Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии психо-эмоционального состояния пострадавших, подвергшихся воздействию психотравмирующих ситуаций в ЧС.




Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Классификация последовательных стадий в динамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций (Решетников и др. (1989)):

1. «Острый эмоциональный шок».

Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч.

Характеризуется:

- общим психическим напряжением,

- предельной мобилизацией психофизиологических резервов,

- обострением восприятия,

- увеличением скорости мыслительных процессов,

- проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких),

- снижением критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладает чувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30% обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5–2 раза и более.

2. «Психофизиологическая демобилизация».

Длительность до 3 суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»).

Характеризуется:

- резким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций.

- понижением моральной нормативности поведения,

- снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней,

- склонностью к депрессивному состоянию,

- изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни).

- тошнотой, «тяжестью» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита.

3. «Стадия разрешения»

Наблюдается на 3–12 сутки после стихийного бедствия.

Характеризуется:

- относительной стабилизацией настроения и самочувствия,

- у большинства сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими,

- гипомимия (маскообразность лица),

- снижение интонационной окраски речи,

- замедленность движений.

К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия. На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов:

- нарастают явления переутомления. Средние показатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативными данными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателю кистевой динамометрии – на 50% (в ряде случаев – до 10–20 кг). В среднем на 30% уменьшается умственная работоспособность.

4. «Стадия восстановления».

Начинается с 12-го дня после катастрофы.

Характеризуется:

- активизацией межличностного общения,

- нормализацией эмоциональной окраски речи и мимических реакций,

- впервые после катастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих,

- восстанавливаются нормальные сновидения.

 

Несмотря на положительную динамику стадийности течения психо-эмоциональной реакции, длительное нахождения человека в состоянии психического напряжения в очаге стихийного бедствия, может стать причиной различных форм нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной и эндокринной систем.

Учебный вопрос III.

Характеристика и оказание первой помощи при основных вариантах психо-эмоциональных расстройств у пострадавших в ЧС.

У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие варианты психо-эмоциональных расстройств (Крюкова и др., 2001):

  • бред
  • галлюцинации
  • апатия
  • ступор
  • двигательное возбуждение
  • агрессия
  • страх
  • истерика
  • нервная дрожь
  • плач

Бред и галлюцинации.

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

Первая помощь:

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.

3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Апатия

Может возникнуть после длительной напряженной, но безуспешной работы; серьезной неудачи, отсутствия видимого смысла своей деятельности; неудачи в спасении, и т.д. В состоянии апатии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель.

Характеризуется:

- ощущением усталости,

- безразличное отношение к окружающему,

- вялость, заторможенность,

- медленная, с длинными паузами речь.

При отсутствии помощи апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).

Первая помощь:

1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Ступор

Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Ступор может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Основными признаками ступора являются:

- резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;

- отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);

- «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;

- возможно напряжение отдельных групп мышц.

При отсутствии помощи, это состояние приведет к физическому истощению, опасным для жизни ситуациям связанным с отсутствием действий для их избегания.

Первая помощь:

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.

3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

 

Двигательное возбуждение

Иногда потрясение от критической ситуации (взрывы, стихийные бедствия) настолько сильное, что человек перестает понимать, что происходит вокруг него, лишается способности логически мыслить и принимать, решения. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением

Основными признаками двигательного возбуждения являются:

- резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;

- ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);

- часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Первая помощь:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)

4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).

5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.

 

Агрессия

Агрессивное поведение – один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.

Основными признаками агрессии являются:

- раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

- нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

- словесное оскорбление, брань;

- мышечное напряжение;

- повышение кровяного давления.

Первая помощь:

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).

3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

4. Демонстрируйте благожелательность (даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации»).

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:

  • если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
  • если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

 

Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

 

Страх

Психо-эмоциональная реакция человека, чаще всего обусловленная ранее испытанными негативными ситуациями, вызвавшими чувство гипертрофированной охранительной реакции.

Пример: Ребенок просыпается ночью от того, что ему приснился кошмар. Однажды попав в автомобильную катастрофу, мужчина не может снова сесть за руль. Человек, переживший землетрясение, отказывается идти в свою уцелевшую квартиру.

К основным признакам страха относятся:

- напряжение мышц (особенно лицевых);

- сильное сердцебиение;

- учащенное поверхностное дыхание;

- сниженный контроль над собственным поведением.

Панический страх, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он делает и что происходит вокруг.

Первая помощь:

1. Положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс. Это будет для него сигналом: «Я сейчас рядом, ты не один!».

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела.

Нервная дрожь.

После экстремальной ситуации появляется неконтролируемая нервная дрожь (человек не может по собственному желанию прекратить эту реакцию). Так организм «сбрасывает» напряжение. Реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов), после чего человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе

Основные признаки данного состояния:

- дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;

- возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку);

Первая помощь:

1. Нужно усилить дрожь (возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд).

2. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.

3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть.

4. Нельзя:

  • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
  • укрывать пострадавшего чем-то теплым;
  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Истерика

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Основные признаки:

- сохраняется сознание;

- чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

- речь эмоционально насыщенная, быстрая;

- крики, рыдания.

Первая помощь:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. Не потакайте желаниям пострадавшего.

5. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.

Плач

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием.

Основные признаки данного состояния:

- человек уже плачет или готов разрыдаться;

- подрагивают губы;

- наблюдается ощущение подавленности;

- в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.

Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.

Первая помощь:

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадавшим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе): периодически произносите «ага», «да», кивайте головой, то есть подтверждайте, что слушаете и сочувствуете; повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства; говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

4. Не старайтесь успокоить пострадавшего. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов. Ваша задача – выслушать.

Учебный вопрос 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...