Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абрахам Маслоу (1908-1970), американский психолог.




Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей и др. Эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.

Создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность», 1954), где каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности (5 уровней).

 

Самореализация

Самооценка

Познавательные потребности

Любовь и принадлежность

к конкретной группе (соц. статус)

Безопасность и уверенность в будущем

Выживание или биологическая потребность

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийский психиатр, психолог. В основе теории лежит конфликт между врожденными инстинктивными влечениями (Эрос, Танатос) и сознательными моральными культурно-нормированными представлениями. Центром изучения была личность. Источник активности человека исходит из биологического начала:

ОНО (бессознательное, либидо), Я (цензор), СВЕРХ - Я

формируется к концу 1-го года к 3-м годам к 5-6 годам

Используя идеи рекапитуляции (от лат. повторение), Фрейд представил свою трактовку психики в филогенезе и онтогенезе.

Этапы филогенеза:

1. Первобытная фаза: в психике человека представлена как ОНО, жизнь человека подчинена инстинктам, люди живут вместе, во главе стоит отец, который пользуется неограниченной властью. Когда подрастают сыновья, он боясь конкуренции изгоняет их.

2. Фаза тления: появление психики человека, структуры личности. Сыновья объединяются и убивают отца, но осознают, что нельзя убивать и иметь связи внутри рода. Появление Я и СВЕРХ - Я.

3. Цивилизация: появляется архаическое качество, т.е. перенос энергии либидо на социально-одобряемые цели.

Существует культурологическая концепция Фрейда, где он рассматривает роль культуры в развитии социальных отношений и роль личности в культуре. Религию он рассматривает как общественный невроз.

Психосексуальные стадии развития. По мнению Фрейда, лич­ность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. Каждая стадия личностного развития первых 5 лет жизни (высокая актив­ность движущих сил развития) определяется в терминах реакций определенных участков тела (их стимуляция приводит к разрядке энергии либидо): оральная (0-18 месяцев), анальная (1,5-3 года), фал­лическая (до 3-6 лет). Далее следует стабилизация — латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), который прерывается повторной активизацией движущих сил развития личности в 12-18 лет — генитальная стадия с незрелой (гомосексуальная фаза) и зрелой (гетеросексуальная фаза) сексуальностью.

По Фрейду, главным фактором развития человека является сексу­альный инстинкт, прогрессирующий от одного участка тела к друго­му, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо (его эрогенные зоны). Социальный опыт привносит в каж­дую стадию определенный долговременный вклад в виде приобре­тенных установок, ценностей и черт характера.

Оральная стадия объектом либидо является пища, процесс удержания и кусания ее. Потребность в питании является первой и основной потребностью младенца, поэтому большая часть либидиозной энергии катексирована в область рта. По мнению Фрейда, ос­новные оральные функции являются прототипом таких черт зрелой личности, как легковерие или стремление к обладанию имуществом, знаниями (приобретательство — функция удержания), а также стра­стностью к спорам, сарказму (агрессивность — функция кусания).

Во время кормления ребенка обычно утешают лаской, покачивают. Все эти побочные ритуалы помогают снять напряжение, так как ассоци­ируются с процессом кормления. Некоторые разновидности стереотип­ных движений во сне или днем у детей с позиций психоанализа расцени­ваются как регресс или фиксация (задержка) на оральной стадии психосексуального развития. Такие "оральные привычки" взрослого человека, как курение, грызение ногтей, навязчивое облизывание губ и другие являются также проявлениями этой фиксации. Оптимальное протекание оральной стадии существенно зависит от матери, поэтому ею могут "закладываться" такие личностные черты взрослого, как за­висимость от своего окружения (крайнее ее проявление — желание "вернуться в маму"). Оптимизм-пессимизм, доверчивость-недоверчи­вость и другие подобные личностные проявления также являются про­изводными оральной стадии.

Анальная стадия объект либидо — область прямой кишки. В результате выталкивания фекалий обычно возникает чувство физи­ческого облегчения. На втором году жизни ребенка приучают регу­лировать функции кишечника, и он "научается" откладывать это "удовольствие" до подходящего периода. Увеличение самоконтроля связано и с пониманием того, что такой контроль может быть допол­нительным источником наслаждения. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение самоконтроля приносит им по­хвалу и одобрение родителей, а значит позволяет требовать дополни­тельного внимания как к своим "успехам", так и к "неудачам" в туа­летном поведении.

