Закон перехода количества в качество
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ Принцип существенности
Понятие сущности во многом совпадает с тем, что употребляется в обыденном представлении, когда используется этот термин. Так, в разговорной речи нередко можно услышать фразу “короче, по существу”. Тем самым обычно формулируется пожелание одного из собеседников знать главное, основное, определяющее в содержании разговора. В повседневной жизни встречаются ситуации, когда свойства и отношения предметов обусловливают другие его свойства и отношения. В этом случае происходит отождествление сущности с причиной. Именно эти два момента представлений о существе дел находят свое отражение в философском понимании сущности. Сущность как понятие характеризует совокупность всех необходимых связей и свойств предмета, проявляющихся как основание всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Говоря иначе, сущность выступает основанием определенности предметов. Обнаруживает себя сущность через массу свойств и связей, проявляющихся в результате взаимодействия с другими предметами, через явления. Явление как понятие характеризует форму проявления сущности, внешнее ее обнаружение. В философии сущность соотносится с внутренним (неявным), а явление - с внешним (явным). Основная проблема, которая появляется в процессе познания мира, заключается в том, чтобы неявное познать через явное. Чтобы решить эту проблему, следует раскрыть закономерности взаимосвязи сущности и явления. Один из аспектов взаимосвязи сущности и явления сводится к определению меры их совпадения. Можно с уверенностью констатировать, что явление и сущность чаще всего не совпадают друг с другом. Например, проявление характера человека возможно через 1500 его черт, но не все эти черты могут выражать существенное в человеке. Непосредственное бытие вещей выступает завесой, за которой скрывается сущность. Поэтому в народе бытует мнение, что чужая душа (которая отождествляется с сущностью человека) - потемки, то есть не познается. Более того, сущность никогда полностью не совпадает со своим явлением, ни взятым порознь, ни в совокупности с другими явлениями. Явление всегда выглядит несколько иначе, чем вызвавший его глубинный процесс, именуемый сущностью. Философия исходит из того, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то научные исследования были бы излишни. В то же время, если бы явление и сущность не были бы связаны между собой как формы проявления друг через друга, то познание сути вещей было бы невозможным. Отправной формулой для разумного понимания мира считается: “ сущность является - явление существенно ”. Отсюда становится понятно, что душа человека познается по ее проявлениям.
Явления в своей совокупности богаче сущности, потому что несут в себе много несущественного. Одно явление выражает лишь одну из сторон сущности. Вместе с тем сущность глубже любого своего проявления. Ведущая роль в развитии действительности принадлежит сущности. Сущность любой вещи определяется по отношению к какой-либо системе, в рамках которой она может быть выявлена. Поэтому надо различать выявление сущности и определение сущности, потому что это не одно и то же. И хотя проявлений у объекта (стола) может быть множество (стул, кровать и т. п.), сущность у него одна (“столовость”). Познание начинается от явления к сущности, а далее идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Именно в такой последовательности можно продвигаться от менее полной сущности к более полной.
Следует различать не только уровень сущностей, но и уровень явлений. Уровень явлений также имеет свою субординацию по типу: существенные явления, менее существенные явления, несущественные явления и т. д. Это разделение явлений по уровням имеет особое значение в процессе определения “дано”. Сущность имеет также неадекватные формы своего проявления, когда явление имеет независимую от сущности непосредственную сторону бытия, которая называется видимостью или кажимостью. Видимость отражает мнимую сущность. Это может происходить вследствие обмана органов чувств (иллюзии восприятия). Причиной этого может быть субъективная или заинтересованная точка зрения. Надо помнить, что при всей своей несущественности видимость имеет то или иное содержание, которое зачастую в процессе определения “дано” принимается за истинное проявление сущности.
