Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон единства противоположностей




 

Когда процессом принятия решения пытаются повлиять на ход течения событий, понять природу изменения вещей и явлений, то обычно становятся на позицию “здравого смысла”. Как правило, для “здравого смысла” мир воспринимается статичным, вещи в нем сохраняют свою устойчивость или являются тождественными самим себе. “ Здравый смысл” ищет источник изменения и развития вещей в чем-то внешнем. И это внешнее, в конце концов, сводится к некоторой силе, которая должна быть приложена к предмету.

Ограниченность обыденного сознания в понимании происходящих изменений действительности обусловлена тем, что процесс “здравого осмысления” основывается на рассудочном способе мышления. Поэтому на уровне обыденного способа освоения мира происходит абсолютизация одной из сторон объективной реальности, которая характеризует ее с точки зрения покоя. Рассматривать предметы, явления действительности не в мертвом, неподвижном состоянии, а в движении, развитии и исходить из того, что различия, являющиеся результатом изменения предметов, возникают внутри тождества, может только разум.

Принимая в качестве исходного момента, что мир в своих предметно-чувственных проявлениях предстает как нечто устойчивое, следует исходить из того, что в природе и обществе не существует вещей, не подверженных изменениям. Устойчивость как понятие характеризует способность вещей сохранять в определенных интервалах времени свою качественную определенность, оставаться тем, чем они есть. Устойчивость служит необходимым условием сохранения и накопления изменений, которые происходят в вещах. Но как бы не была очевидна устойчивость, в любой вещи происходят постоянные изменения. Понятие “ изменчивость ” означает, что некоторая относительно устойчивая вещь имеет в разное время не только сохраняющиеся, но и разнящиеся между собой характеристики. Об изменчивости можно говорить лишь при сопоставлении двух или более различных состояний одной вещи. Если взять, например, стол, то обнаружим в этом предмете как тенденцию к устойчивости - она сохраняет стол как предмет, которым можно пользоваться по назначению, так и тенденцию к изменчивости - она указывает на то, что в столе постоянно происходят изменения, ведущие к его старению. Тенденция к устойчивости и тенденция к изменчивости образуют в столе взаимопроникающие противоположности, обусловливающие те или иные его состояния. Характеристика устойчивости стола очевидна для восприятия, а тенденция к изменчивости так непосредственно не обнаруживает себя, но она проявляется в его физико-химических изменениях. Эти изменения происходят в нем постоянно от момента его создания до разрушения. Поэтому устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они нерасторжимы в любом предмете объективной реальности. Абсолютизация того или иного момента в процессе освоения действительности ведет к искажению картины мира.

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в понятиях тождества и различия. Тождество есть отношение предмета к самому себе или другим предметам, в котором проявляется равенство, совпадение, одинаковость. Внешнее тождество означает равенство, одинаковость двух или нескольких вещей (когда речь идет о сходстве, одинаковости по признакам двух или нескольких столов). Внутреннее тождество характеризует совпадение предмета с самим собой (в этом случае говорят, что стол равен самому себе). Различие есть такое отношение предмета к самому себе и другим предметам, в котором выражается неодинаковость, несовпадение тенденций, свойств в предметах или между предметами и явлениями. Внешнее различие характеризует неодинаковость между двумя или несколькими предметами (между любыми столами можно найти сколь либо выраженное различие). Внутреннее различие выражает неравенство предмета самому себе, то есть несовпадение предмета с самим собой (в этом случае следует признать, что стол не равен самому себе).

Тождество и различие - диалектически связанные характеристики любой изменяющейся вещи. Тождество вещи с самой собой уже с самого начала предполагает различие как свое необходимое дополнение, потому что вещь находится в постоянном изменении. Вот почему воспринимается на уровне “здравого смысла” как абсурдное (нелепое, бессмысленное) утверждение, что предмет одновременно и тот же самый, и не тот же самый. Только на уровне разума звучит вполне правомерно суждение о том, что одновременно стол равен самому себе и не равен самому себе. На языке “здравого смысла” эти два разных утверждения называются противоречием, потому что такого не может быть.