Отношение взрослых к "туалетному" воспитанию может, как полагает Фрейд, определять некоторые черты будущего характера и личностные ценности человека. Если мать строга и наказывает, то ребенок может приучиться удерживать фекалии, развиваются за­поры, а в характере появится склонность к собиранию и удержива­нию — человеку трудно "расставаться" с вещами и идеями (ску­пость, упрямство, сверхчистоплотность и педантизм). Наказания, напротив, могут из-за чувства гнева ребенка приводить к опорож­нению кишечника в неудобное время, а в характере — это эквива­ленты импульсивности, раздражительности, жестокости и неорга­низованности. Все личностные проявления взрослых, вытекающие из этой стадии, в психоанализе часто объединяют под названием "анальный характер".

Анальная стадия для ребенка полна противоречий: с одной сторо­ны, мать хвалит его за "правильное" поведение, а с другой — внушает, что "туалетное" поведение "грязное", и его надо держать в секрете от окружающих. Ни одна сфера современной жизни не наполнена такими ограничениями и табу, как "туалетное" поведение человека.

Фаллическая стадия осознание половых различий и сосре­доточенность на гениталиях. Ребенок "замечает", что у одних лю­дей имеется фаллос, а других таковой отсутствует. По наблюдениям Фрейда, именно в этот период отмечаются особые привязанности ребенка к родителю противоположного пола. Если ранее и маль­чик, и девочка любят мать и одинаково соперничают с отцом за нее, то здесь эти чувства меняются: усиливаются у мальчика и ослабева­ют у девочки.

Удовольствие от фантазий подготавливает формирование Эдипова комплекса у мальчиков, а у девочек— комплекса Электры. В психоаналитической теории эти два главных инцестуозных комп­лекса играют особо важную роль в детской сексуальности. Они обозначены именами героев известных древнегреческих трагедий: у мальчиков—"мужской комплекс Эдипа" (Фрейд) как неосознан­ные сексуальные побуждения к матери, которые сочетаются с нео­сознанной агрессией к отцу как сексуальному сопернику, а у дево­чек — "комплекс Электры" (Юнг) как неосознанное стремление к инцесту с отцом, сочетающееся с агрессией к матери (женский Эдипов комплекс).

У гомосексуальных лиц инцестуозные комплексы соответ­ственны полу, но "обратные", т.е. существуют "прямой" (пози­тивный) и "обратный" (негативный) комплекс Эдипа, равно как и аналогичные комплексы Электры. В реальности между позитив­ной и негативной формами нет строгих границ. В той или иной степени обе эти формы образуют Эдипов комплекс в своем за­вершенном виде.

Фиксация на фаллической стадии у взрослых мужчин проявляет­ся в дерзости, хвастливости, необдуманности поступков. Фалличес­кие типы всегда стремятся добиваться успеха, постоянно доказывают свою мужественность и половую зрелость. У женщин это проявляет­ся в склонности обольщать, флиртовать или в "борьбе" за главенство над мужчинами.

В возрасте от 5 до 7 лет комплексы Эдипа и Электры разрешаются (вытесняются из сознания) за счет идентификации с родителем одно­именного пола. Неразрешенные проблемы комплексов могут ле­жать в основе последующих невротических моделей поведения, им­потенции и фригидности.

В психоаналитической теории стадия Эдипова комплекса с необходи­мостью возникает в возрасте 3-5 лет как фаза развития сексуального инстинкта. Этот бессознательный внутренний конфликт должен разре­шиться в подростковом возрасте путем идентификации с родителем од­ного с ребенком пола и трансформацией Эдипова комплекса в Superego. Происходит своеобразное воплощение (интроекция) в Superego образа сурового родителя; чем сильнее был Эдипов комплекс и чем быстрее произошло его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, обучения), тем строже "Сверх-Я". Причиной многих неврозов в зрелом возрасте Фрейд считал то, что Эдипов комплекс не был изжит, а только вытеснен в бессознательное в детстве.

Пути разрешения сформировавшегося комплекса различны у детей противоположного пола. У мальчиков боязнь отца (страх "кастрации") способствует подавлению сексуального чувства к матери и подавлению агрессии к отцу, а в последующем — к привязанности к нему через механизмы идентификации. Это амбивалентное отношение мальчика к отцу иногда обозначают "отцовским комплексом".

