Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрение причин и следствий




Рассмотрение причин и следствий

Действие причины и следствия является центральной идеей буддизма. Подробнее это будет объясняться в последующих главах; однако основной смысл в том, что наши действия приносят результаты. Все результаты какого-либо действия не становятся нам известны сразу же; как семени требуется время, чтобы прорасти и стать деревом, так и для того, чтобы наши действия принесли результаты, нужно время.

Начиная постигать механизм действия причин и следствий, мы приходим к пониманию того, что ситуации, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, происходят с нами не случайно. Они являются результатом действий, совершенных нами в прошлом. Как бумеранг делает круг и возвращается к тому, кто его послал, так и с нами обращаются так же, как мы сами обращались с другими. Буддийское объяснение причины и следствия сходно с христианской идеей: " Что посеешь, то и пожнешь".

Исследуя то, как мы поступали с другими, мы увидим, что наше собственное отношение и поведение не всегда были примерными. Мы разрушали дружбу, оскорбляли и обвиняли других, сплетничали о них и присваивали их вещи. Разве удивительно, что нам самим причиняется вред? Может, в недавнем прошлом мы и не обходились плохо с тем человеком, который причиняет нам вред сейчас, но вообще в прошлом мы вредили другим. Когда созрели плоды наших собственных действий, нет никакой пользы от того, чтобы гневаться или погружаться в самосожаление, ведь, в конце концов, это наша собственная энергия вовлекла нас в данную ситуацию. Как сказал великий индийский мудрец Шантидева:

Зачем я раньше совершил поступки,

Из-за которых мне сейчас наносят вред?

И раз все от моих зависит дел,

Зачем носить мне злобу на других?

Это не предполагает, что мы становимся мазохистами и начинаем агрессивно стыдить самих себя. Скорее мы осознаем свою роль и извлекаем из этого урок. Если нам не нравятся результаты, которые мы испытываем теперь, мы создадим сильную решимость прекратить создание причин возникновения подобных вещей в будущем. Это заставит нас внимательно следить за тем, чтобы не вредить другим. В следующий раз, прежде чем выйти из себя, мы дважды подумаем. Извлекая урок из ситуации, мы примем твердое решение улучшиться. Поступая так, мы превратим в благоприятную ту ситуацию, которая приносила беспокойство.

Часто ли мы обнаруживаем себя в похожих ситуациях, снова и снова реагируя сходным образом? Если так, то почему? Мы должны задуматься, не являемся ли мы привычно легкомысленными, тем самым вынуждая других исправлять наши ошибки. Если это так, то это значит, что на самом деле другой человек добр в том, что указывает на наши ошибки, так как это дает нам возможность исправляться. То, что он делает это в повышенных тонах, к делу не относится. Суть в том, что нам нужно лучше понимать то, как наши действия влияют на других. И этот человек помогает нам развить такое понимание.

Нам следует проверить, нет ли у нас привычки чувствовать обиду или гнев перед лицом критики. Иногда мы слишком чувствительны и легко обижаемся. Если кто-то поступает так, как нам особенно не нравится, мы преувеличиваем важность этого события, делая его незабываемым. А затем годами носим в себе обиду. В этом зачастую коренится семейная вражда.

То, что мы носим в себе обиду, не задевает другого человека, так как он или она давно уже могли забыть об инциденте. Но наша обида делает нас несчастными на годы. Кто-то мог однажды что-то сказать, мы же годами повторяем это снова и снова, всякий раз причиняя себе боль. Ради своего же блага, как и ради мира с другими, лучше не быть таким чувствительным и выбросить это все из головы.

 

Давить или смиряться?

Значит ли это, что мы позволяем людям давить на нас, как им хочется? Позволяем ли мы кому-то вредить себе и другим вместо того, чтобы повысить голос или ударить его? Нет. Быть терпеливым не значит быть пассивным. Терпелив тот, чей ум ясен. Действия, проистекающие от терпеливого ума, могут быть и мягкими, и жесткими.

Сперва мы должны освободить свой разум от гнева. Когда мы замечаем, что рассматриваем ситуацию через узкое окошко МЕНЯ, мы останавливаемся и тратим некоторое время на то, чтобы расширить свое видение. Мы думаем о том, как ситуация представляется другому и что важно для него. Мы размышляем о том, каким образом наши собственные действия в прошлом и настоящем втянули нас в эту ситуацию.

Как только наш ум успокаивается, появляется место для терпения и сострадания. Ясный ум, свободный от близорукого и буйного гнева, может реалистично оценить альтернативные способы поведения и выбрать лучший для всех заинтересованных лиц вариант.

Чтобы эффективно общаться, нам иногда нужно говорить с силой в голосе. Говорить с силой, сохраняя при этом сострадательное отношение, в ситуации, которая этого требует, — это важное умение. Это заметно отличается от того, чтобы кричать в бесконтрольном гневе, когда мудрее было бы помолчать, извиниться или уважительно изложить свою позицию. Побуждение, то есть наше внутреннее состояние ума, не надо путать со словесными и физическими действиями, с помощью которых мы общаемся с другими.

Всегда, когда это возможно, мы должны избегать насильственных действий. Но если, чтобы помешать кому-то причинить вред себе или другим, единственным решением будет ударить его, тогда, с состраданием и к тому, кто наносит вред, и к тому, кому этот вред наносится, мы должны сделать ровно столько, сколько необходимо, чтобы остановить этого человека. Таким образом, прежде чем действовать, важно, чтобы ум был в покое. Если мы действуем под влиянием гнева, есть вероятность, что мы применим физическую или словесную силу, когда это не оправдано, или же, когда это оправдано, применим ее в большей мере, чем нужно.

В общении нам иногда может понадобиться говорить твердо — чтобы выразить свое понимание того, что правильно или неправильно, полезно или нет. Это можно сделать без гнева. Но если другой говорит неверно или гневно и мы тоже это делаем, кто же тогда прав и кто нет? Гнев портит то, что мы делаем и говорим. Спокойный же ум может справиться с ситуацией благоприятным образом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...