Управление и его содержимое
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Человек как существо и индивид для чего-то живет и совершает какую-либо деятельность, важную для себя, может быть для общества или для кого-нибудь еще. Если этот человек определил свою цель и пытается найти способы достижения цели, он решает первоочередные или второстепенные задачи. Он организовывает себя. Сейчас для 90-95% работоспособных граждан РФ основная цель в жизни заработать денег для того, чтобы полноценно жить. Одни нанимаются на работу, другие их нанимают. Цель каждого - доход. Такое добровольное объединение людей ради одной цели называется ОРГАНИЗАЦИЯ. Организации бывают бюджетные и коммерческие. У бюджетных организаций цели абсолютно разные, а вот коммерческие организации, независимо от сферы занятости на рынке, имеют одну цель - прибыль. Любое предприятие - это основное звено экономики. Оно обеспечивает население работой, а значит доходом, без которого в сложившейся рыночной системе экономики не обойтись. Организации (в силу своей деятельности на рынке) вращают оборотные средства страны в нутрии нее и за пределами. Чем выше экономика страны, тем выше по статусу страна и ее общество. У населения появляется стимул к повышению своего материального и духовного богатства. Для того, чтобы устроиться на работу, необходимо обладать определенными знаниями, навыками и умениями, а также качествами характера. И человек начинает ставить себе задачи, которые приведут его к назначенной цели. Так же поступает любая организация: ставит перед собой цель, миссию и множество задач, способствующих приближению к цели. Чтобы придти к цели, кто-то должен грамотно управлять всеми ресурсами организации и планировать дальнейшие этапы развития, а это есть менеджмент.
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента). Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. [определение менеджмента и рисунок взяты из лекции, автор Е.Г. Непомнящий "Экономика и управление предприятием"].
Объектом аналитической работы будет коммерческий банк ОАО "БытроБанк", который находится в данный момент времени на одной из самых сложных стадий своего развития. В кратции: в декабре 2007г. произошло объединение двух банков (ОАО "ИжЛадабанк" и ОАО "МобилБанк), 16.06.2008 ребрендинг в силу постановки новой задачи "территориальное присутствие банка". ОАО "ИжЛадабанк" быстрыми темпами развивает свою филиальную сеть за пределами нашего региона, где географическая привязка "Иж" препятствует формированию клиентской базы. И сейчас вопрос организации управления предприятием стоит очень остро. С 2004 г. банк смог нарастить свой персональный портфель от 7 до более, чем 500 сотрудников, занятых в различных направлениях (коммерческое управление, департамент технологического обеспечения, маркетинга, управления персоналом и т.д.). Глава 1. Теоретические аспекты структур, задач и организации управления предприятием
Управление и его содержимое
Управление включает три аспекта: "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
"Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект). В деятельности любого предприятия следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении: сопоставление существующего состояния с желаемым ("где мы?" и "куда идем?"); руководящие требования к действиям ("что надо сделать?"); критерии принятия решений ("какой путь лучший?"); инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис.1.1).
Рис.1.1 Сущность менеджмента
Основные виды целей: стремление к доходу; стремление к имущественному состоянию; стремление к благосостоянию; стремление к увеличению оборота ("доли рынка"); стремление к снижению расходов; завоевание имиджа. Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы). Нормативные требования к управлению включают: принципы предпринимательской деятельности; основные цели, объекты, сферы деятельности; требования к ее организации. Основные принципы предпринимательской деятельности: четкое представление смысла предпринимательской деятельности; отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала); отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде); восприимчивость к НТП; готовность к риску. Принципиальные требования к организации деятельности фирмы: к способу управления (например, авторитарный или демократичный); в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); в среде информации (открытость, секретность); принципы мотивации; организационные структуры; принципы контроля. Реализация всех этих нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности. С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - этике предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы.
Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать: учет их индивидуальных особенностей; предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности; защита от необоснованного вмешательства; гарантия прав; справедливая оплата; социальные гарантии; учет сфер персональной ответственности; участие в управлении и т.д. По отношению к рыночному партнеру: доверительность в совместной работе; отказ от обмана; гарантированное оптимальное снабжение; внимание к потребителям; честность в конкуренции и т.д. По отношению к акционерам: соразмерное участие в прибыли; честное информирование; совместные действия; защита интересов собственников и т.д. Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты: экономический (отношение к прибыли, контролю); организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия); технический (инновации, степень риска, роль НИОКР); рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д. Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР). Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.
Структура управления
Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:
Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности
Рис.1.2 Иерархия менеджмента
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные. Функция управления - вид управленческой деятельности, определяющая приемы и способы направления на достижение цели организации. Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов. Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы всего поля управления (рис.1.3).
Рис.1.3 Поле управления
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Общее управление предприятия состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено в дальнейшем. Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента. Итак, организационная структура управления - это форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения, должностные лица наделяются определенными правами на распоряжение ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций. Типы организационных структур: линейные (административное подчинение); функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения); программно-целевая четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется (рис.1.4).
Рис.1.4 Линейная структура управления
Функциональная организационная структура - связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.1.5).