Принцип всеобщности Обыденное сознание в процессе освоения мира получает информацию о нем в виде обособленных, самостоятельных его проявлений и на этой основе формирует представление об отдельном. Характеристика отдельного с точки зрения неповторимого, принадлежащего лишь отдельному, дает представление о единичном, а то, что повторяется, указывает на сходство - об общем. Единичное как понятие характеризует относительную обособленность в пространстве и времени предметов, процессов и явлений, присущую им неповторимую особенность. В свою очередь, общее как понятие выражает определенное свойство или отношение, которое характерно для одной и той же группы предметов, процессов и явлений. Общее не существует само по себе, в чистом виде. Оно неразрывно связано с единичным, отдельным, существует в нем и через него. В свою очередь, единичное входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие их черты. Чтобы выявить единичное, необходимо использовать процедуру сравнения. На практике обычно сравнивают один предмет с другими предметами (например, кухонный стол с письменным столом или со стулом). В ходе сравнения одного предмета с другими устанавливаются их сходство и отличие. Выявленное сходство (для стула и стола - это четыре ножки) рассматривается как общее, а отличие (наличие спинки у стула) - как особенное. Отдельное представляет собой единство общего и особенного. Оно обладает сторонами, указывающими как на сходство, так и на различие от другого отдельного.
Особенное как понятие характеризует отличие данного предмета от всех предметов, с которыми он сравнивается. Единичное всегда выступает в роли особенного. Особенное характеризует предмет как целое в соотнесении его моментов - единичного и общего. Обычно особенное рассматривается как нечто, что опосредствует отношение между единичным и общим. Например, понятие “стол” выступает как общее по отношению к каждому столу и как особенное по отношению к кухонному. Особенное выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а, прежде всего, как объединяющее их начало в рамках целого. Особенное выступает как реализованное общее (у каждого человека есть голова, но каждая имеет свою особенность). Единичная вещь является всегда особенной, потому что отличается от других вещей (отдельный лист дерева имеет неповторимое строение). Особенным может быть не всякое общее, а лишь то, что может отличать одно от другого. Взаимосвязь единичного, особенного и общего достаточно эффективно используется в обобщении и индивидуализации. Индивидуализация всегда указывает на нечто уникальное, неповторимое (черты характера отдельного человека). Обобщение, в свою очередь, приводит к типизации - соответствию какой-либо группы образцу (акцентуации характера). Предельным случаем типизации является стандартизация (процесс, в котором образец, эталон принимаются за исходные для сопоставления с ними подобных объектов). Взаимосвязь единичного и общего находит свое отражение на уровне обыденного сознания по признакам сходства. Общим является свойство одной вещи, сходное со свойством другой вещи (например, у каждого стола есть крышка). Общее для стола, стула, дерева дает наблюдение. Научное понимание исходит из того, что общим является то, что принадлежит к составу каждого из этих предметов. Иными словами, единый общий признак целиком находится в каждой из обладающих им вещей. Общее в столах заключено в понятии “столовость”. Экспериментального подтверждения общего как “столовости” нет, нельзя ее обнаружить и в процессе наблюдения. Чтобы установить такую степень общности, требуется развитый ум.