У девочек перенос любви на отца связан со своеобразным "мщени­ем" матери, т.к. она представляется "виновницей" отсутствия фаллоса у девочки. К чувству любви по отношению к отцу у девочек примешива­ется "зависть к пенису", так как она считает себя неполноценной в этом плане ("комплекс кастрации"). У девочек подавление желаний стоит ме­нее остро, чем у мальчиков, что обуславливает различия в их Superego, а значит и различия в сексуальности. Фрейд считает, что формирование женского характера заметно зависит от особенностей трансформации комплекса кастрации. Отсюда возможны три линии развития. Одна ве­дет к сексуальным запрещениям и неврозу, другая — к модификации характера в сторону маскулинизации, а третий, оптимальный путь — к разрешению комплекса и нормальной женственности с желанием иметь ребенка.

Латентный период ослабление сексуальной напряженности (угасание Эдипова комплекса) с переключением на учебу, спорт, увлечения. Формируются структуры Superego, и возникают такие отношения, как стыд, совесть, мораль и прочие, которые призваны противостоять "бурям" периода полового созревания.

Генитальная стадия связана с периодом полового созрева­ния. Если на предыдущих этапах психосексуального развития глав­ным источником удовлетворения либидо было собственное тело — период аутоэротизма (нарциссизма), то в генитальной стадии либидо направляется на других людей. Первоначально — на лиц одноимен­ного пола (незрелая генитальная стадия, гомосексуальный период), а затем и на противоположный пол — зрелая сексуальность (гетеросексуальный период).

В психоанализе термин "нарциссизм" употребляется двояко: как сексуальное извращение, при котором собственное тело является ис­точником наслаждения (в мифологии сын водяного царя Нарцисс умер от любви к своему отражению в озере), и как любая форма себялюбия, производная от детского периода аутоэротизма (более широкое понима­ние термина).

Генитальный характер — это идеальный тип личности в психо­аналитической трактовке. Это зрелый в социальном и сексуальном планах человек. Он испытывает удовлетворение от гетеросексуальной любви.

Анна Фрейд (1895 – 1982) "Происхождение любви к матери"

Продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. Ей принадлежат труды о закономерностях развития ребенка, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при воспитании и обучении, о природе и причинах нарушений нормального развития, их компенсации. "Норма и патология детского развития" 1965г.

Младенчество и весь дошкольный возраст - не безоблачное счастье, ребенок переживает в это время ряд конфликтов, которые определяют все дальнейшее развитие ребенка.

1-й конфликт - отлучение от груди матери.

Кормление грудью обязательно, на основе этого ребенок удовлетворяет потребность в пище, затем свои сексуальные влечения. Отлучение от груди матери ведет к тому, что это влечение не удовлетворяется и загоняется внутрь.

2-й конфликт - осознание ребенком того факта, что не только он претендует на отношения с матерью; существует отец. В результате это приводит к ревности и также загоняется вовнутрь.

3-й конфликт - если в семье появляется младший ребенок - переживание, жажда уничтожения.

Загнанные желания проявляются у ребенка в игровой деятельности (разрядка от тех запретов взрослых).

Эрик Эриксон (1902-1993), американский психолог, представитель эго-психо-логии.

Его эпигенетическая теория: рассматривает развитие человека в комплексе взаимодействия 3-х сторон: а) соматическое развитие (биологический фактор), б) развитие собственного «я» (психики); в) социальное развитие. На каждом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предыдущих этапах. Переход к новой фазе развития протекает в форме нормального кризиса. Ядром является социальная идентичность личности. Его исследования проводились после 2 Мировой Войны. Сделал вывод, что вся человеческая жизнь – установление механизма идентичности. Зрелость рассматривается как идентичность, как твердо, усвоенный и лично воспринимаемый образ себя во всем богатстве отношений к миру. Выделил 8 этапов жизненного цикла. Каждому циклу соответствуют свои задачи развития, на каждом этапе ребенок приобретает новообразования:

1. фаза доверия к миру: ребенок получает доверие к миру (6 мес.), если нет комфорта, образуется недоверие, которое ведет к задержкам (ЗПР), к явлениям госпитализма.

2. фаза автономии: поступки, действия контролируются окружающими. Ребенок приобретает чувство «глаза мира» до 5 лет (чувство стыда).

3. фаза инициативы: образуется чувство виновности. Ребенок начинает сознавать, что положительно, что отрицательно – 5-7 лет.

4. компетентность: образование определенных ЗУН, если какой-либо негатив – чувство неполноценности младшего школьного возраста.

5. идентичность: формируется чувство индивидуальности. Взятие на себя какой-либо роли. Старший подростковый возраст.

6. интимност ь: изоляция – период молодости.

7. продуктивность / застой – формирование творческой деятельности периода взрослости.

8. интеграция / о тчаяния: чувство исполненного долга / наоборот. Период зрелости.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...