Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Школа и педагогика в XX веке




ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

С началом 30-х гг. в работу школы были внесены существенные, в сравне­нии с предыдущим периодом, изменения. В соответствии с партийно-правительственными постановлениями 1931—1936 гг. изменилась школьная система. Все прежние типы школы (девятилетка, ШКМ, ФЗС и т.п.) отменялись. Для всей страны были установлены единые типы обще­образовательной школы: начальная (I—IV классы), неполная средняя (I—VII классы) и средняя — десятилетка. С этого времени вводились обя­зательные предметные программы с точно очерченным кругом система­тизированных знаний, устанавливалась классно-урочная организация школьной работы, вводилось твердое расписание, твердый состав учащих­ся класса. Подчеркивалась необходимость использования таких методов обучения, как рассказ, беседа, объяснение учителя в сочетании с письмен­ными и устными упражнениями, с изучением учебника, занятиями в ка­бинетах. Вводился систематический индивидуальный учет знаний учащих­ся по пятибалльной словесной опенке (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично). Устанавливалась руководящая роль учителя и опреде­лялась его ответственность за результаты обучения школьников. Вводился стабильный, удовлетворяющий требованиям науки учебник. Каждый учебник утверждался коллегией Наркомпроса после предварительного рассмотрения, и никакие изменения в него не могли вноситься. Учебники должны были соответствовать идейно-теоретическому и методическому содержанию школьной программы. Особое внимание в школе следовало уделять преподаванию гуманитарных дисциплин, которым предписыва­лась задача формирования коммунистического мировоззрения учащихся.

В 1936 г. была запрещена педология, а вместе с ней и применение различных тестов и исследований детей.

Главной задачей школы стало вооружение учащихся знаниями и раз­витие учебных навыков. В школе было восстановлено словесное обучение, что всегда вызывало критику прогрессивно мыслящих педагогов еще до 1917 г. Постепенно сошло на нет трудовое воспитание, прервалась связь обучения с жизнью. Начался возврат к официальной педагогике XIX в.

С начала 30-х гг. усилилась централизация управления образованием. А в школе наметился поворот к стандартизации и шаблону в учебно-вос­питательной работе, возрождение ориентации на зубрежку материалов учебника и воспроизведение их на уроке. На десятилетия твердо закре­пилась стандартная форма проведения урока. Репродуктивное воспроиз­ведение знаний стало главной обязанностью ученика. Надолго из психо­лого-педагогической лексики исчезли понятия «творчество учащихся», а из практики обучения — «активность» детей в обучении.

С середины 30-х до 90-х гг. школа являлась единообразной, в ней по каждому предмету имелся один учебник, учитель должен был выполнять единые методические указания, продиктованные сверху, при определе­нии методов и приемов работы. Никаких отступлений от программы, учебника, методических рекомендаций не допускалось.

Несмотря на то, что время вносило некоторые коррективы в работу школы, суть ее оставалась неизменной — нацеленность на передачу зна­ний, выработку учебных умений и навыков, репродуктивное воспроизве­дение учениками учебного материала.

С середины 30-х гг. стала утрачивать свои позиции национальная школа. Вначале (1933—1935) были унифицированы школьные программы и учебники всех национальных школ, повысилась роль русского языка, на изучение которого отводилось все больше времени, в последующие годы родной язык в РСФСР был введен как отдельный предмет, а обучение во всех школах стало осуществляться на русском языке. Процесс унификации школы обернулся тем, что не только утрачивались национальные традиции, но происходили разрушительные социальные процессы (например, у наро­дов Севера оказались под угрозой гибели их традиционные занятия, так как выпускники школ-интернатов, оказавшись оторванными от вековых и ес­тественных условий жизни, не могли определить свое место в ней).

Процесс всеобщей советизации коснулся и русской школы, которая утратила целые пласты культурного наследия и духовности.

Задаче воспитания детей в коммунистическом духе была посвящена учебная и внеурочная комсомольская и пионерская работа (с 30-х гг. дет­ские организации были при школе и находились под контролем педаго­гов). Идеологизированность учебников, разных программ воспитательной работы стала очевидной.

НОВАТОРСКИЕ ИДЕИ В ОБРАЗОВАНИИ

В 60-е гг. появились некоторые возможности для отказа от окаменелой педагогики и тогда зародились новаторские идеи в образовании, которые разрабатывались и воплощались их авторами в практику работы отдель­ных школ.