В процессе определения общего посредством установления сходного между предметами различия в признаках игнорируются и они превращаются в один признак: скорость вообще, цвет вообще и т. д. Так осуществляется абстракция отождествления, на основании которой можем говорить об одном признаке - цвет вообще, хотя в реальности он не существует. Для философского уровня знания значимо подлинно всеобщее, которое совпадает с целым, поэтому оно охватывает также и проявление особенного - содержание своих частей. Истинное знание о целом невозможно установить без установления различия между абстрактно общим (сходным) и подлинно всеобщим (целым), которое охватывает богатство особенного. Подлинное всеобщее проявляется в законе и характеризует закон как то, что образует целое из его частей, то есть связи между частями. Подлинно всеобщим можно рассматривать структурный простейший элемент, организующий целое, и то, что может быть принято за общее начало для чего-либо (близко к пониманию “зародышевой клеточки”, из которой развивается всякое органическое целое). Принцип содержательности
Представления о содержании и форме в обыденном сознании можно свести к двум моментам. Во-первых, если речь идет о форме, то обычно характеризуют внешний способ существования различных видов бытия (наружный вид, внешние очертания предмета) и противопоставляют оформленность (придание определенной формы) бесформенности (видимости чего-либо). Содержание, в свою очередь, соотносят с внутренней характеристикой бытия. Во-вторых, форма и содержание на обыденном уровне не рассматриваются как связанные друг с другом. В философии форма как понятие характеризует внутреннюю и внешнюю организацию содержания. Внутренний аспект формы соотносится с принципом упорядоченности, а внешний - со способом существования содержания. Понятием “форма” обозначается и внутренняя организация содержания, которая является его структурой. Философское понимание содержания выражается в совокупности различных элементов и их взаимодействии, определяющих основной тип, характер предметов. Взаимосвязь этих категорий образует целостность, в которой определяющей стороной является содержание. Самым важным во взаимосвязи содержания и формы является то, что они выражают разные аспекты одного и того же предмета. Суть их взаимосвязи заключается в том, что содержание всегда оформлено, а форма всегда содержательна. С позиций разума содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма - переход содержания в форму. Этот переход есть одно из важнейших определений их взаимосвязи, в которой содержание представляет подвижную, динамическую сторону целого, а форма выражает его устойчивую сторону.
Форма как внутренняя организация идеальной реальности детерминирует развитие содержания и развитие самой себя не только на стадии зарождения предмета, но и на всем протяжении его функционирования. Например, если содержание учебного процесса будет изменяться, а его структура не будет вовремя преобразована, то она становится тормозом интеллектуального развития. Неразвитость формы не дает делать шаги в развитии содержания. Оптимальность развития возможна тогда, когда форма соответствует содержанию, и эта взаимосвязь характеризует их единство. До определенного момента они находятся в гармонии. В условиях гармонии форма и содержание содействуют укреплению друг друга и предмета в целом, потому что они соответствуют друг другу. Одно и то же содержание может иметь разные формы (формы проведения учебного занятия), но может быть и иначе - одна и та же форма может быть одним внешним способом существования разных содержаний (один фасон одежды) или их внутренней организацией (форма стихотворения). Существование содержания с точки зрения его жизнеспособности предполагает соответствующую форму. Момент полного или значительного несоответствия приводит к его гибели. Одной из крайностей изменения внутренней организации предмета является волюнтаризм, когда вначале стремятся создать форму, а потом пытаются подтягивать под нее содержание. Так, например, создаются властные структуры в государстве. Превращение формы из средства в цель приводит к формализму и бюрократизму. Формализм - соблюдение внешней формы в ущерб сути дела. Формализм в духовной жизни общества проявляется как противопоставляющее себя актуальным задачам общественной жизни направление в искусстве, литературе, в других науках, придающее главное значение форме в полном отрыве от содержания. Теоретическое обоснование формализма в искусстве получает в “игре формы”, в способе созидания “чистых” эстетических ценностей, освобожденных от связи с нравственным, политическим, жизненно практическим содержанием. В социальной жизни формализм проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным. В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед формой дела при полном пренебрежении его смыслом и духом.
