Общая характеристика факторов ЧС потенцирующих психические расстройства и виды психической реакции на них.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
Занятие по дисциплине БЖД
Тема № 13: «Психологические аспекты ЧС» (для студентов 2 курса лечебного факультета, квалификация «специалист»)
Обсуждена на заседании кафедры Медицины катастроф «28» августа 2011 г. Протокол № 1
Волгоград - 2011 г.
I. Учебные цели: 1. Дать характеристику основных вариантов психо-эмоциональных расстройств у пострадавших в ЧС 2. Рассмотреть принципы оказания первой помощи при основных вариантах психо-эмоциональных расстройств у пострадавших в ЧС Учебное время: 2 часа (90 мин.). Расчет учебного времени
Учебно-материальное обеспечение: а) Литература: 1.Марченко Д.В.. Первая помощь при травмах и несчастных случаях.- Ростов н/Дону: Феникс, 2009.- 314 с. 2. Кочнева С.А. Первая реанимационная помощь/ С.А.Кочнева, Т.Ю.Клипина, Н.Р.Казарян, В.В.Леонкин. - Ростов н/Дону: Феникс, 2008.- 314 с.
3.Медицина катастроф (организационные вопросы). Учебник /И.И.Сахно, В.И.Сахно. – Москва, 2010.
б) Техническое сопровождение: LSD-проектор, ноутбук, экран, Презентация Power Point - 35 слайдов
Текст лекции Введение На исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не принимая во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец. Катастрофы и стихийные бедствия могут стать непосредственными причинами острых психических расстройств. Знания аспектов оказания первой помощи требуют острые (в том числе внезапно развившиеся) расстройства психики (бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение и др.). Кроме того, иногда приходится оказывать помощь при развитии психических расстройств у пациентов с различными заболеваниями внутренних органов (например, при высокой температуре, пневмонии, инфаркте миокарда и др.). Данные состояния сопровождаются неправильной оценкой и трактовкой происходящего, нелепыми поступками, когда действия больного становятся опасными для себя и окружающих. Учебный вопрос I. Общая характеристика факторов ЧС потенцирующих психические расстройства и виды психической реакции на них.
Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях имеют много общего с развивающимися в обычных условиях. Однако есть и существенные различия: 1) Вследствие множества психотравмирующих факторов расстройства одномоментно возникают у большого числа людей. 2) Клиническая картина не носит строго индивидуального, как обычно, характера, а сводится к достаточно типичным проявлениям. 3) Пострадавший вынужден продолжать активную борьбу с последствиями стихийного бедствия (катастрофы), чтобы выжить самому и защитить близких. То есть для ЧС характерно длительное по времени воздействие психопатологического фактора. 4) Настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается проявление основного объема психических расстройств, являющихся следствием прямого воздействия факторов ЧС или их следствия (гибель близких, утрата материального имущества, утрата здоровья). Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях.
При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (Everstine, 1993): 1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены – например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв. 2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки – люди часто переживают их в момент стресса. 3. Длительность. Этот фактор вариабелен. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее, у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) психотравматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем. 4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф; может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки «выученной беспомощности».
5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться или потерять кого-то из близких; самое наихудшее – это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. 6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях. 7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека. Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый психический кризис. 8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, – например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять. 9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись. 10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой, что несомненно может оказать влияние на психоэмоциональную сферу человека.
Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни условиях, на психическую деятельность человека подразделяется на: 1) непатологические психоэмоциональные (в известной мере физиологические) реакции; 2) патологические состояния – психогении (реактивные состояния). - Для первых характерна психологическая понятность реакции, ее прямая зависимость от ситуации и, как правило, небольшая продолжительность. При непатологических реакциях отмечается снижение, но не утрата работоспособности, возможность общения с окружающими и критического анализа своего поведения. Типичными для человека, оказавшегося в катастрофической ситуации, являются чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства за судьбу родных и близких, стремление выяснить истинные размеры катастрофы (стихийного бедствия). Такие реакции также обозначаются как состояние стресса, психической напряженности, аффективные реакции и т.п.
- В отличие от непатологических реакций патологические - психогенные расстройства являются болезненными состояниями, выводящими человека из строя, лишающими его возможности продуктивного общения с другими людьми и способности к целенаправленным действиям. В ряде случаев при этом имеют место расстройства сознания, возникают психопатологические проявления, сопровождающиеся широким кругом психотических расстройств.
Учебный вопрос II.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|