В 70-х — начале 80-х гг. стали известны имена педагогов-новаторов, большинство из них были школьными учителями, некоторые — учеными (Ш.А. Амонашвили, доктор психологических наук, профессор, И.П. Волков — кандидат педагогических наук, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин). Они вели поиск принципов и методов обучения, осно­ванных на гуманизме и сотрудничестве учителя и учащихся, поощряющих активность и самобытность школьников, опирающихся на радостные эмоции детей, открывающих для себя науки и оригинальные способы де­ятельности. Свой опыт обучения новаторы осветили в книгах и статьях.

Новаторский поиск не встретил одобрения официальной педагогичес­кой науки и многочисленных чиновников в министерствах, отделах обра­зования, новаторам приходилось мужественно отстаивать свои позиции.

Но их новации нашли восторженный отклик в учительской и моло­дежной среде; их поддержали наиболее проницательные журналисты и писатели.

Педагоги-новаторы выполнили важную миссию: всколыхнув учитель­ство, они вызвали у педагогов стремление к творчеству, к собственному поиску новых подходов в образовании. Новаторы возвысили в глазах об­щества педагогическую профессию.

Организационные мероприятия в области просвещения (1940—1990)

1943 - открыты сменные и вечерние школы для рабочей и сельской молодежи.

1943 - правительство (СНК РСФСР) утвердило «Правила для уча­щихся».

1944-1945 уч. год - введено обучение детей с 7 лет (ранее с 8 лет).

1944 - введена цифровая пятибалльная система оценок.

1943-1954 - осуществление в крупных городах раздельного обуче­ния мальчиков и девочек.

1944 - Совет Народных Комиссаров СССР ввел сдачу выпускных эк­заменов (за IV, VII классы) и экзамена на аттестат зрелости; награждение отличников золотой и серебряной медалями.

1943 - организована Академия педагогических наук РСФСР (Москва).

1949 - введено всеобщее обязательное семилетнее образование.

1956 - созданы интернаты.

1954-1955 - в учебные планы включены уроки труда и практичес­кие занятия в мастерских.

1958 - принят закон «Об укреплении связи с жизнью и о дальней­шем развитии системы народного образования в СССР».

1974 - объявлено о введении всеобщего среднего образования.

1992 - принят Закон Российской Федерации «Об образовании».

Все очевидные с позиции сегодняшнего дня нелепости в организации и содержании образования рассматриваемого периода не заблокировали его развития. Расширялась дошкольная и школьная сеть учреждений, росло количество учащихся, стал возможным семилетний, а затем и деся­тилетний всеобуч, росло число студентов в вузах и квалифицированных специалистов в стране. Высоким был уровень естественного образования, физико-математической подготовки школьников и студентов, что обеспе­чивало возможность СССР удерживать передовые рубежи в мире в ряде областей науки. Впервые с запуском искусственных спутников Земли и первого в мире советского космонавта Ю.А. Гагарина стали очевидны для зарубежных стран достижения в советском образовании.

Своим мастерством покорили мир наши артисты, что является свиде­тельством сильных позиций художественного образования.

Для каждого ребенка были доступны не только школы, но и бесплат­ные внешкольные учреждения; за небольшую плату или бесплатно школь­ники проводили лето в пионерских лагерях — все это были дополнитель­ные резервы воспитания.

И все-таки жесткий партийно-государственный контроль за образова­нием тормозил его развитие, затрудняя проявление инициативы и творче­ства как учителями, так и учениками, губил многие начинания в педагогике. Множество педагогов находилось под впечатлением и влиянием комму­нистической фразеологии, принимали ее и сами пользовались ею, о чем сви­детельствуют публикации тех лет. Но при этом живое дело отражалось не в лексике, а в конкретном его содержании. Энтузиазм педагога и стремле­ние его к новаторству не иссякли и в годы господства единых требований, стандарта и шаблона. Пример жизни и педагогической деятельности А.С. Макаренко и ВА. Сухомлинского — убедительное тому свидетельство.

ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодо­рожных мастерских.

Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет своей учи­тельской деятельности А.С. Макаренко стремился расширить поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась разнообраз­ная внеурочная культурная работа, устраивались праздники с приглаше­нием на них родителей, экскурсии и походы учеников — всего этого тогда не было в школах. Инициатива, сила воли, настойчивость ярко проявля­лись в творческой работе Макаренко с самых первых лет его педагогичес­кой практики.

В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко по­ступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчи­вает его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. А вскоре произошло событие, в корне переменив­шее всю его жизнь. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагав­шуюся под Полтавой. Этот период педагогической деятельности опи­сан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Первые месяцы для Макаренко и его товарищей стали месяцами поисков истины в педагогической литературе. Результатом этого чтения стало убеждение Макаренко, что приемлемой теории нет и что нужно извлечь ее из всей суммы реально происходивших событий.

Первые ростки «хорошего коллективного тона» дали не столько мо­ральные поучения, сколько совместная работа, интересное и настоящее дело. Случайно обнаруженное А.С. Макаренко неподалеку от колонии брошенное хозяевами (Трепке) имение власти разрешили передать коло­нии. Здесь были хотя и разграбленные, но хорошие помещения, хозяйст­венные постройки, большой сельскохозяйственный участок. Получив не­большие деньги на ремонт имения, все взялись за дело: заработала столярная мастерская и кузница, колония даже начала зарабатывать день­ги на услугах крестьянам. Постепенно все — воспитанники и воспитате­ли — включились в сельскохозяйственные работы.

В первые годы пришло много организационных находок, в том числе отряды и командиры. А во главе отряда по общей договоренности должен стоять командир. В начале сложился один отряд, но другие колонисты тоже пожелали объединиться.

Самое важное изобретение коллектива за все годы работы произошло весной 1923 г. — создание сводных отрядов, объединений, составляемых не более чем на неделю. Сводный отряд был вызван к жизни тем, что 70 десятин земли (вообще все сельское хозяйство) требовали рабочих рук. Колонисты же состояли в постоянных отрядах при мастерских и не хо­тели порывать с ними; ведь мастерские — это квалификация. В таком сводном отряде могли быть от 2 до 20 человек из разных постоянных объединений, работа была связана с переменой места и ее характера; на неделю советом командиров назначался командир сводного отряда. Командиром такого отряда мог быть любой колонист, а так как командование требовало большой ответственности, заботы, оно научило большинство колонистов выполнять организаторские функции.

Колонии было присвое­но имя Горького и она стала называться так: «Трудовая колония им. A.M. Горького».

Через 3 года после своего образования колония была признана Наркомпросом Украины образцовым воспитательным учреждением, в котором была четко налажена жизнь и сельскохозяйственное производство.

И в это время Наркомпрос предложил переезд в Куряж — совершен­но запущенную детскую колонию; совет командиров, посовещавшись, решил спасать куряжскую колонию; общее собрание колонистов поста­новило: просить Наркомпрос передать горьковцам Куряж. Там находи­лись 280 воспитанников, а горьковцев было 120.

В очень короткие сроки (меньше чем за год) бывшие воспитанники куряжской колонии влились в коллектив колонии им. Горького, преобра­зились как они, так и вся обстановка: были отремонтированы старые по­мещения, построены новые, налажено хозяйство, заработала школа.

В колонии организовали дерево­обделочную мастерскую, заключили договора, открыли в банке текущий счет. Делали улья, мебель, ящики и др.

Начали намечать новые планы: открытие собственного рабфака, ново­го корпуса машинного отделения.

Старшие воспитанники колонии отправлялись в город на рабфак, но продолжали принимать самое деятельное участие в жизни колонии: про­водили здесь каникулы, включались в работу, выступали воспитателями младших. Это были верные и лучшие сторонники и помощники Мака­ренко.

В колонии велась и большая культурная работа: был организован ор­кестр, традиционными стали кинопоказы. Часто приезжали гости: сту­денты вузов, рабочие экскурсии, педагоги, журналисты, иностранные гости.

В прессе появились статьи о жизни колонии; о ней с большой тепло­той писал и Горький.