Рис.1.5 Функциональная структура управления
На рис.1.5 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1-И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка). В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена координация. Практически она не используется. Программно-целевой подход - этот подход предполагает четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей. Программно-целевой подход является теоретической основой стратегического управления, которое получает в современных условиях все большее распространение в кадровом менеджменте, в том числе и на полиграфических предприятиях. В 90-х годах ХХ века в теории управления организациями происходит изменение общей парадигмы управления. Персонал начинает рассматриваться как основной ресурс фирмы, определяющий в первую очередь успех деятельности всей организации. Одновременно усиливается внимание к стратегическим вопросам управления деятельностью организаций. Стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. И. Ансофф, автор данного определения, предложил рассматривать четыре группы таких правил: 1) правила, используемые при оценке результатов деятельности фирм в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев называют ориентиром, а количественную - заданием; 2) правила, по которым складываются отношения фирмы с внешней средой. Такой набор правил называется стратегией бизнеса; 3) правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция); 4) правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность (основные оперативные приемы). По данной теории персонал представляет собой один из ресурсов фирмы, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. В стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть мало предсказуемые факторы и значительно исказить результаты; стратегия имеет отношение и к внутренним факторам деятельности организации: человеческие ресурсы достаточно сильно влияют на реализацию разработанной стратегии и имеют свой стратегический статус; стратегия - это процесс, отражающий управленческую философию руководства фирмы. Появилось новое определение понятия "стратегическое управление". Это управление, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителя, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. Самая новаторская на сегодняшний день структура управления трехмерная схема - на рис.1.6
Рис.1.6 Трехмерная схема управления фирмы "Доу корнинг"
В фирме имеется 10 основных направлений деятельности. По ним создано 10 производственных советов под председательством менеджера направления, подчиненного генеральному директору фирмы. Их основные задачи - обеспечение конкурентоспособности продукции направления и решение экономических вопросов по сбыту. Производственные советы называют поэтому "центрами прибыли". Функциональные службы имеют основной задачей обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, трудовых и материальных ресурсов. Соответственно они называются "центрами издержек производства". В фирме осуществляется единое перспективное планирование в трех измерениях Глава 2. Организационно-правовая и экономическая характеристика ОАО "БыстроБанк" Правовая характеристика
Дата регистрации: 02.04.1992. Единый государственный реестр юридических лиц: регистрационный номер: 1021800001508, дата регистрации: 15.10.2002 Реестр банков-участников системы обязательного страхования вкладов: регистрационный номер: 450, дата регистрации: 14.01.2005. Банковские лицензии. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте N1745 от 27.05.2008 Банку предоставляется право на осуществление следующих операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) N1745 от 27.05.2008 Банку предоставляется право на осуществление следующих операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет. Открытие и ведение банковских счетов юридических лиц. Осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах. Выдача банковских гарантий. Осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Организационная структура
Собрание акционеров
Совет директоров
Департамент Коммерческое управление Правление банка управления персоналом Департамент маркетинга Департамент технологического обеспечения Аппарат президента банка Департамент финансов
Управленческая структура ОАО "БыстроБанка" максимально приближена в данный момент к программно-целевому виду, к стратегическому управлению. Целью текущей рыночной стратегии деятельности ОАО "ИжЛадабанк" является захват значительной доли рынка розничных банковских услуг, стать одним из ведущих игроков на этом рынке, позиционируя себя в качестве кредитной организации, предоставляющей полный спектр банковских услуг. Основными задачами на текущем этапе реализации рыночной стратегии являются: экспансия на рынке розничных банковских услуг УР и других регионов с занятием возможно большего сегмента рынка; увеличение количества и разнообразия предоставляемых Банком розничных операций на занятом сегменте рынка; повышение качества и уровня обслуживания клиентов Банка в условиях острой конкуренции; создание и вывод на рынок розничных банковских услуг связанных банковских продуктов; оптимизация клиентской базы Банка, отказ от работы с недобросовестными клиентами; минимизация рисков текущей деятельности; повышение рентабельности осуществляемых банковских операций и как следствие увеличение прибыли Банка. Достижение намеченной стратегической цели в 2007 году осуществлялось согласно “Стратегии развития 2007-2009", утвержденной Советом директоров Банка. Решение стратегических задач осуществлялось посредством предоставления следующих основных услуг: привлечение частных вкладов, по ставкам, на уровне выше среднерыночных; предоставление ипотечных кредитов, под процентные ставки, на уровне выше среднерыночных, на условиях залога приобретаемого жилья; предоставление потребительских кредитов на приобретение товаров длительного пользования, под процентные ставки, на уровне выше среднерыночных, на условиях залога приобретаемого имущества; кредитование на прочие потребительские цели под залог ликвидного имущества. Правильный выбор стратегии развития, взвешенная политика и успешная работа всего коллектива позволили ОАО "ИжЛадабанк" сохранить в 2007 году лидирующее положение среди самостоятельных банков УР. [выписка из годового отчета 2007г. ОАО "ИжЛадабанк"]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|