Сама этимология слова “ противоречие ”, которое буквально означает “ противо - речение ”, то есть высказывание взаимоисключающих суждений, указывает на положение, при котором одно исключает другое, несовместимое с ним. Как мы уже установили ранее, рассудочный способ мышления ограничен рамками “ или - или ”. Поэтому для “здравого смысла” правомерен вывод: либо предмет (стол) в данный момент равен самому себе, либо - не равен, и другого быть не должно. На первый взгляд, такой подход соответствует библейской формуле: “да, да”, “нет, нет”, а что сверх этого, то от лукавого”. Но на самом деле это не так, потому что “здравый смысл” и здесь обнаруживает лишь внешние различия, доходящие до противоположностей по типу: либо “да”, либо “нет”. Иными словами, рассудочное мышление, определяя п ротивоположность как понятие, которое характеризует взаимоисключающие стороны, тенденции вещи, фиксирует только те из них, что разделены в пространстве и времени, то есть внешние противоположности. В то же время оно не в силах понять, что есть внутренние противоположности, когда взаимоисключающие стороны, тенденции не имеют пространственно-временных границ.

Когда противоположности одновременно исключают, предполагают и обусловливают друг друга, тогда речь идет о диалектическом противоречии. Диалектическое противоречие по своей сути есть единство противоположностей. Тенденции, стороны в предмете, которые исключают друг друга, находятся в единстве. Единство противоположностей указывает на то, что каждый предмет, кроме своего собственного содержания, имеет в себе “свое иное” состояние. Понять это может только разум. Лишь разум способен определить весомость “да” и весомость “нет” в одном и том же предмете, в одно и то же время. Взаимодействие противоположностей включает в себя и взаимообусловленность, и взаимоотрицание. Столкновение тенденций означает, что одна из них стремится вытеснить, преодолеть другую, то есть их взаимоотрицание. Единство противоположностей следует понимать как равновесие, равноденствие различных сторон, их взаимодополняемость как связь в составе одной целостности.

Закон единства противоположностей гласит, что развитие вещи есть процесс возникновения, развертывания и разрешения внутреннего противоречия. Формами существования, развертывания и разрешения противоречия являются тождество, различие, противоположность, конфликт. Обыденное сознание понимает развитие как уменьшение и увеличение, разумное мышление - как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и познание взаимоотношений между ними). Обыденный подход к пониманию движения оставляет в тени с а м о движение, его двигательную силу, его источник, его мотив или он переносится во вне. Разумный способ освоения мира главное внимание устремляет именно на познание источника само движения, на характеристику его жизненности. Условия познания всех форм проявления мира в их “ самодвижении ”, в их “ живой жизни ” есть познание их как единства противоположностей.

Влияние внешних сил на самоизменяющуюся вещь в лучшем случае можно свести к влиянию условий и к значению “пусковых механизмов”. Внешние детерминанты в этом случае только развязывают, усиливают или тормозят внутренние процессы. Если стол поместить на улицу, где на него будут воздействовать все факторы внешней среды, то в течение нескольких лет он превратится в труху. Если такой же стол поместить в музей под колпак, в котором будут поддерживаться строго заданные параметры, то он там простоит столетия. И в первом, и во втором случаях на стол непосредственно не воздействовали, чтобы превратить его в труху или сохранить как можно дольше. В обоих случаях создавались условия, посредством которых могла одна из тенденций превалировать над другой. Условия внешней среды усилили тенденцию изменчивости, то есть тенденцию к старению стола, а условия музея - тенденцию устойчивости, то есть тенденцию к его длительному сохранению. Источник изменения стола находится в самом столе, но вместе с тем определенное влияние на характер взаимодействия его противоположностей зависит и от условий. Еще в большей степени это правомерно для любых образований идеальной реальности.

Посредством закона единства противоположностей определяется источник развития.

Закономерности взаимосвязи внутренних противоположностей образуют принцип противоречивости, который характеризует всеобщую форму бытия мира.

Закон отрицания отрицания

 

Само слово “ отрицание ” по своему смыслу выражает нечто противоположное утверждению. В обычном словоупотреблении, когда отрицают, то говорят “нет”. Для отрицания также используют частицы “не” и “ни”. В этом случае акт отрицания связан с логическими и грамматическими способами построения отрицательных суждений. В предметном мире действия, построенные по аналогии с такого рода отрицанием, приводят к разрушению, уничтожению, гибели вещей, свойств, отношений.

Отрицать с позиций разума - не значит объявить что-либо ложным, уничтожить и отбросить его. Отрицание в процессе разумного способа освоения мира приводит к развитию, совершенствованию, переходу к более глубокому уровню познания действительности.

В философии под отрицанием понимается переход вещи в новое качество, обусловленный развитием свойственных ей внутренних и внешних факторов. Другими словами, отрицание как понятие характеризует переход в “свое иное” состояние. Такой переход может быть либо конструктивным, либо деструктивным (прекращающим существование чего-либо) по своим последствиям. Конструктивный способ отрицания соотносится с диалектическим отрицанием, а деструктивный - с метафизическим отрицанием. В свою очередь, деструктивность характеризует обыденный способ освоения мира, а конструктивность - разумный.