Годы становления и развития колонии им. Горького были временем осмысления А.С. Макаренко своего практического опыта, разработки пе­дагогической системы, определения основных целей и принципов воспитания. Идея демократизма и гуманизма, требовательности и дисциплины, на которых строилась его система, встречала не только единомышленни­ков, но и большое сопротивление представителей официальной «науки», которой считалась тогда педология, и Наркомпроса Украины: общепри­нятыми были утверждения о том, что «наказания воспитывают раба», что нужны самоорганизация и самодисциплина и т.п. Постоянные комиссии, проверки, разносы и поучения от людей, занимавшихся кабинетной пе­дагогикой — таково было отношение Наркомпроса и НИИ педагогики к Макаренко.

Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской тру­довой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.

Из коммуны им. Горького для создания нового коллектива советом командиров были отобраны 50 человек. К ним присоединились 100 беспризорников. Вскоре число воспитанников возросло до 500. «Только пятьдесят пацанов-горьковцев пришли в пушистый зимний день в красивые комнаты коммуны Дзержинского, но они принесли с собой комплект находок, традиций и приспособлений, целый ассорти­мент коллективной техники...».

Создали деревообрабатывающую, швейную, литейную мастерские. И вскоре на сред­ства, заработанные самими коммунарами, было организовано настоящее промышленное производство — открыт завод, здесь впервые в СССР на­чали изготавливать фотоаппараты марки «ФЭД» (в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского) и электросверла (1931).

Коммуна никогда не получала денег от государства. Последние годы коммуна им. Дзержинского была на хозрасчете... Это очень важное об­стоятельство: с 1930 г. окупались все расходы: на жалованье учителям, оборудование кабинетов в школе, на содержание воспитанников, кроме того, на проведение летних походов, посещение театров, покупку авто­бусов и т.д. Коммуна давала несколько миллионов рублей чистой при­были государству.

Хозрасчет помог подготовить воспитанников к жизни: работа на про­изводстве обеспечивала им возможность приобретения различных рабо­чих квалификаций.

Коммунары работали на предприятии 4 часа в день, учились в средней школе, многие после школы поступали учиться в вузы.

Воспитание в коммуне основывалось на принципах, выработанных Макаренко в прежние годы, хорошо организованный производственный труд он считал одним из основных звеньев воспитательной системы Труд на заводе создавал и прекрасную базу для развертывания воспита­тельной работы.

В 1935 г. Макаренко оставил работу в коммуне им. Дзержинского и, переехав в Москву, занялся по совету Горького литературной деятель­ностью.

В 1933—1935 гг. была издана «Педагогическая поэма», затем - «Книга для родителей», «Флаги на башнях», напечатаны литературовед­ческие, педагогические статьи; произведения Макаренко издавались в СССР около 250 раз и были переведены на многие языки мира.

В золотой фонд мировой литературы вошла «Педагогическая поэма», которой зачитывались в СССР; она была издана уже в 1936 г. в Англии, а также в Голландии, Италии, Дании, Финляндии, Японии и переиздавалась не раз, инсценировки по ней прошли в разных театрах мира.

К 1980 г. в Западной Германии было опубликовано более 800 работ по Макаренко. В Москве несколько раз издавались собрания сочинений А.С. Макаренко, последнее вышло в восьми томах. Все это — свидетельст­ва востребованности педагогической теории Макаренко.

Судьбы более трех тысяч воспитанников А.С. Макаренко — лучшее свидетельство его педагогического успеха и лучший ему памятник. Из бывших колонистов и коммунаров вышли квалифицированные рабочие и инженеры, крупные руководители производства, выдающиеся учителя и воспитатели, военные врачи, художники, артисты, юристы и журналисты. Немало бывших воспитанников героически погибли в годы Великой Оте­чественной войны. Честность, самоотверженность в труде, прекрасное чувство коллективизма, чуткость и готовность прийти на помощь другому пронесли многие из них через всю жизнь. А в сердце — светлый образ своего учителя Антона Семеновича. «Удивительный Вы человечище и как раз из таких, в каких Русь нуждается», — так мудро охарактеризовал Макаренко в одном из писем к нему А.М. Горький.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Начальный этап всего воспитательного процесса — педагогическое про­ектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изде­лия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества сле­дует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания.

Цель воспитательной работы предусматривает «программу человечес­кой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог. «Мы должны знать, чего мы добиваемся... Ни одно действие пе­дагога не должно стоять в стороне от поставленных целей».

Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две кате­гории:

— типичные, общие для всех;

— индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности способности, наклонности.

Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характе­ра. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товари­щу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настой­чив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день.

Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога вы­бора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности детей.

Так как «человек не воспитывается по частям», невозможно исполь­зовать какое-то одно средство для развития, например, мужества, а дру­гое — активности, организованности. Нужна система средств, гармони­чески связанных между собой и предопределяемая всей организацией жизни воспитанников.

Умение педагога проектировать свою работу, видеть ее цель — одно из важнейших качеств самого воспитателя, определяющее всю методику его воспитательной работы.

Воспитание в коллективе. Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессио­нально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную органи­зацию детей.

«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами». Эти качества коллек­тива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Цели частные и общие при этом не противостоят друг другу. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.

Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих ин­тересов.

Коллектив — это не толпа, а социальный организм, «целеустремлен­ный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, упол­номоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, това­рищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновре­менно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, — это было убеждением Макаренко и оно осу­ществлялось в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя — тактичное и мудрое руководство ростом коллектива.

Единым коллективом должна быть школа, в которой организованы все воспитательные процессы, и отдельный член коллектива должен чувство­вать свою зависимость от него, быть предан интересам коллектива и до­рожить ими.

Коллектив проходит в своем развитии 3 стадии.

1.Коллектива еще нет, а педагог в это время выполняет роль диктатора, выступая с требованиями к воспитанникам.

2.Возникает актив-группа наиболее деятельных воспитанников, жела­ющих принять участие в различных видах работы, поддерживающих начинания педагога и его требования к воспитанникам.

3.Складываются органы самоуправления, коллектив становится способным самостоятельно решать самые разнообразные учебные, хозяйственные, культурные и другие вопросы, требования идут к отдельному воспитаннику от всего коллектива.

В зависимости от того, на каком этапе развития находится коллектив, определяются и особенности педагогического руководства им, позиция педагога и взаимоотношения с воспитанниками.

Организационное строение коллектива. Первичные коллективы (у Макаренко — отряды) воспитательного заведения — первое звено орга­низации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале рабо­ты, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первич­ные отряды лучше создавать разновозрастными.

При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о млад­ших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развива­ются качества будущего семьянина.

В учреждениях интернатного типа следует особое внимание обратить на четкую организацию быта. Так, спальня не может быть просто обще­житием, это дополнительная форма трудового, хозяйственного воспитания, это место где продолжаются учебные и производственные связи. Если упустить из виду жизнь детей, спальня сделается местом самотечной организации, иногда даже с антисоциальным уклоном.

Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитате­лем (пока нет крепкого коллектива) или избираться на общем собрании (в хорошо организованных коллективах). Командир — это воспитанник, преданный интересам учреждения, обязательно хороший ученик, удар­ник на производстве, тактичный, энергичный, честный, внимательный к младшим; он выполняет очень ответственное поручение. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и др. В обязаннос­ти руководства отрядом входит: наблюдение за санитарным состоянием отряда, выполнение дежурными своих обязанностей, выполнение распо­рядка дня, организация помощи в учебной работе; командир и его по­мощники вовлекают воспитанников в разнообразные кружки, помогают в выпуске стенгазеты, приобщают к чтению книг; они регулируют взаи­моотношения, стремятся разрешить конфликты без ссор и драк и многое другое.

Самоуправление является эффектив­ным воспитательным средством. При наличии школьного обществен­ного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается. И руководство органами самоуправления — главная забота руководителя учреждения, для этого «нужно отбросить старую педагоги­ческую хмурость, излишнюю «взрослую серьезность».

Макаренко вспоминал, что в коммуне им. Дзержинского была полная десятилетка, был завод, где каждый работал по 4 часа в день, но никогда не было уборщицы, а каждое утро коммунары натирали паркетные полы — никакой пыли, все блестело. Проводились ежедневно различные совещания (производственные, физкультурные и т.п.), действовал совет командиров. Коммунары занимались физкультурой, играли, принимали иностранные делегации, ездили по стране, ходили в походы.

Вся эта многообразная и разнообразная деятельность воспитанников была слаженной и четко организованной благодаря самоуправлению. Самоуправление — не только необходимое условие налаживания и сохра­нения порядка, но и средство воспитания активных, умелых организато­ров, воспитания у каждого члена коллектива ответственности за общее дело, самодисциплины.

