Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация профессиональной ориентации школьников




В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» [10] трудовая функция учителя «Обучение» предполагает владение умением включать в образовательный процесс всех учеников, в том числе одаренных.

«В целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний проводятся всероссийская олимпиада школьников, олимпиады школьников, перечень и уровни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» [1].

Проведение всероссийской олимпиады школьников по предметам регламентируется Порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России [11].

Для лиц, проявивших выдающиеся способности, предусматриваются специальные денежные поощрения в виде премий Губернатора Белгородской области [27].

Исходя из вышеуказанного, очевидно, что у учителей географии имеется возможность выявления и поддержки одаренных детей.

Вместе с тем остается открытым вопрос поиска оптимальных форм подготовки одаренных детей к олимпиадам и конкурсам.

С началом введения в практику работы новых образовательных стандартов общего образования изменились подходы к работе с одаренными детьми, акцент сместился в сторону деятельностного аспекта. Ребенок должен быть творцом, мыслителем, уметь анализировать свою деятельность, проектировать цели, ставить задачи, выбирать способы их решения. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Необходимо вместо разового одномоментного отбора таких детей вести системный поиск в процессе обучения, в том числе используя возможности дополнительного образования. Также необходимо учитывать особенности конкретных проявлений одаренности, чтобы помочь ребенку раскрыть свои способности и достичь успеха, правильно выбрав для него варианты участия в конкурсах, олимпиадах или конференциях. В этом случае учителю географии понадобится помощь педагога-психолога, с которым должна быть построена системная совместная работа.

Следующим шагом должно служить создание индивидуальных программ и траекторий для таких учащихся.

Президент Русского географического общества неоднократно подчеркивал важность создания в образовательных учреждениях географических клубов, кружков, студий. Данные формы работы с одаренными детьми как нельзя более отвечают поставленной цели раскрытия личности ребенка посредством географической науки. Географические клубы в школе могут стать катализатором развития интереса к науке, а также скрытой формой профориентации. Клуб может быть подразделением школьного научного общества или самостоятельной единицей.

Целесообразно при планировании работы с одаренными детьми уделять внимание связям с другими науками, особенно с математикой, поскольку практически все олимпиады и конкурсы предполагают наличие задач не только на знание географических закономерностей, но и сложные математические расчеты. Такие науки, как история, литература, биология также имеют тесную связь с географией. Для расширения кругозора, общей эрудиции, развития творческих способностей одаренных детей уместно предлагать им интегрированные исследования, проекты, где нужно привлекать ресурсы, знания, понимание указанных наук и связей их с географией.

В условиях реализации ФГОС целесообразно работать в сотрудничестве с учителями начальных классов и выявлять имеющих склонность к географической науке детей уже на этом уровне образования. Необходимо включать их в различные объединения, привлекать к участию в конференциях, конкурсах и других мероприятиях на уровне школы, тем самым увлекая их наукой.

Нельзя не отметить важную роль проектно-исследовательской деятельности. Современный этап развития школьного образования выдвигает на первый план индивидуальный подход к обучающимся. Выполнение исследовательской работы школьниками становится неотъемлемой частью работы учителей с учетом Федерального государственного образовательного стандарта. Существует множество конкурсов и конференций в регионе и за его пределами, где можно ребенку проявить свои незаурядные способности: «Открытие», «Меня оценят в 21 веке», «Первые шаги в науку», «Наука. Творчество. Развитие», «Шаг в будущее», конкурсы, проводимые журналом «География и экология в школе 21 века», на ns.portal, других порталах.

В помощь имеющим способности в области географии школьникам создаются летние школы одаренных детей, которые дают возможность индивидуальной работы с детьми, а также вырабатывают психологическую устойчивость и уверенность в себе.

Федеральная база нормативных документов, касающаяся перечня олимпиад и поддержки талантливой молодежи, обновляется каждый год. Адрес сайта «Мир Олимпиад»: (режим доступа: http://xn--80aikaaqfdpng.xn--p1ai/news/169)

1 ноября 2015 года по инициативе Владимира Владимировича Путина впервые состоялся всероссийский географический диктант, в котором приняли участие 71929 человек. По статистике, среди участников школьники составили около 30%. По итогам первого всероссийского географического диктанта с заданиями справился примерно каждый второй. Причем больше всего ошибок было в вопросах, которые требовали практического применения географических знаний. Специалисты заметили, что молодое поколение знает географию хуже, чем те, кто изучал ее до 2000 года. Было установлено, что проблемы при решении заданий возникали в понимании географических закономерностей, терминологии, определении времени. Исходя из этого, учителям географии стоит корректировать работу с одаренными детьми, включая больше практических заданий, расширять общий кругозор обучающихся, прорабатывать понятийный аппарат. Также целесообразно при подготовке детей включать задания на прогнозирование географических ситуаций, задания на узнавание объектов, явлений по признакам, задания на моделирование географических ситуаций и явлений, задания на группировку связей по их генезису.

В Белгородской области уделяется внимание профориентации учащихся на педагогические профессии, связанные с предметной областью. Профессиональная ориентация на педагогические профессии для учащихся 5-11 классов может осуществляться через их участие:

- в тематических экскурсиях совместно с преподавателями среднего и высшего профессионального образования, направленных на раскрытие важности педагогической профессии в современных условиях развития общества;

- во вводной профориентационной диагностике (в рамках предметных элективных курсов, предметных недель, социоориентированных практик);

- в очно-заочной олимпиаде на базе геолого-географического факультета БелГУ;

- в днях открытых дверей, ежемесячных встречах с учащимися на геолого-географическом факультете, где происходит их знакомство с направлениями научной работы кафедр НИУ «Белгородский государственный университет», имеется возможность выполнения проектных и исследовательских работ;

- в итоговой профориентационной диагностике (в рамках предметных элективных курсов, предметных недель, летних лагерей и школ для одаренной молодежи).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...