Метафизический способ отрицания выступает в двух формах: 1) полного отрицания преемственности с предыдущим этапом развития, абсолютизирует момент деструкции, разрушения и 2) абсолютизации момента преемственности в развитии.

Первая форма метафизического отрицания ведет к распаду, ликвидации вещи, свойства, отношения. Для отрицания на уровне обыденного сознания характерен “ пролеткультовский синдром ”, который в наиболее полной мере проявился в первые годы после революции. Для построения пролетарской культуры предлагалось провести полный разгром в вузах и начать строить новые, ликвидировать старых специалистов науки, создать новые программы по математике, физике, в которых было бы все “наоборот”, и т. п.

Вторая форма метафизического отрицания в целом отражает некритический характер преемственности по отношению к прошлому этапу развития. Для этой формы отрицания характерна установка: везде и во всем отыскивать рациональные моменты, даже в фашистских режимах.

Конструктивный тип отрицания является диалектическим отрицанием. Его отличие от метафизического отрицания заключается в том, что оно обусловлено, главным образом, внутренними факторами, внутренними противоречиями. Вещь содержит в себе свое собственное отрицание, которое проявляется во взаимодействии противоположностей. Такой переход в “свое иное” состояние является самоотрицанием. Самоотрицание является необходимым моментом в развитии и обеспечивает связь низшего с высшим, менее совершенного с более совершенным. Диалектическое отрицание может осуществляться в форме снятия, трансформации и синтеза.

В процессе отрицания в форме снятия преобразуется исходная структура предмета. О снятии можно говорить тогда, когда происходит отказ от ненужного в исходном основании, и в то же время сохраняются его свойства, необходимые для нового состояния.

В процессе отрицания в форме трансформации происходит такое изменение свойств и качества вещи, при котором сохраняется исходная ее структура. Здесь не осуществляется переход количественных изменений в качественные, а происходят изменения в пределах одного и того же качества. Примером трансформации как формы отрицания может служить использование стола не по назначению.

Процесс отрицания в форме синтеза приводит к сохранению всего положительного из предыдущего основания. В синтезе происходит аккумуляция не только всего предшествующего содержания, но и всей формы развития. Примером отрицания в форме синтеза может служить образование корневой системы и стебля из зерна.

Ни в одной сфере объективной реальности не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Отрицание органически присуще развитию. Оно следует одно за другим. В процессе повторного и продолжающегося отрицания развитие представляет собой взаимосвязь деструкции и снятия. Момент деструкции является неотъемлемым элементом развития: когда одна сторона вещи созидается, другая сторона разрушается. И если преемственность свидетельствует о прогрессивной линии развития, то момент деструкции определяет появление в то же самое время регрессивной линии в процессе качественных изменений.

Закон отрицания отрицания характеризует стадии развития, сменяющие собой предыдущие и вбирающие в себя из них все положительное, повторяя при этом на высшей стадии черты низшей, исходной ступени развития. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном (относительно завершенном) процессе развития. Например, посадили зерно, вырос стебель, образовался колос. Данный закон проявляется через цепь взаимосвязанных между собой переходов, когда можно зарегистрировать более или менее законченный результат (зерно - стебель - колос). На каждой отдельной стадии закон обнаруживается как тенденция и проявляется в той или иной форме отрицания (снятии, трансформации, синтезе).

Согласно действию закона отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами. Цикл - это относительно завершенный этап изменения. Цикл состоит из трех стадий: исходное состояние объекта - зерно (в логике выработки решения можно обозначить как тезис); его превращение в свою противоположность - стебель как отрицание зерна (антитезис); превращение этой противоположности в “свое иное” состояние - превращение стебля в колос, образованный многими зернами, как отрицание отрицания (синтез). Развитие в целом представляет собой процесс, который складывается из последовательно сменяющих друг друга циклов. В этом процессе происходит накопление изменений, которые определяют направленность развития. Если каждый цикл переводит объект на более высокий уровень его организации, то развитие в целом идет по восходящей линии - линии эволюции. В противоположном случае имеет место деградация объекта - линия инволюции.

Последовательность циклов, составляющую эволюционную цепь развития, можно представить в виде спирали, расширяющейся кверху. При таком символическом изображении действия закона отрицания отрицания каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль - как цепь циклов. Символический образ спирали удачно схватывает направление развития, осуществляемого в соответствии с действием данного закона. В ней можно выделить: а) переход в свою противоположность (самоотрицание); б) преемственность; в) возврат якобы к старому; г) цикличность; д) поступательность в развитии.

Посредством закона отрицания отрицания характеризуется направленность развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...