Принцип причинности
Реализуя свою цель в освоении мира, человек, опираясь на знание причин окружающих его явлений, старается достигнуть желаемых следствий. Поэтому отношения причинения в обыденном сознании во многом адекватно представлены в такой форме связи, когда одно явление, которое называют причиной, вызывает к жизни другое явление, называющееся следствием. В целом это верное понимание причинно-следственной связи одного явления с другим зачастую отождествляется с предшествованием во времени одного явления по отношению к другому явлению. В философии причина как понятие характеризует порождение взаимодействия двух явлений, а понятие “ следствие ” обозначает изменение, которое претерпевают эти явления в ходе взаимодействия. Причинное отношение между двумя явлениями указывает, прежде всего, на отношения производства или порождения. Иными словами, причина не просто предшествует во времени появлению чего-либо, но и порождает, то есть генетически (по своему рождению) обусловливает его возникновение и существование. В свою очередь, генетическая обусловленность характеризуется однонаправленностью и необратимостью или временной асимметрией. Таким образом, существенным моментом взаимосвязи причины и следствия является то, что формирование причины всегда предшествует во времени следствию, но не наоборот. Однонаправленность причинно-следственной связи показывает, как в процессе взаимодействия изменение идет от того, что есть, к тому, что возникает. Поэтому сам факт предшествования во времени одного события другому еще ни о чем не говорит. Последовательность изменения явлений во времени - необходимое, но не достаточное условие, потому что они должны быть связаны между собой отношениями порождения. Пространственно-временная непрерывность или смежность причинного отношения проявляется как определенная цепь причинно связанных событий. Причины вызывают не любые, а определенные, соответствующие им следствия. Каждое явление может выступать и в роли причины, и в роли следствия в зависимости от контекста рассмотрения (например, неправильно принятое решение). Причина и следствие могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Некоторые причины вызывают многочисленные, долго развивающиеся следствия, например, такие стихийные бедствия, как ураганы, землетрясения и т. п. Наиболее распространен тип причинно-следственных связей, вызывающих так называемый “ эффект домино ”, когда воздействие одной причины вызывает целую цепочку следствий, подобно тому как падение одной костяшки домино в длинном ряду вызывает последовательное падение всех поставленных друг за другом костяшек. Одна из сложных форм причинно-следственных связей, которая используется в менеджменте, представлена в модели “ дерева событий ”. Ход событий в этой модели в целом развивается по принципу “домино”, но каждое следствие становится причиной не одного, а двух или более явлений. Они, в свою очередь, порождают новые “ветви” последствий. Чтобы вырабатывать эффективные решения, надо в первую очередь следить, как формируется “ветвь” с возможными негативными последствиями и принимать решения по их нейтрализации. Причинно-следственные связи по своему характеру можно разделить на динамические и статистические, которые отличаются по характеру вытекающих из них предсказаний. В закономерностях динамического типа предсказания имеют точно определенный, однозначный характер. Абсолютизация динамических законов приводит к механическому детерминизму, который ограничивался одной непосредственно действующей причинностью и отрицал объективную природу случайности. В статистических закономерностях предсказания носят не достоверный, а вероятностный характер. Подобный характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов. Отрицание принципа причинения и его объективного процесса называется индетерминизмом. Действие причины как порождающего фактора всегда зависит от условий. Условия - это внутренние связи предмета и внешние факторы, представляющие среду, в которой возможно развитие причинно-следственных связей. Одна и та же причина при неодинаковых условиях вызывает неодинаковые следствия. И наоборот, в фиксированных условиях причина обязательно порождает строго определенное следствие. В то же время различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенных отношениях является причиной, а каждая причина в соответствующих отношениях - условием. Изменение условий может предотвратить порождение причиной соответствующих следствий, но не изменить характер следствия. Варьируя условиями, можно выявить производящую причину того или иного события. В работе с условиями скрыт огромный потенциал менеджмента. Повод - это явления, которые сами по себе тоже не вызывают к жизни следствия, но срабатывают как “пусковой механизм”, толчок, импульс, развязывающий действие причинно-следственного взаимодействия.
