Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Устранение боли из привязанности: Как вести уравновешенную жизнь




Знаете ли вы кого-нибудь, кто удовлетворен тем, что у него есть? С большинством людей это не так: они хотели бы иметь больше денег, лучше проводить отпуск, покупать больше вещей для своего дома и носить более привлекательную одежду. Некоторые становятся несчастными, когда не могут позволить себе то, чего хотят, и даже если у них это есть, они беспокоятся о том, чтобы оплатить счета к концу месяца. Они привязаны к своему имуществу и горюют, когда утерян драгоценный подарок или ломается семейное наследие.

В течение дня наше внимание обычно направлено наружу. С утра до ночи мы желаем видеть красивые образы, слышать приятные звуки и трогать приятные предметы. Когда мы делаем это, мы счастливы; когда — нет или когда соприкасаемся с неприятными зрелищами, звуками, запахами, вкусами и телесными ощущениями, мы расстраиваемся. Наши чувства и настроения ежедневно поднимаются и опускаются в зависимости от того, нравятся ли нам те объекты чувств, с которыми мы сталкиваемся.

Хотя мы извлекаем удовольствие из объектов чувств, это удовольствие — ограниченное. Если мы тщательно исследуем свою жизнь, то обнаружим: то, что один раз доставляет нам удовольствие, в другой раз делает нас несчастными. Например, пища приятна, когда мы начинаем есть, но не когда переедаем. Деньги дают нам возможность иметь много вещей, но они также заставляют нас беспокоиться о том, как бы их не потерять или чтобы их не украли. Вещи, к которым мы привязаны, не всегда доставляют нам удовольствие.

В данный момент нам может казаться, что чувственные удовольствия — это фантастика, но на самом деле нам доступно большее счастье. Согласно буддизму, все существа должны получать удовольствие и быть счастливыми. Однако мы должны тщательно исследовать, что такое счастье и каковы его причины. Есть много уровней счастья, и чувственные удовольствия — это один из них. Однако нам доступно счастье большее, нежели то, что мы испытываем от присутствия прекрасных вещей и замечательных людей. Буддизм направляет нас к высшему счастью, которое проистекает от преображения нашего ума.

Будда заметил, что когда мы привязаны к объектам чувств, то в конце концов становимся несчастными. Проблема не в объектах, а в том, как мы к ним относимся. Как же действует привязанность? Разве это правильный или необходимый способ относиться к людям и вещам, окружающим нас?

Привязанность — это отношение, когда человек переоценивает качества предмета или личности и затем цепляется за них. Иными словами, мы проецируем на людей и вещи те качества, которых у них нет, или преувеличиваем те, что есть. Привязанность — это нереалистическое воззрение и потому вводит нас в заблуждение.

Возьмем, например, пищу, поскольку это то, к чему привязано большинство. Видя или слыша запах чего-то вкусного, мы этого хотим. Нам кажется, будто бы счастье существует внутри пищи. Мы чувствуем, что если бы съели эту пищу, то обрели бы счастье. Нам кажется, что вкусность пищи существует независимо от нас как часть ее исконной природы.

Верно ли то, что нам кажется? Если бы пища была вкусной по своей природе, то каждому бы нравилось одно и то же, поскольку все мы любим вкусное. Если бы хорошее было присуще пище по природе, то она всегда была бы вкусной. Но, если оставить пищу на ночь, она потеряет свежесть и станет непривлекательной. Хотя ранее пища казалась нам неотъемлемо и постоянно вкусной и мы верили этому впечатлению, тот факт, что она изменилась, показывает, что пища не является ни постоянно, ни неотъемлемо вкусной.

Если бы счастье было неотъемлемым свойством пищи, тогда, чем больше бы мы ели, тем счастливее бы становились. Это определенно не так, поскольку, когда мы переедаем, то чувствуем себя отвратительно! Если бы пища содержала счастье, то поедание нужного количества делало бы нас навеки удовлетворенными. Однако спустя несколько часов мы чувствуем голод.

Хотя приведенные выше аргументы могут казаться самоочевидными, важно с ясностью изучить свой собственный опыт. Мы можем что-то рассудочно понимать, не будучи способны применить это в своей повседневной жизни. К примеру, мы можем знать рассудком, что счастье не существует внутри пищи. Тем не менее, всякий раз, когда нам хочется нашей любимой пищи, наше действительное восприятие и ожидание ее совсем иные. Видя это противоречие, мы начнем перемещать свое понимание из головы в сердце. Мы сможем лучше жить, согласуясь с тем, о чем знаем, что оно истинно, нежели согласуясь с тем, что бездумно полагаем таковым.

Когда мы исследуем то, что переживаем, становится ясно, что мы переоцениваем качества пищи и затем привязываемся к ней. Устраняя эти ложные проекции, мы можем ослабить цепляние.

Это не означает, что мы прекращаем есть. Мы должны есть, чтобы остаться в живых, но мы можем иметь реалистичный, уравновешенный взгляд на еду. Если мы относимся к ней как к лекарству, исцеляющему голод и питающему тело, мы будем есть спокойно и довольствоваться тем, что едим. Это удовлетворение — истинное благословение, так как от нас не всегда зависит, что мы будем есть. Если бы мы были привередливыми и всегда хотели потрясающей еды, мало было б у нас удовлетворения просто потому, что мы не можем всегда получать то, чего хотим. Будда сказал в " Дхаммападе":

Привязанность возникает от различающих мыслей,

Так знайте же их как корень привязанности.

Избегайте различающих мыслей,

И привязанность не возникнет.

Определенные фундаментальные заблуждения питают нашу привязанность. Они в том, что 1) вещи, люди и взаимоотношения не меняются; 2) они могут принести нам долговременное счастье; 3) они чисты и 4) они обладают настоящей, обнаружимой сущностью.

Эти заблуждения начинают действовать всякий раз, когда мы к кому-то или чему-то привязаны. Чтобы поглубже их изучить, мы воспользуемся примером своего тела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...