Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая характеристика юношеского возраста.




В юношеском возрасте происходят изменения, завершаются физическим созреванием. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется самостоятельность и ответственность. На этот возраст приходится много критических социальных ролей и событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности. Это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Общество, в свою очередь, ставит перед молодым человеком совершенно конкретную и жизненно важную задачу профессионального самоопределения, и таким образом создается характерная социальная ситуация развития. Социальная ситуация развития в ранней юности - «порог» самостоятельной жизни. Теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты развития. Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Ведущая деятельность: По Эльконину и Леонтьеву ведущая деятельность признается учебно-профессиональная. Содержание психологической готовности к самоопределению: - Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии; - развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы). - Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним. Профессиональное самоопределение - это многомерный, много ступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе проф. Самоопределения устанавливается баланс личности и личных предпочтений и склонностей к разделению труда. В раннем юношеском возрасте проф.самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Основу профессионального самоопределения составляет следующие психологические факторы: - осознание ценности общественно полезного труда,- общая ориентировка в социально – экономической ситуации в стране,- осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,- общая ориентировка в мире профессионального труда, - выделение дальней профессиональной цели (мечты), - согласование мечты с другими важными жизненными целями(семейными, личностными, досуговыми), - знание о выбираемых целях,- знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и т.д. В юношеском возрасте свойственен формально – логический, формально операциональный тип мышления. Интерес к учению заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Так же возникает выраженный интерес к различным источникам информации (книгам, кино, ТВ). Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, познавательные интересы приобретают широкий, устойчивый характер, растет сознательное отношение к труду и учению. Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее.

20. Личностным самоопределением является основное новообразование ранней юности, которое определяет все другие виды самоопределения юношей и девушек. Определяющую роль в личностном самоопределении на этом этапе играет самосознание, которое выступает основой построения отношения личности к себе и взаимодействия с другими людьми. Характер самоопределения, который формируется в старшем школьном возрасте, обеспечивает возможность построения жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и деятельность. Становление этого феномена осуществляется поэтапно: сначала внутренне, то есть через осознание учеником действительности и себя в социуме; сравнения действительности со своей системой норм, ценностей и их оценки; сравнения себя и требований объективной действительности; самооценку; выбор определенной социальной роли, устойчивой жизненной, общественной позиции, и только потом проявляется внешне в деятельности и поведении через реализацию социальной установки, обмен ценностями. М. Гинзбург вывел основные положения, дающие возможность построить целостную картину самоопределения в юношеском возрасте: личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу и является активным определению позиции старшеклассника относительно социально значимых ценностей; в этом возрасте личностное самоопределение является генетически исходным и определяет развитие всех других типов самоопределения; особенности личностного самоопределения обусловливают характеристики социального самоопределения; на основе особенностей социального самоопределения у старшеклассника вырабатываются требования и ожидания к определенной профессии, осуществляется проф самоопределение; самоопределение в старшем школьном возрасте тесно связано с представлениями о своем будущем; личностное самоопределение неразрывно связано с переструктурированием мотивационной сферы старшеклассника. Среди основных соц-псих детерминант личностного самоопределения юношей и девушек можно выделить такие представления, имеющие смысловое значение для жизни: значимость проблем, кот обсуждаются с ровесниками; круг референтных лиц; ценностные ориентации; целеустремленность отношений; сферы самореализации; отношение к социуму и осмысление себя в нем; будущие планы, их конкретное содержание; выбор профессии, ориентация в ней на социально или личностно значимые факторы; мера уверенности в выборе линии поведения. В зарубежной процесс самоопределения называют формированием идентичности. Среди основных состояний формирования идентичности выделяют обусловленность, диффузию, мораторий и достижения идентичности. Старшеклассники в статусе обусловленности берут на себя обязанности, не принимая самостоятельных решений. Кто находится в статусе диффузии, нечеткая направленность личности и мотивация деятельности, они просто уходят от вопросов, касающихся личностного самоопределения. Статус моратория предусматривает эпицентр кризиса идентичности старшеклассника или периода принятия ответственных решений. Достижение идентичности - статус школьной молодежи, которая прошла кризис, взяла на себя определенные обязанности вследствие сделанного выбора и старается жить по определенным правилам.

№21. Проблемы развития личности от 18 до 30 лет.

Возраст от 18 до 30 лет называется ранней взрослостью. В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие человека проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Главными проблемами в эмоциональной сфере являются достижение идентичности и близости. Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него. В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии. Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее. Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом. Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний. На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина. В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности. В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются. Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...