Принцип необходимости
В обыденном представлении чаще всего слово “необходимость” употребляется в значении, указывающем на обязательность, неизбежность чего-либо, без чего нельзя обойтись, а “случайность” - на то, что нечто появилось, хотя могло и не появляться, то есть на появление чего-либо непредвиденно. С другой стороны, использование данных понятий в обыденном представлении зачастую связано с предлогом, прикрывающим некомпетентность в осмыслении развития действительности. Необходимость как понятие характеризует последовательность событий, обусловленную внутренней закономерностью предмета. Иными словами, необходимость как понятие указывает на внутреннюю причину чего-либо, содержащуюся в самой сущности. Когда причина не содержится в самом событии, а является результатом пересечения закономерно обусловленных линий существования различных событий, то следует говорить о понятии “ случайность ”. Как понятие случайность характеризует в основном внешние, несущественные ,неустойчивые, единичные связи действительности. Сведение необходимости к неизбежности, как правило, приводит к одной из форм фатализма, когда каждое событие и каждый поступок человека рассматриваются как неотвратимая реализация изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Другая форма фатализма образуется вследствие непонимания смысла необходимости в развитии действительности. Фатальность взгляда на мир объясняется тем, что в мире действует слепая сила, все происходящее в нем есть случайность, и поэтому человек бессилен изменить что-либо в соответствии со своими намерениями. Но случайное также имеет причинную обусловленность, как и необходимость. Особенностью проявления случайности является действие отдаленных, нерегулярных, непостоянных, незначительных причин или одновременное воздействие комплекса сложных причин. Поэтому случайность характеризуется неоднозначностью, неопределенностью своего протекания. Зачастую случайность порождается произволом, нарушением действия объективных законов. Случайность может выступать как нечто постороннее по отношению к данной необходимости, когда порождается побочными факторами. Суть взаимосвязи необходимости и случайности можно выразить следующими фразами: “ необходимое случайно ” - “ случайное необходимо ”. Тем самым определяется главная идея этой взаимосвязи: ни необходимость, ни случайность не бывают в чистом виде. Необходимость всегда прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Поэтому случайность следует рассматривать как форму проявления необходимости. Более того, необходимость и случайность переходят друг в друга в процессе развития - этот переход осуществляется под воздействием условий. Одно и то же явление по отношению к разным условиям может выступать и как случайное, и как необходимое. Случайное возникает в результате действия необходимых связей, но только как их внешнее проявление. При характеристике целостности события случайное можно рассматривать как дополнение необходимости. В этом случае суммирующий эффект внутреннего и внешнего образует полное знание о данном событии. Проявление случайности в форме дополнения необходимости создает возможность обратного воздействия случайности на необходимость. В процессе определения “дано” и выработки управленческого решения определяющей стороной является необходимость. Случайность в ходе решения проблем менеджмента будет только усложнять течение этого процесса, индивидуализировать его форму проявления. В процессе выработки управленческого решения надо уметь за случайностью находить необходимость. Для этого требуется случайность поднять до уровня необходимости и обнаружить, как случайное в одних условиях становиться необходимым в других условиях.
Принцип целостности
Представление о части и целом в обыденном сознании во многом определяется рассудочным мышлением. Целое, как правило, отождествляется с нечто единым, неразделенным, а часть - с отдельными долями, на которые подразделялось целое. Взаимосвязь части и целого ограничивается суммативным эффектом, когда целое представлялось как нечто образованное из механической суммы частей. На разумном уровне понимания целое как понятие выражает соотношение и совокупность предметов и связей, которые объединяют эти предметы и приводят к появлению новых свойств, не присущих предметам в их разобщенности. Часть как понятие характеризует момент целостности, непременно заключающей в себе ее специфичность. В понятии “часть” фиксируется не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящие от природы исходных элементов. Часть может быть отделена от целого. Она обладает относительной автономностью и выполняет свои функции в составе целого (одни части выполняют более существенные функции, другие - менее существенные). Иными словами, часть как таковая используется только по отношению к целому, несет на себе черты его качественной определенности и не существует самостоятельно. Для взаимосвязи целого и частей характерно также и то, что в свойствах целого в той или иной форме проявляются свойства частей, а