Главный орган самоуправления — общее собрание, авторитет которо­го необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспи­танниками, активом. На общих собраниях не нужно «зарываться в мело­чи сегодняшнего дня», а следует обсуждать вопросы развития коллектива и переспективы учреждения, улучшение воспитательной работы, учебы и производства. Руководству учреждения нельзя злоупотреблять возможнос­тью выступать сколько угодно и когда угодно, а нужно дать право выска­зываться воспитанникам. Собрания необходимо проводить по-деловому, и они не должны быть длительными, а председательствует на них любой член коллектива.

На общем собрании избираются органы самоуправления: совет кол­лектива (совет командиров), санкомиссия, хозкомиссия; эти органы рабо­тают по плану и регулярно.

Совет командиров — это единственный орган управления, который работает не по заранее составленному плану, а решает текущие вопросы, возникающие каждодневно, сиюминутно, это очень подвижная организа­ция и руководителю учреждения полезно собирать совет постоянно, еже­дневно или еженедельно. Его лучше составлять из командиров классных (в школе) или производственно-бытовых отрядов в интернате.

Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учрежде­ниях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляе­мые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитатель­ном отношении. Макаренко утверждает, что товарищ должен уметь под­чиняться товарищу и уметь приказать товарищу, потребовать от него от­ветственности; это сложный принцип зависимостей и подчинения в коллективе. Мальчик, дежурный командир, сегодня руководит коллекти­вом, а завтра уже подчиняется новому руководителю. Уполномоченных коллектива должно быть как можно больше, поэтому различные комис­сии, разовые дела коллектива следует стремиться поручать разным членам отрядов; так создается сложная связь взаимозависимостей и взаимоответ­ственности каждого. Командир распоряжается своей властью, даже если она на один день, с уверенностью, без перестраховки, а все остальные принимают эту власть как вполне естественную, необходимую и автори­тетную.

Работа органов самоуправления будет успешной, «если в коллективе все время накапливается актив».

Что такое актив? «Под активом понимаются все воспитанники, хо­рошо относящиеся к учреждению и его задачам, принимающие участие в работе органов самоуправления, в работе управления производством, в клубной и культурной работе». Актив положительно относится к руково­дителю учреждения, поддерживает его. Актив подразделяется на дейст­вующий и резерв.

Действующий актив — это те воспитанники, которые явно ведут кол­лектив, «отзываясь с чувством, со страстью и убеждением» на каждый вопрос. Резерв приходит ему всегда на помощь, поддерживает команди­ров, из резерва пополняется действующий актив.

Нужно стремиться к тому, чтобы большинство членов коллектива со­ставляло актив; особенно важно привлечь к работе наиболее деятельных ребят как можно быстрее, в начальный период организации детского кол­лектива.

С членами актива необходимо постоянно работать: собирать их для обсуждения предстоящих дел, советоваться, беседовать о том, какие есть трудности в работе, и т.п. Актив — это опора воспитателя, благодаря ему опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, ста­новясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать опре­деленные посты и должности в коллективе, не может быть никаких при­вилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования.

Руководителю коллектива необходимо соблюдать правило: командиры отрядов, старшие, члены актива и органов самоуправления лучше всех вы­полняют правила жизни учреждения и несут повышенную ответствен­ность за нарушения правил.

Перспектива. Успех в работе по созданию коллектива зависит от яс­ности и четкости в представлениях о завтрашнем дне каждого воспитан­ника и учреждения. Завтрашняя радость — стимул жизни для любого че­ловека, завтрашний день обязательно должен планироваться и представляться лучше сегодняшнего. Поэтому одним из важнейших объ­ектов работы воспитателей является определение вместе с коллективом общих перспектив жизни, при отсутствии которых не может быть его движения вперед, наступает загнивание даже сложившегося коллектива.

Перспективы могут быть близкими, средними и дальними; важно при этом, чтобы они были общими, «наша работа в области перспективы за­ключается еще и в том, что мы все должны воспитывать коллективные линии устремлений, а не только личные». Нужна гармония личных и общих перспективных линий, чтобы у воспитанника не было ощущения противоречия между ними, а организация перспективы может начинать­ся с личных линий.

Близкая перспектива особенно нужна для детей младшего возраста и на первых стадиях развития коллектива: это кино, концерты, вечера, про­гулки и экскурсии и др.

