 кризис раннего детства; 1-3 раннее детство; 3 года кризис «я сам»; 3-6 дошкольный возраст; 7 лет кризис 7 лет; 7-13 подростковое детство; 13 лет кризис подросткового возраста; 13-17 юношеский возраст. Периодизация Леонтьева: Он представил возрастное развитие как систему переходов от одной ведущей деятельности к другой. Переход обеспечивается кризисом, когда ребенок стремится изменить ведущую деятельность, т.к. предыдущая себя исчерпала как источник развития. Таким образом он раскрыл источник развития в литические фазы. Периодизация Эльконина. Критерии: 1. социокультурная ситуация развития; 2. новообразования; 3 ведущая деятельность. Разделял 2 системы по направлению деятельности ребенка: 1. ребенок ↔общественный взрослый: это деятельности связанные с общением и взаимодействием с другими. 2. Ребенок ↔ общественный предмет. Это деятельности связанные с усвоение способов деятельностей с придметами внутри которых развиваются познавательные функции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|