свойства целого не сводятся к свойствам частей. В идеальной реальности целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной системе связей. Эта особенность целостного образования, которая характерна для идеальной реальности, позволяет понять и все остальные специфические черты целого. И если в материальной реальности свойства частей хотя и отражают природу целого, но все же определяются, главным образом, внутренней природой частей (например, в часах), то в идеальной реальности (например, в семье) свойства частей (коими являются члены семьи) целиком определяются свойствами целого, и целое управляет частями. Если в материальной реальности целое характеризует количественный аспект и сводится к сумме частей, то в идеальной реальности целое представляет, прежде всего, качественный аспект и поэтому может быть как больше, так и меньше суммы частей. Взаимосвязь частей в целом в идеальной реальности такова, что она выступает в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им. Логическое противоречие образует и взятая в общем виде постановка вопроса, что чему предшествует - целое частям или наоборот. В отношении части и целого ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (до) частей немыслимо; с другой стороны, часть вне целого - уже не часть, так как в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства. Различие взаимосвязи целого и части в материальной и идеальной реальностях можно проиллюстрировать следующим образом. В материальной реальности части не заменяются; самостоятельны; предшествуют целому; соединяются в агрегат. В идеальной реальности части заменяются; несамостоятельны; целое производит часть, а не имеет их данными, оно делит себя и дифференцируется на части; целое предшествует части. Идеальная реальность, проявляясь в тех или иных формах, дает возможность познать себя в своей внешней и внутренней определенности. Тот, кто пытается, сталкиваясь с внешней определенностью целого, установить его суть посредством чувственного уровня познания, уподобляется слепым, которые таким же образом хотели понять, что такое слон, когда один ощупывал его ногу, другой - хобот, третий - хвост, четвертый - ухо, и каждый в понимании целого исходил только из своих впечатлений. Эта притча позволяет проиллюстрировать, почему “интеллектуально зрячий” человек должен в хоботе видеть хобот слона, а не нечто подобное столбу, в хвосте - хвост слона, а не нечто подобное веревке и т. д. Иными словами, рассматривая любую часть слона, он должен, прежде всего, видеть слона, то есть целое. После этого познание целого и части должно осуществляться одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как состоящее из частей. Поэтому результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом. В идеальной реальности целостность конкретизируется через понятие связь. Часть в идеальной реальности не только рассматривается как часть целого, но и как момент целостности. Суть идеального бытия составляет движение, в процессе которого различаются части, и поэтому часть представляет собой текучий момент - только в движении имеет смысл понятие части целого. В идеальной реальности целое порождает части в процессе собственного развития и в силу этого не может быть сведено к сумме своих частей. Целое - это внутреннее единство порождения движения моментов, частей. Бытие истинного целого состоит в его текучести: движение прекращается - перестает существовать целое. Подлинное целое в идеальной реальности может появляться только в конце развития как его результат. Высокая степень дифференциации целого свидетельствует о высокой его организации, а недостаток дифференциации - о низкой.
Принцип системности
Представление о системе в обыденном сознании практически не сформировано. В лучшем случае оно сводится к характеристике с помощью этого понятия определенного порядка в расположении чего-либо. В этом случае знание о предмете носит, как правило, описательный характер. Философия исходит из того, что любой предмет следует рассматривать как систему. Чтобы изучать предмет как систему, следует определиться с самим понятием “ система ”. Система как понятие выражает упорядоченную взаимосвязь элементов, образующих целое. В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова “ элемент ”. Без этого понятия само определение системы может оказаться банальностью. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Главным свойством элемента является его необходимое и непосредственное участие в создании системы. Элементами системы считают те объекты, явления, процессы, которые принимают прямое, непосредственное участие в создании системы. Если взять человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами - ими оказывается нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т. п. По отношению к организму как системе точнее будет называть их подсистемами. Что касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут быть подсистемами клеток, но не организма. Качество системы определяется, во-первых, природой, свойствами, количеством ее элементов; во-вторых, структурой, то есть их связью, взаимодействием. Как бы значительна ни была роль структуры в обусловленности природы системы, первенствующее значение принадлежит все-таки элементам. Любую социальную целостность можно рассматривать как систему только в том случае, когда она будет отвечать следующим признакам. Во-первых, система должна иметь определенный (оптимальный) набор элементов, связанных между собой. Этот признак нацеливает на учет принципа целесообразности в построениях социальных систем. Иллюстрацией этого служит человек как суперсистема. У нормального человека всего две руки и не больше, и не меньше. Во-вторых, каждый элемент в системе должен выполнять заданные функции по отношению ко всему целому. Если рассматривать, как этот признак проявляется у человека, то обнаружим здесь максимальную его реализацию. Иными словами, ноги ходят не сами по себе, а выполняют определенную функцию по отношению к целому, то есть к человеку. В-третьих, система, в свою очередь, должна выполнять определенные функции по отношению к каждому ее элементу. Для любого из нас даже малейшее отклонение от нормы функционирования организма не остается не только не замеченным, но и тут же вызывает необходимые меры по устранению этого отклонения. Чем своевременнее мы начнем действовать, тем быстрее устраним это отклонение и меньше затратим на это усилий. Учет всех этих признаков позволяет рассматривать любую социальную структуру через составляющие ее части, раскрывать их взаимосвязь в рамках целого, видеть в каждой части не только элемент системы, но и определенную систему. Иными словами, если элемент социальной целостности рассматривать отдельно, то его функционирование также должно определяться признаками системы. Принцип системы обладает диагностическими возможностями, которые в менеджменте можно определить степенью выраженности каждого элемента системы от нуля до единицы. При этом необходимо использовать правило “ слабого звена ”, которое указывает на то, что продуктивность работы всей системы не превышает продуктивность работы ее наиболее слабого звена.
Принцип структурности
Наиболее простым предметом познания для обыденного представления является вещь как совокупность свойств. Основываясь преимущественно на анализе явлений в процессе освоения мира, обыденное сознание использует эмпирически-наглядное как предмет непосредственного восприятия. Из всех свойств вещи в лучшем случае выделяется в качестве сущности ее структура, понимаемая как внутренняя форма. Самое большее, на что способно обыденное представление, - это разложить вещи на компоненты, а потом - на элементы, находящиеся, как правило, на грани чувственного восприятия как доказательства их реальности. На разумном уровне понимания структура как понятие характеризует совокупность устойчивых связей, относительную целостность и тождественность объекта самому себе. Этим понятием определяют, как предмет сохраняет основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях. Структура обеспечивает устойчивость, стабильность и качественную определенность предмета, явления. Иными словами, структура выражает в предмете все то, что остается устойчивым, относительно неизменным при различных его преобразованиях. Поэтому основной характеристикой структуры является тенденция к устойчивости. Структура определяется упорядоченностью связей по горизонтали как связей между однотипными, однопорядковыми частями целого и вертикали как различные уровни и иерархия этих уровней. Регулируются эти уровни посредством управления. Понятие “ элемент ” характеризует относительность определенности части целого. В зависимости от способа рассмотрения в одном и том же целом в качестве элементов структуры могут выступать самые разнообразные единицы. Поэтому в качестве элемента структуры можно рассматривать такой компонент системы, который способен к относительно самостоятельному осуществлению функций. Главным признаком элемента является тенденция к изменчивости. Анализ структуры объекта предполагает: 1) выделение элементов, из которых он состоит; 2) определение их пространственного расположения; 3) изучение способа и характера связи элементов. Изменение элементов приводит к изменению структуры. Характер связи элементов зависит также от особенности той или иной их стороны, которая взаимодействует с другими элементами. Одни и те же элементы, взаимодействуя разными сторонами, могут образовывать различные структуры (например, человек на работе образует трудовой коллектив, дома - семью, на отдыхе - неформальную группу и т. д.). Структура как понятие отражает форму расположения и характер взаимодействия элементов. Качество структуры отличается от суммы качеств ее элементов, потому что элементы взаимодействуют различными сторонами, а не в целом. Поэтому структуру можно охарактеризовать как итог движения элементов целого, итог их организации. Благодаря структуре система воспроизводит себя и существует в относительно неизменном виде. В процесс
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|