«Однако было бы большой ошибкой строить близкую перспективу только на принципе приятного, даже если в этом есть элементы, полез­ного. Таким путем мы приучим ребят к совершенно недопустимому эпи­курейству». Жизнь коллектива должна быть наполнена не только радос­тью простого развлечения, но и радостью трудовых напряжений. Так, предложение ребятам устроить каток будет воспринято ими с жаром, ведь оно сулит им будущие развлечения на катке. В процессе работы воз­никнут и новые задачи: создать удобства для катающихся — поставить скамейки, сделать освещение и др. «Когда коллектив сживается в друж­ную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как прият­ная близкая перспектива». Всякая, даже небольшая радость делает кол­лектив более дружным и бодрым. Иногда нужна трудная задача, а иногда нужно дать и самое простое детское удовольствие: через неделю на обед будет мороженое.

Средняя перспектива — это радостное коллективное событие, не­сколько отодвинутое во времени: праздники общенародные или данного учреждения, юбилейные даты почетного шефа, имя которого носит уч­реждение, летний отдых, окончание и начало учебного года и др. Однако воспитателю следует помнить, что средняя перспектива только тогда имеет воспитательный эффект, если к этим дням готовятся на протяже­нии длительного времени, если эта подготовка включает в себя отчеты, соревнования, оборудование помещений, изготовление разных поделок. Таких дней может быть 2—3 в год, а подготовка к ним захватывает большинство воспитанников, занимающихся в различных комиссиях. По­лезно обсудить в коллективе два проекта проведения праздника, при об­суждении возникают новые задачи и предстоящие дела.

Так, коммунары под руководством Макаренко на заработанные сами­ми деньги совершали летом походы, один из них был по маршруту Кав­каз — Владикавказ, Тбилиси, Батуми; другой — Харьков, Нижний Новгород, Сталинград, Сочи, Одесса, Харьков и проходил полтора месяца. Под­готовка к походу занимала всю зиму, и каждый человек принимал в ней участие: коллективно обсуждался маршрут, обязанности каждого участни­ка похода, несколько коммунаров посылали определить, где будут прохо­дить остановки на ночлег, так, чтобы рядом была крыша, вода, люди и пр. В поход выходили со знаменем, духовым оркестром, необходимыми ве­щами и также оговаривалось заранее: кто что понесет, кому передаст. Ехали поездом часть пути, плыли по реке, шли пешком. Таким образом, поход мобилизовывал каждого человека и весь коллектив, включая всех, в течение всего года в культурную и другую подготовку.

Далекая перспектива — это будущее учреждения; если ребята любят его, такая далекая перспектива увлекает их на серьезную и трудную ра­боту, на напряжение сил.

«Коллектив учреждения есть расширенная семья, и для каждого члена коллектива будущая судьба учреждения никогда не может быть безраз­личной». На фоне коллективной далекой перспективы определяются и личные устремления каждого воспитанника, его собственное будущее. Помочь воспитаннику выбрать свою жизненную перспективу важно не только для его будущей судьбы, но и для жизни в воспитательном учреж­дении, Важно возбудить в каждом желание быть лучшим в любом деле, доказать, что «энергия, энтузиазм, разум, стремление к высокому качеству работы каждую специальность делают завидной».

«Может быть, главное отличие нашей воспитательной системы от буржуазной в том и лежит, что у нас детский коллектив обязательно должен расти и богатеть, впереди видеть лучший завтрашний день и стремиться к нему в радостном общем напряжении, в настойчивой ве­селой мечте».

Традиции, стиль, тон жизни коллектива. Традиции закрепляют все ценное в опыте коллектива, создавая в то же время его самобытность. Они складываются в процессе жизни и деятельности, педагог ничего не выду­мывает и не навязывает воспитанникам. «Ничто так не скрепляет коллек­тив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Как пишет Макаренко, традиций в его детском коллективе было много, «просто сотни», и даже он не знал всех, а ребята знали, они знали их незаписанными, они передавались от старших к младшим.

Отличительными признаками стиля детского коллектива Макаренко считает следующие.

Мажор — основное качество жизни коллектива. «Постоянная бод­рость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность», — таким был стиль жизни коллектива в учреждениях М

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...